RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Общественная дискуссия о «Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации»

Проводится Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов

Ведет дискуссию председатель Комиссии, президент Института проблем гражданского общества Слободская Мария Александровна

Участники: представители 70-ти правозащитных, социальных, образовательных, экспертных и др. некоммерческих организаций, члены Общественной палаты Российской Федерации

Место проведения: Москва, Российская государственная библиотека  

С Т Е Н О Г Р А М М А 

МОСКВА

17 мая 2006 года 

М.А. Слободская, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам развития гражданского общества и участия общественности в реализации национальных проектов

Открывая дискуссию, хочу высказать радость, что вы проявили такой большой интерес к теме предстоящего обсуждения. Сюда пришли не только члены Палаты, но и представители самых разных общественных организаций - кто занимается образованием, ведет военно-патриотическую работу, представители правозащитных, социальных и других организаций не только из Москвы, но из регионов.

Почему это мероприятие представляется мне очень важным. Наша Комиссия хочет возродить жанр, угасший в последнее время – общественную дискуссию в широкой общественной среде по стратегическим документам, определяющим развитие нашей страны не только на ближайшее будущее, но и в долгосрочной перспективе. Послание Президента безусловно относится к таким документам.

Пока такие документы обсуждают в основном политики и политологи, а вот широкая общественность, которой, по большому счету, и адресовано это Послание, остается в стороне.

Ваш приход сюда сегодня говорит о том, что вы разделяете мнение  -  что так быть не должно. Ведь  высказанные вами оценки, которые прозвучат сегодня, будут полезны не только нам самим, но и тем, кто готовит такие документы и будет  их реализовывать.

Что касается самого Послания, Я сейчас высказываю свое личное мнение. Это абсолютно блестящий документ – точный, конкретный, сфокусированный на стратегических приоритетах, которые  и общественность признает таковыми, что особенно важно. В первую очередь это  касается демографии.

В отличие от предыдущих, в этом Послании не просто обозначены проблемы, а представлен конкретный план по их разрешению. И я считаю, что это послание в известной мере отражает ту обеспокоенность ситуацией в этих сферах, которая высказывалась в обществе.

Мне лично в этом документе не хватает такого же четкого указания Правительству, как это сделано по другим вопросам, чтобы оно обнародовало концептуальные документы, на основании которых политика, изложенная в Послании, будет реализовываться. Причем, чтобы документы такого рода были доступны для общественного обсуждения на проектной стадии.

Предлагаю следующий порядок обсуждения. Учитывая, что практически все, кто здесь присутствует, готовы высказаться, предлагаю ограничить выступление 5-ю минутами. Прошу всех говорить по  теме обсуждения.

Г.Н. ЗАЙЦЕВ, Герой Советского Союза, вице-президент Ассоциации ветеранов подразделений антитеррора "Альфа", член Общественной палаты Российской Федерации

В своем выступлении хотел бы коснуться вопросов военной реформы в России. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказал: "Обращаю внимание – современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные угрозы". У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется, и в нескольких локальных конфликтах, должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России.

Начало 90-х годов прошлого столетия породило в России ситуацию политической нестабильности и хаоса в социально-экономической сфере. В этих условиях  проводить реформу военной организации, по крайней мере, было преждевременно и даже неразумно.

Что касается непосредственно военной реформы, в Российской Федерации, то следует сказать несколько предварительных замечаний общего характера.

Первое. Необходимость в военной реформе возникает, когда существенным образом изменяются политические, экономические, социальные и военно-стратегические условия. не позволяющие военной организации государства выполнять возложенные на нее функции военной защиты.

Второе. Военная реформа – это историческое событие, затрагивающее основы и все сферы военной деятельности государства. Результатом военной реформы является новая историческая сущность военной организации, ее новое качество.

И третье. Основным и главным объектом военной реформы государства становится ее Вооруженные силы. Реализатором реформ является рождение армии нового исторического типа.

Основными задачами второго этапа военной реформы 1996–2000 годы в части, касающейся Вооруженных Сил, декларировалось:

– реорганизация их структуры;

– изменение военно-административного деления Российской Федерации;

– преобразования в сфере военного управления;

– кардинальное сокращение Вооруженных Сил и доведение их численности до полутора миллионов человек;

– завершение вывода российских войск с территорий других государств;

– реализация программы вооружения армии и флота.

Следует заметить, что большинство этих задач было решено за исключением реализации программы вооружения.

Третий этап военного строительства, начавшийся условно в 2000 году, выглядел более осмысленным и реалистичным, был принят ряд концептуальных документов: Концепция национальной безопасности, Военная доктрина, Концепция внешней политики, Доктрина информационной безопасности, Морская доктрина, основы государственной политики по военному строительству на период до 2010 года, Основы политики в области развития науки и технологий.

То есть складывалась научно-техническая и нормативно-концептуальная основа философии национальной безопасности России.

В этих документах звучала более трезвая оценка военно-политической реальности. Сделана попытка выявления тенденций в ее развитии, пусть и расплывчато, но обозначены государственные интересы России, угроза ее безопасности, и определены меры, в том числе и военного характера по их защите.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод, что военная реформа в России пока еще не состоялась. Такой вывод делает и Президент в Послании.

В Послании от 10 мая текущего года Владимир Владимирович Путин делает глубокий анализ угроз в сфере национальной безопасности, а это тенденция к расширению в мире конфликтного пространства.

Весьма значительной остается террористическая угроза. Серьезная опасность с распространением оружия массового поражения. До сих пор не обеспечены гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос.

И далее он изложил конкретную программу перевооружения российской армии и повышения ее мобилизационной готовности. На эти цели выделяются значительные бюджетные средства.

Все известно, что основной силой в Вооруженных Силах является их личный состав. Военнослужащий управляет военной техникой, владеет оружием, они рискуют жизнью при выполнении боевой задачи. Служба в российской армии должна быть по-настоящему престижной.  И здесь еще нужно много выправлять.

Когда офицером наше государство будет гордиться, а солдата страна будет уважать, тогда можно уверенно сказать, что Российская армия всегда будет готова отразить потенциальную угрозу.

В Послании Президента четко изложены задачи реформирования Вооруженных Сил и обозначены пути создания надежной обороноспособности нашей страны.

Задача государственных и коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации – всемерно способствовать реализации этой программы. 

С.Р. БОРИСОВ, президент Общероссийской организации "Опора России", член Общественной палаты Российской Федерации

Я возглавляю организацию малого и среднего предпринимательства. Тему малого бизнеса Президент в своем Послании не затронул, но мы абсолютно четко уловили свою роль и миссию в тех идеях, в тех замыслах, которые Президент озвучил в своем Послании.

Во-первых, полностью совпала с нашей точкой зрения позиция Президента о том, что ответственность должна быть обоюдной и бизнес а и власти. Это впервые прозвучало. И я думаю, что неоднократно были декларации различного рода решений Госсовета в различных записях подзаконных актов, но воз был и ныне там.

Я думаю, что сегодня безответственность многих чиновников является причиной торможения в экономике. Я думаю, что безответственность чиновников – это не развитие малого бизнеса, а его фактически стагнация. Есть у нас плюсы в развитии малого предпринимательства, но они ни в коей мере не отражают то, что сегодня нужно российской экономике.

12–14 процентов доля валового внутреннего продукта для Росси – это ни что. И 80 процентов субъектов малого предпринимательства, работающие в торговом секторе, причем в примитивном торговом секторе. Люди, которые имеют колоссальный потенциал.

Президент в своем Послании сказал об инновационной деятельности, которая должна быть прорывной в российской экономике, поскольку именно инновации сегодня служат главным локомотивом развития любой экономики любой страны. Этим нужно заниматься системно, этим нужно заниматься всеохватывающе.

К сожалению, мы сегодня вынуждены констатировать, что малому предпринимательству фактически податься некуда. Не развита инфраструктура. И Президент в Послании сказал, что необходимо развивать инфраструктуру, промышленные парки, технопарки, бизнесинкубаторы, помогать особенно предприятиям, которые занимаются в высокотехнологичной и научно-технической сфере. Отойти от всех своих хозяйственных проблем, хождения по кабинетам чиновников, стояния в очередях, решения вопросов продвижения своей продукции на международные рынки. Все это можно и нужно помочь сделать малому предпринимателю.

Сегодня, к сожалению, в инновационном бизнесе из всей такой скудной цифры малого предпринимательства России занято менее 2 процентов наших предпринимателей. Вдумайтесь, талантливая нация, талантливые люди, хорошее образование, у нас на рыках стоят наши граждане – 50 процентов из них с высшим образованием. Их нужно вырвать из этой среды, переобучить, дать все условия и включить в нормальную экономическую цепочку.

Конечно же, малый бизнес более гибок. Вся международная практика доказывает, что на единицу затраченных сил для развития инноваций он в три раза более эффективен, чем средние предприятия, и в 24 раза эффективнее, чем крупные предприятия. Это доказано всеми странами мира.

Я думаю, что нам нужно сегодня тоже, когда мы окончательно определимся с конвертацией российского рубля, все-таки подумать и о том, что идея Общественной палаты имеет абсолютно здравый смысл в том, что нужно, наконец-то, подумать о своей гордости многим – и чиновникам, и предпринимателям, а нет, нет, мы заходим в магазины и видим (в скобочках) у.е., нужно все-таки подумать о нашей гордости.

У россиян собственная гордость, - говорил поэт. Поэтому давайте попробуем и в этой части быть последовательными и быть патриотами.

Я думаю, что  малый бизнес может сказать свое слово российской экономике, он скажет. А доверие к малому бизнесу в обществе, как показывают социологические исследования, большое. И, к счастью, Президент не назвал малый  и средний бизнес в числе тех, кому не доверяет наше население. Я думаю, потенциал у него очень большой. И вместе с обществом, вместе с институтами гражданского общества я думаю, что он может сделать очень и очень много. Спасибо. 

А.Г. КУЧЕРЕНА, Председатель Комиссии Общественной палаты по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированием судебно-правовой системы.

Хотел бы, наверное, остановиться на тех тезисах, которые были озвучены Президентом в Послании. Я даже не сказал – Послании, скорее всего, в наказах.

То, что больше всего меня как гражданина России затронуло. Прежде всего, мы хорошо помним, когда Президент говорил о том, особенно в первых строках своего Послания, что нет доверия граждан к институтом к некоторым институтам государственной власти и к большому бизнесу.

И это ведь правда. Можно вводить любые технологии современные, но если доверия нет, мы с вами прекрасно понимаем, что для того, чтобы решить ту или иную задачу, практически невозможно. Прежде всего, это связано с работой большинства, я не ошибся, большинства государственных институтов власти, которые небрежно относятся к нашим гражданам. Я должен вам сказать, как адвокат, и как председатель комиссии, как член Общественной палаты, я последнее время получаю достаточно много обращений от граждан со всей территории России, в которых акцентируется особое внимание – это, прежде всего, чванливое отношение чиновников к гражданам. И, соответственно, отсюда вытекает – грубейшие нарушения прав и свобод граждан.

И пока мы в этой части не наведем порядок, и пока мы вместе с вами не задумаемся над тем, как нам выйти из этого, ничего никогда не изменится в нашей стран. Это моя точка зрения, я подчеркиваю, и я в этом абсолютно убежден.

Примечательно в Послании Президента то, что Президент обратил внимание в том числе и на ситуацию в армию, в частности, связанную с дисциплиной, не только с современным вооружением, но в том числе и вопросы дисциплины. Мы уделяем достаточно много внимания этому вопросу.

Должен сказать, что меня, конечно же, волнует ситуация не только с правами человека, но в том числе и вопросы, происходящие в правоохранительных органах, силовых структурах и реформировании судебно-правовой системы.

За неимением времени я, конечно, не могу долго говорить. Но должен вам сказать, что мы в ближайшее время собираемся провести ряд мероприятий, связанных с взаимоотношением малого среднего бизнеса с правоохранительными органами. В ближайшее время будет проведен "круглый стол". И надеемся, что этот вопрос в том числе будет обсуждаться на пленарном заседании Общественной палаты. 

Л.М. РОШАЛЬ, Председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам здравоохранения 

Сначала маленькая реплика. Мне вообще безразлично, как что будет называться: иена, доллар, рубль, важно, чтобы инфляции не было, и цены были пониже. Вот что важно.

Я, конечно, за то, если рубль будет такой, что он будет крепкий и будет работать, и не надо будет доллары или что-то, то доллар сам умрет здесь.

А искусственно, мне кажется, вводит не надо.

Послание произвело на меня фундаментальное впечатление, потому что по мне – это одно из лучших посланий Президента за эти годы. Оно отличается конкретностью. Я понимаю, что не все направления могли быть там освещены. Можно было пару строчек сказать про это, про то, про другое. Важное, может быть, тоже из того, что там не было. Но он сконцентрировал на важнейших вопросах, которые нас волнуют, волнуют страну, волнуют государство. То, что касается армии, и всего другого.

Я думаю, что американцы и НАТО должны все же понять и не быть такими твердолобыми, что то, что мы сейчас начали ощетиниваться и все, это реакция на них. Не мы в этом заинтересованы. Если бы они не двигали границы НАТО сюда, совсем уже близко, еще им Белоруссию, а потом уже здравствуйте, Москва здесь рядом. И Россия была бы поспокойнее. Они наступают на те же самые грабли очень грубо и неправильно. Это не в интересах той же Америки и других стран Восточной Европы. Так что, здесь как бы нормально.

В отношении демографии, вы знаете, чем беднее страна, тем больше детей. Я был в Афганистане, там 10 детей в семье, в Монголии тоже по 12 детей. Не с этим связана абсолютно демография. Европа сейчас плачет по демографии ужасно совершенно и Германия. и так далее. Детей нет. Что делается с нацией и так далее.

Но у нас все же, я считаю, это положительно было сделано, у нас есть искусственные препятствия к тому, чтобы были созданы какие-то условия, не те ужасные, которые есть сейчас, чтобы женщина могла спокойно забеременеть, пройти дородовое обследование, родить, чтобы она была уверена, что она прокормит, воспитает, оденет ребенка. И вот на это направлено.

Конечно, я не знаю, насколько это резко повысит, сразу будет у нас та м по 5-10 детей, не знаю, но то, что сдвиг в эту сторону должен быть, он должен быть.

Теперь что меня волнует. Это не первое послание. И вы знаете, что не все положения прошлых посланий были выполнены. Это не я говорю, это Президент говорит в своем Послании. И здесь хорошие любые задумки могут увязнуть в нашем бюрократическом аппарате. И я вот этого боюсь более всего.

Вот сейчас мы разбираемся с вопросом здравоохранения. Ведь прекрасная идея – поднять первичное здравоохранение. 30–40 процентов врачей не хватает. Мы рухнем, если не будет поликлиник, ФАПов,  сельских врачебных больниц, кадровые вопросы надо решать. И была идея с помощью рубля привлечь сюда народ: врачей, медицинских сестер, и тогда очередей в поликлиниках не будет, консультаций узких специалистов достаточно будет, не надо в 5 часов утра вставать, занимать очередь. Врач не будет торопиться, потому что он сейчас в два раза ведет больных, чем это надо. Нормальная идея. Хорошая идея

Во что в результате всего превратили эту идею с подачи Минздрава, Минэкономики, Министерства финансов и так далее. Выделили только одним участковым врачам. И сейчас какая буря идет в поликлиниках. Посмотрите, что происходит. Футболят больных туда, сюда. Узкие специалисты недовольны, уходят или переквалифицируются, заведующие отделений переквалифицируются. Ну, это просто нарочно не придумаешь, что устроили в нашем здравоохранении из хорошей идеи.

Вот я боюсь очень, и то, что нужен гражданский контроль над этим всем, это точно совершенно.

Кулуарно решаются вопросы. Если в Министерстве здравоохранения за прошлый год одна или только две были коллегии – все. Кто решает эти вопросы? Никакого общественного совета нет. Кто решает эти вопросы? Вот 5–6 человек соберутся там где-то, тюти-мути, и, пожалуйста.

Я ни одного постановления Министерства здравоохранения обдуманного не видел. И вообще мы куда-то торопимся с вами, бежим. Я все время говорю: куда мы бежим? Но если бы то, что по закону об общественных организациях, если бы мы приняли не в январе, а в декабре, а сейчас, что бы изменилось? Объясните мне, пожалуйста. Если бы спокойно общество все обсудило, что изменилось бы? Ничего не изменилось бы.

Я поддерживаю основные положения Президента. И боюсь только бюрократии, которая многое может нам напортить. Спасибо. 

А.В. БАБУШКИН, Председатель правозащитной организации «Комитет за Гражданские права». 

Конечно, Послание Президента производит сильное и хорошее впечатление. Там нашлось множество идей, о которых давно говорили в обществе, которых от Президента давно ждали. Но, к сожалению, множество моментов оказалось Президентом не рассмотрено.

Я не согласен с тем, что доклад должен излагать только некие инициативы в ограниченной сфере проблем. Я думаю, что доклад – это подведение неких итогов деятельности органов государственной власти за прошедший год.

О чем не сказал Президент? Об общественных и некоммерческих организациях, о проблеме сохранения правовой базы в сфере прав человека, о нашей пенитенциарной системе, о наших правоохранительных органах, о малом предпринимательстве, об общественном и гражданском контроле. И я совершенно согласен с Леонидом Рошалем, что Президент должен был, наверное, сказать и о недопустимости скоротечного принятия законов, когда ни общество, ни сами чиновники не успевают понять, что принимается, зачем принимается, какие последствия будут. Но, к сожалению, Дума, как мы  знаем, голосует так, как она голосует.

Очень правильным является идея Президента о том, что угрозой для нашей страны является коррупция. Но вместе с тем мне хотелось бы, чтобы, может быть, на уровне правительственной программы, принимаемой в сфере преодоления коррупции, были очевидны для авторов этой программы три момента, что коррупция порождается тремя китами. Это большим количеством запретительных норм, большим количеством контролирующих институтов. А на сегодняшний день я должен вам доложить, в одном  административном кодексе перечислено около 100 контролирующих институтов. При очень низкой заработной плате в этих институтах. Например, сегодня московский милиционер получает зарплату примерно 55 процентов от средней зарплаты по Москве, а сотрудник паспортно-визовой службы, у которого нет городских надбавок, получает среднюю зарплату в размере 40 процентов от зарплаты по Москве.

Как бороться в этой ситуации с коррупцией? Мне кажется, конечно же, очень тяжело.

Печально, что Президент не коснулся и вопроса Чечни. Он говорил о том, что недопустима дестабилизация, нужна борьба с экстремизмом, но здесь четко надо сказать, что урегулирование чеченского конфликта – это многоплановые действия. И, в частности, это урегулирование конфликта невозможно без наказания как лиц, которые нарушали права человека с чеченской стороны, так и нарушителей со стороны федеральных сил.

Вы знаете, что правозащитники постоянно на это обращают внимание. И очень хотелось бы, чтобы эта идея была поддержана и Президентом.

Очень важной, с моей точки зрения, ключевой по своей важности является идея, точнее идея не Президента, а идея Солженицына, которая воспринята Президентом, сбережения народа. Меня очень порадовало то, что Президент сделал это ключевым моментом своего доклада. И он совершенно правильно говорит о том, что одним из путей здесь является миграция. Но, к сожалению, современное наше российское законодательство является антимигрантским. Вы, наверное, знаете, что если мигрант хочет легально приехать на территорию России и получить разрешение на работу, он вынужден собирать документы для получения разрешения на работу в течение 3 месяцев, при этом не имея средств к существованию.

Очень часто мы сталкиваемся с тем, что славянин, русский, может быть, русскоязычный приехал из другой республики, устроился, где-то жил, а паспорт не может получить, он родился за пределами Российской Федерации. И вот он совершает преступление, получает два года лишения свободы и не только в местах лишения свободы, но и до тех пор, пока у него не снята и не погашена судимость, по нашему закону о гражданстве, он не может получить паспорта. И здесь получается замкнутый круг. Он совершил преступление из-за того, что гражданство не мог получить. И не может получить гражданство, потому что он раньше совершил преступление. Понятно, что это один из каналов роста рецидивной преступности.

Конечно, мне хотелось бы, что вот эти положения ежегодного Послания Президента были восприняты не просто как некие заклинания, не просто как некие лозунги, а чтобы они повлекли действительно мощную законотворческую работу как в Государственной Думе, так и Общественная палата здесь помогла бы Государственной Думе, чтобы исправить эти огрехи нашего законодательства. Спасибо. 

М.П. НЕНАШЕВ, Председатель общероссийского движения поддержки флота 

Дорогие друзья, поскольку я представляю морскую часть общественного спектра, хотел бы, в первую очередь, сказать о том, что на флоте за эти семь дней, не только на флоте, в армии очень многие офицеры, послушав своего Верховного главнокомандующего,  говорили: "Мы же об этом говорим 15 лет". Но я больше чем уверен, судя по прессе, которую сейчас читаешь, правда, не хочется, чтобы все захлебнулись в лести, но большинство так и говорит, что мы же эти очевидные вещи предлагали и раньше.

Если говорить о  военной части Послания. то, естественно, большинство здравомыслящих людей, не только обязательно в погонах, но и без них, прекрасно понимают о том, что только флот, армия, силовые структуры делают государство государством, понимая, что наука, образование, экономика – это и есть суть самого государства. Но без этого мы просто исчезнем как страна. Это очевидные вещи.

Если говорить в развитие Послания, конечно, я поддержку общий тон, что сегодня нас всех с вами волнует одно: а что будет сегодня, завтра?

Очень хорошо, что Совет Федерации отреагировал таким экзотическим образом, дай Бог, чтобы эту линию они продолжили, потому что достаточно посмотреть состав Совета Федерации, кто из них политики, общественные деятели, а кто просто площадку имеет.

Государственная Дума. Достаточно просто взглянуть в телевизор сегодня или завтра, 450 человек, в ней будут заседать человек 100. Неважно, Единая Россия" у руля или нет. То есть кто все это будет реализовывать?

И если не с кого спросить, то очень трудно офицеру, мичману, от лейтенанта до полковника доказать важность служения Отечеству на совесть. Это о том,  что мы им платим.

Поэтому если тезисно, с точки зрения нашего общероссийского движения поддержки флота, если бы была возможность у Общественной палаты вырабатывать рекомендации по итогам сегодняшних встреч, то я бы предложил две позиции.

Первая. Вне армии, флота, силовых структур – это убрать безобразную, агрессивную атмосферу в обществе.

Что имеется в виду? Легко же: первый канал государственный, второй канал – государственный. Но вот мы сегодня придем, включим программу "Время", обязательно будет: какая собака Абашева укусила, куда съездил принц Чарльз и так далее. И офицер говорит: вы нам не платите, так вы нас еще заставляете смотреть, что там произошло в Америке, в Израиле, что делать с кодом Винчи и так далее. То есть атмосфера агрессивная. И причем это все принадлежит государству.

Это то, что не нужно вложений никаких.

Я поддерживаю доктора Рошаля. Понятно, Общественная палата только на ноги становится, дай Бог вам еще продержаться, чтобы  не забыли. Давайте постановим: в отставку Зурабова.

И то же самое по линии Минобороны. Второй фактор внутренний. А вы знаете, уважаемые члены Общественной палаты. что ежегодно, и с каждым годом увеличивается эта цифра, в декабре со счетов Минобороны возвращаются на счета Минфина деньги как неизрасходованные. Мы не можем катер отремонтировать, не можем выплатить только из-за того, что планирование такое. Ежегодно это происходит, я подчеркиваю.

Президент сказал в Послании: если вы хотите решить проблему, давайте говорить откровенно. Я говорю откровенно. Понятно, вопрос встанет: а кто это будет делать? Ведь у нас назначение сверху донизу. Это по принципу угодности. Везде так.

 В  заключение хотел бы сказать, что это очень хорошее начало, что сегодня идет такой разговор. Общественная палата и само призвание аккумулировать общественное мнение без условностей. Не надо только все сводить к дисциплине, к открытому бюджету.

В заключение я благодарю за само начало разговора. И мы как Общероссийское движение поддержки флота готовы к более продуктивной части. Спасибо за внимание. 

Л.М. АЛЕКСЕЕВА, руководитель Московско-Хельсинской группы

Очень глупый принцип, говоря о каком-то тексте, о каком-то выступлении, сосредотачиваться не на том, что в нем есть, а на том, чего в нем нет. Тем не менее я вообще очень сержусь, когда книжку, например, разбирают: а вот автор не написал об этом. Читайте, о чем он написал.

Тем не менее, до меня выступал Андрей Бабушкин, тоже представитель и давний, активный руководитель некоммерческой правозащитной организации и говорил то же самое: нас там нет. Гражданское общество – такого слова нет в федеральном Послании. А мы гражданское общество. Я не в армии, я не во флоте, я не в экономике. И получается, что это не про меня. А ведь все-таки из 146 миллионов, которые у нас живут, большинство – это люди, а не представители каких-то структур экономических, военных, о которых, в основном, здесь речь.

Так вот, и даже в тех проблемах, которых Президент коснулся, то есть не коснулся, а о которых он подробно говорил, опять нет того сегмента, которым занимается гражданское общество. Вот, например, много и совершенно правильно говорится о демографических проблемах. население уменьшается на 700 тысяч в год. Это в стране, которая не отличается большой плотностью населения по сравнению с европейскими странами, каковой мы являемся.

Но главное, по-моему, все-таки здесь не повышение рождаемости, потому что Вы правы, Леонид Михайлович, чем лучше страна живет, тем меньше рожают. А мы хотим лучше жить, так что, наверное, не будут, несмотря ни на какие преференции, заметно больше рожать. Важно говорить о понижении смертности. Вот страшная проблема в нашей стране.

Но те сегменты  этой проблемы, которой мы заняты, вообще нет. Об эпидемии СПИДа в стране, которая через семь лет начнет нам приносить такой страшный урожай, вообще ничего нет. А плохое здравоохранение, плохая его организация – это и есть основной источник и заболеваний, и ранних смертей.

Причем Президент не скрывает, что он о демографической ситуации говорит в связи с Министерством обороны, то есть солдаты нам нужны. Но какие же солдаты, если плохое здравоохранение, если не будет здоровых молодых людей и если будут рано умирать. Я не говорю, конечно, о таком источнике смерти, как продолжающиеся военные действия в Чечне. Этого слова в Послании нет. О терроризме, буквально, две строчки. А ведь у нас год от года террористические акты уносят все больше жизней.

Единственное, что в этой демографической части сказано о том сегменте, с которым правозащитники имеют дело, это миграционная политика. Мы действительно давно добиваемся либерализации закона об иностранных гражданах и о гражданстве Российской Федерации. Но об этом тоже сказано вскользь, правда, сказано так, что надо все-таки привлекать в нашу страну людей, и это, конечно, обнадеживает, что удастся либерализовать эти законы.

Много, очень много про армию, но ни слова про дедовщину. А именно этим мы и занимаемся, чтобы в армии было человеческое отношение к солдатам. А ведь дедовщина разрушает и разъедает армию изнутри. Если эта проблема не будет решена, никакие вливания денег и никакие перестановки в высшем командном составе не помогут сделать армию нормальной армией.

Большая часть жалоб, с которыми к нам обращаются люди по поводу нарушения их прав, это беззаконие, беспредел, творимый правоохранительными органами: милицией, прокуратурой. Ни одного слова ни про то, ни про другое. А ведь пытки в милиции, стали обычным каждодневным явлением.

О судебной системе. Все социологические опросы показывают, что люди не верят нашим судам, считают их коррумпированными, подчиненными власти, продажными. Не может государство жить без нормального правосудия в современном мире.

И последнее, то, о чем уже говорил Андрей Бабушкин. В январе Президент подписал новый закон о некоммерческих общественных организациях. Я, кстати сказать, хочу, пользуясь тем, что здесь присутствуют многие члены Общественной палаты, от всей души поблагодарить их за те письма, которые они от имени Общественной палаты слали, пусть не имело это эффекта. Я им благодарна, тем более, что представители,  правозащитных организаций здорово ругали и ругают Общественную палату. Тем более спасибо вам, что вы выше этого и подумали об интересах гражданского общества и о наших интересах не как членов и руководителей этих организаций, а как представителей гражданского общества. Об этом тоже ни одного слова. Я рассматриваю этот закон как сознательную попытку уничтожения гражданского общества. Президент знает, что есть такие опасения, но, тем не менее, об этом ни одного слова. 

М.А.СЛОБОДСКАЯ

Спасибо, Людмила Михайловна. Позвольте небольшую реплику.  Общественная палата выступила с критикой закона об НПО, не только потому, что она поддерживала общественников, выступивших против него, а потому, что палата сама состоит из таких же общественников, которых все, что написано в законе касается в полной мере.

Л.М. АЛЕКСЕЕВА 

Конечно.

М.А. СЛОБОДСКАЯ

Справедливости ради должна сказать, что нашими общими усилиями в законопроект внесено огромное количество поправок, принятый закон совсем не похож на первоначальный документ. Хочу  сказать, что наша Комиссия создала  группу, которая состоит из членов и не членов Палаты, которая будет заниматься мониторингом ситуации с этим законопроектом. И, в частности, члены этой группы сейчас вместе с представителями Росрегистрации будут писать методические рекомендации для регистрирующих и налоговых органов,. Очеь важно, что они будут делать это вместе.  

О.В. ЗЫКОВ, Президент Общероссийской организации «Нет алкоголизму и наркомании», член Общественной палаты.

Что касается Послания,  то меня, естественно, волновало, что говорил Президент о социальных проблемах, и я на самом деле абсолютно искренне в восторге, что проблема демографии предъявлена как ключевая проблема на данный момент в истории нашего государства. И мне нравится тема народосбережения. Но вот коллеги, которые меня  знают, подтвердят, меня всегда интересовали технологии, не разговоры, не абстракция, а технологии. Что делать-то будем?

Поэтому с точки зрения народосбережения меня интересуют народосберегающие технологии. Так вот, рассматривать женщин как племенной скот, которому можно задать корм, и они начнут рожать, это плохая технология. Она не работает во всем мире. К сожалению, вот такая идея, что можно чисто материальными средствами заставить женщин рожать, присутствует, она даже рассматривается как некая прогрессивная. Да, конечно, определенный материальный уровень обязательно нужен, это само собой разумеется. Но рассматривать это как ключевую технологию, по меньше мере, непрагматично, нетехнологично.

Людмила Михайловна права, вопрос смертности, как снижать смертность. Это очень важная технология. Ее можно обсуждать. Не хочу сейчас на этом застревать.

Но меня поражает, что каждый раз выпадает тема уже рожденных детей. Вот они уже родились. Их не надо адаптировать Качество защиты их прав определить, насколько они будут полноценными гражданами и насколько они сами будут полноценными родителями, как они будут рожать других детей. Я абсолютно убежден, что качество защиты прав детей и стариков определяет качество государства и общества. Но вот это почему-то выпадает из поля зрения.

Демографическая политика рассматривается только в контексте рождения, смертности и миграционной политики, хотя для меня очевидно совершенно, что это, прежде всего, качество защиты уже рожденных детей. Вот ключевая проблема на самом деле, но она тоже выпадает из поля зрения почему-то.

И, конечно, в этом смысле моя любимая тема – тема ювенальной юстиции, как правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних. Она тоже никак не прозвучала. Хотя при этом, я сразу оговорюсь, Президент поддержал идею ювенальной юстиции, но поддержал ее в марте прошлого года. Это к вопросу о неисполнении тех поручений, которые уже Президент дал. Об этом он, кстати, говорил в своем собственном Послании.

И вот сегодня мы пытаемся добиться, нет, не позиции Президента, он ее уже высказал, а вот как раз того, чтобы было решено то, что уже решено, и сделано то, что должно было быть сделано давно. Вопрос исполнительской дисциплины. Леонид Михайлович об этом говорил. Я не знаю, другого слова не подберу, о каком-то жлобстве бюрократии в данном случае, потому что это не вопрос денег, это не вопрос политической воли, это вот такого какого-то бюрократического жлобства. Вот как это преодолеть? Не знаю, сыграет ли роль Общественная палата в этом вопросе, но мы как общество, безусловно, должны над этим задуматься.

И я думаю, что в  Послании Президента эта тема присутствует, более того, она там красной нитью проходит, только там более интеллигентно Президент предъявляет эту тему. Если мы ее осмыслим и если мы найдем технологические пути решения этой проблемы, это будет очень важно.

В нашей комиссии, а я вхожу в комиссию господина Кучерены. мы создали рабочую группу по общественному контролю. Андрей, можешь войти в нее тоже. Там Лева Ливенсон будет ответственным секретарем этой рабочей группы. Это на самом деле главное.

Если мы как граждане начнем контролировать власть, которая должна обслуживать нашу волю, и будем это делать не декларативно, а через определенные технологии, то, наверное, что-то изменится. Это вопрос тогда нашей собственной активности.

Позиция, когда власть плохая, а мы  при этом ничего не делаем, это глупая позиция, это нетехнологично, это неумно.

Поэтому, в конечном итоге, если что-то хорошее происходит – это результат нашей активности, а не активности власти, с моей точки зрения. Если что-то плохое происходит – это результат нашей пассивности. И обижаться здесь не на кого. И заниматься критиканством власти – это самое неумное, что мы можем придумать. Спасибо. 


А.С. ЭПШТЕЙН
, эксперт Совета Федерации по региональной политике и местному самоуправлению

Уважаемые коллеги, я очень высоко оцениваю Послание Президента. Согласен с теми, кто говорит, что это лучшее из того, что он говорил.

Но меня очень пугает несколько моментов. Я очень боюсь, чтобы у нас с этим Посланием не повторилась ситуация 2003 года, когда Президент поставил жизненно необходимые задачи, а вместо того, чтобы общество объединилось на их решение, из-за того, что каждый подходит с точки зрения отдельного вопроса, а не системы в целом, по существу, мы потеряли шанс объединить наше общество на основе жизненно необходимых интересов.

Поэтому я хотел бы обратить внимание на один очень важный момент, когда речь идет о послании Президента. Давайте различать три вещи.

Первое. Задачи, которые выдвинуты.

Второе. Те аргументы, которые выдвинуты Президентом, которые по своей сути представляют как бы иллюстрацию подхода к этим задачам.

И третье. Те программы реализации этих задач, которые должны быть созданы в обществе для того, чтобы решать эти задачи.

Для меня самое главное в Послании заключается в том, что  здесь блестяще изложена военная доктрина, если можно так выразиться, очень лаконично, но очень четко и, главное, перспективно изложена суть взаимоотношений в СНГ, потому что то, что сегодня творится в СНГ, то, что Газпром творит с Белоруссией, это полное политические и экономическое как бы убийство самой России. Мы не хотим понять, что за подлетное время платят. Вот здесь военные сидят, они, наверное. это могут сказать.

Почему я об этом говорю? Проблема рождаемости. Сама постановка, безусловно, правильная. Но то, как изложена эта проблема, с моей точки зрения, она показывает, что эта программа абсолютно не разработана.

Я разработчик системного анализа национальных проектов. И эти вещи повторяют наши национальные проекты. Идея правильная, но каждый рубль, который будет вложен в национальный проект, приведет к 10 рублям ущерба в целом по стране.

Если так грубо говорить, что чем больше денег разворуют, тем меньше будет ущерб для страны. Вот настолько парадоксально. Я это привожу не к  тому, что я призываю воровать, а к тому, чтобы показать, насколько абсурден подход, потому что когда излагается задача, я последовательно, штучно ее рассматриваю. Но когда реализуются задачи, они должны быть ориентированы на единый конечный результат. А у нас все проекты носят ведомственный характер, реализуют ведомственные представления руководителей ведомств о ведомственном интересе. А это вообще все перекошено.

Поэтому очень важно эти три вещи различать, потому что тогда все наши замечания способствуют оптимизации поведения в стране и не препятствуют объединению во имя решения задач, потому что если мы не объединимся вокруг тех задач, которые сегодня поставлены Президентом, ничего хорошего не будет.

Вместе с тем я бы хотел обратить внимание на один момент. Вот мы все опять обсуждаем отдельные вещи. А в чем главный порок послания? Главный порок Послания заключается в том, что по своей природе этот инструмент должен дать диагноз ситуации. Диагноза нет, есть только симптомы, индикаторы.

Ведь из того, что сказал Президент, что с переменами были связаны большие надежды миллионов, однако, то-то, то-то, то-то… Что из этого следует? Из этого следует, что в стране создан принципиально неработоспособный экономический механизм. И все те проблемы, которые вы обсуждаете, это все производная от несуразного экономического механизма, ориентированного на системную дезорганизацию страны. Сознательно, бессознательно – я сейчас не хочу обсуждать. Я как кибернетик говорю о ситуации.

К чему мы идем? Что нас ждет? Так вот, я утверждаю, что если мы не одумаемся, то нас ждет экономическое опустынивание страны, концентрация экономической активности у 20 процентов городов с наивысшей рыночной ценой земли. Тогда по стране будут ходить, извините за грубость, стада спившихся, обкуренных, сексуально развращенных, но демократизированных и с полной свободой слова особей, которых когда-то называли русскими. Вот что нас ждет.

Законы общественного развития отменить нельзя. В отличие от законов природы они, правда, бьют по голове не того, на кого падает яблоко, а следующее поколение. Но от этого суть не меняется.

Вы посмотрите, слово «нравственность» в Послании названо один раз. А все, что безнравственно, все в конечном счете неэффективно и неэкономично. А отсюда замедление всех темпов, которые мы имеем в виду. 

А.С. СТАРОДУБЕЦ, председатель Центрального совета Российской оборонной спортивно-технической организации – РОСТО (ДОСААФ), член Общественной палаты Российской Федерации

Уважаемые коллеги! В послании Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию Российской Федерации особое внимание  уделено вопросам дальнейшего укрепления национальной безопасности государства. Эта проблема освещалась  по различным  направлениям государственной, внешнеполитической, социально-экономической, военной и духовной сфер деятельности в современных условиях.

С особой детальностью были проанализированы состояние и перспективы развития Вооруженных Сил России, одного из надежных гарантов в обеспечении национальной безопасности страны, как на внутренней, так и на международной арене. В перспективе поставлена масштабная цель в военном строительстве – создать профессиональную и мобильную армию.

В числе приоритетных задач, связанных с совершенствованием организационной структуры Вооруженных Сил и системы их комплектования, коренным улучшением материально-технического оснащения армии и флота, социальной защитой военнослужащих, определенное место занимает подготовка граждан Российской Федерации к военной службе. Как  подчеркнул Президент Российской Федерации В.В.Путин: «Надо не только учить, но и  воспитывать, заниматься физической и военно-патриотической подготовкой молодежи, возрождать допризывную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта».

Задача, поставленная Президентом Российской Федерации, напрямую относится к деятельности общероссийской общественной организации «Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО (ДОСААФ)», с 1991 года правопреемница легендарного ДОСААФ.

Именно ей удалось сохранить  практически во всех субъектах Российской Федерации  разветвленную организационную структуру и учебную сеть, обладающую материально-технической базой и достаточным кадровым потенциалом. В настоящее время РОСТО (ДОСААФ) одна из  немногих общественных организаций привлечена к выполнению государственного оборонного заказа на подготовку граждан  по военно-учетным специальностям. Ежегодно в учебных организациях  готовится около 90 тыс. специалистов для основных силовых структур Российской Федерации.

При этом данная подготовка  осуществляется  вне их численности, вне срока  военной службы и, что очень важно она менее затратна, чем аналогичная подготовка в учебных частях и соединениях. Немаловажным является и то, что в процессе обучения будущие воины охватываются целенаправленным военно-патриотическим  воспитанием, активно привлекаются  к занятиям техническими и военно-прикладными видами спорта.

С учетом практической реализации политического решения  о поэтапном сокращении  срока военной службы по призыву с 2007 года до 18 месяцев, с 2008 года  до 12 месяцев, подготовка высококвалифицированных специалистов из числа призывной молодежи  приобретает особую актуальность.

Во-первых, по предварительным расчетам Генерального штаба ежегодная потребность в таких специалистах увеличится примерно в  полтора раза.  Кроме того, предполагается увеличение не только объема, но и расширение  Перечня  военно-учетных специальностей (с 32 до 42), по которым планируется осуществлять подготовку граждан призывного возраста в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ).

Во-вторых, в связи с сокращением срока военной службы от уровня военно-профессиональной и психологической подготовленности  личного состава в немалой степени будет зависеть  боевая готовность и боеспособность соединений и частей. Значит,  из стен школ РОСТО (ДОСААФ) должен выходить специалист такого уровня, который способен грамотно эксплуатировать и применять  вооружение и военную технику.

Процессы,  происходящие в стране и в Вооруженных Силах, настоятельно выдвигают требования о поиске новых форм военно-профессиональной подготовки граждан к военной службе. В этой связи Центральный совет РОСТО (ДОСААФ) совместно с заинтересованными министерствами  и ведомствами вплотную приступил к проработке вопроса о внедрении многоуровневой системы подготовки специалистов,  через создание  сети специализированных колледжей.

Сущность многоуровневой системы подготовки призывника состоит в том, что наряду с реализацией  профессиональных образовательных программ будет осуществляться обучение по военно-учетным специальностям, изучение основ военной подготовки в сочетании с занятиями военно-прикладными видами спорта.

В результате гражданам будут предоставлены условия для всесторонней и качественной подготовки к военной службе по призыву, кроме того, будут накапливаться  база для отбора кандидатов при прохождении военной службы по контракту и мобилизационные ресурсы. В перспективе планируется  иметь по одному такому колледжу  в каждом субъекте Российской Федерации.

Реализация проекта по внедрению системы многоуровневой подготовки позволит решать общенациональные задачи, как в интересах военной организации государства, так и социальной сферы общества.

Между тем данный проект потребует создания со стороны государства соответствующих условий. Многие вопросы об укомплектовании учебных классов колледжей необходимыми учебно-наглядными пособиями и оборудованием,  подключении колледжей к сети Интернет, наличии достойной заработной платы преподавателей в образовательных учреждениях РОСТО (ДОСААФ) остаются нерешенными, так как для проведения данных мероприятий необходимы особые меры поддержки, как со стороны государства, так и со стороны бизнес-структур.

Наряду с военно-профессиональным образованием призывной молодежи организации РОСТО (ДОСААФ) стремятся наращивать усилия  в подготовке специалистов по массовым техническим профессиям в интересах социально-экономической сферы. В настоящее время в учебных структурах РОСТО (ДОСААФ) ежегодно готовятся  свыше 600 тыс. специалистов по 150 профессиям.

Говоря об участии РОСТО (ДОСААФ) в практической реализации Послания Президента Российской Федерации, хотел бы остановиться и на таком важном направлении деятельности организации как патриотическое воспитание граждан.

Вся многолетняя история Оборонного общества, 80-летие которого будет отмечаться в январе 2007 года, подтверждает  важность этой задачи в уставной деятельности  ОСОАВИАХИМа-ДОСААФ-РОСТО.

В настоящее время в этих целях используются 13 домов РОСТО, 204 музея и 459 комнат боевой славы, более 3 тыс. классов и уголков  военно-патриотического воспитания. Издаются журнал «Военные Знания» и ежемесячное  приложение к газете «Красная Звезда» - «Вестник  РОСТО». Большой вклад в формирование  патриотического сознания граждан России вносит Санкт-Петербургский драматический театр РОСТО «Патриот». При учебных и спортивных организациях действуют более сотни детских и юношеских клубов, значительное количество военно-спортивных лагерей, поисковых отрядов, военно-патриотических объединений.

Организации РОСТО (ДОСААФ) усилили внимание к патриотическому воспитанию и профессиональной ориентации проблемной молодежи и трудновоспитуемых  подростков. Сегодня они шефствуют над 120 детскими домами, школами-интернатами и другими социальными учреждениями подобного типа.

В последние годы все мы отмечаем рост государственного внимания к проблемам развития  физической культуры и спорта в стране. Положительный  импульс в первую очередь задается со стороны Президента России, Правительства, Государственной Думы и других органов  законодательной и исполнительной власти в центре и на местах.

Сказанное в полной мере относится и к сфере видов спорта, относящихся к ведению РОСТО (ДОСААФ). Сегодня   в стране в официальные календарные мероприятия включены 117 видов спорта, из них 51 олимпийские (36 летних и 15 зимних), 26 относятся к деятельности наших организаций. Из 16,6 млн. человек, занимающихся организованными формами физической культуры и спорта, около 1,5 млн.  или каждый  одиннадцатый посещают  спортклубы и секции РОСТО (ДОСААФ). Кроме специалистов для военной службы во всех силовых структурах ежегодно наши спортивные организации поставляют в Вооруженные Силы до 40 тыс. призывников – спортсменов: стрелков, парашютистов, автомобилистов, мотоциклистов, радистов, кинологов, подводников и других.

В обращении к депутатам Государственной Думы Российской Федерации заместитель председателя Правительства – Министр обороны Российской Федерации Сергей Борисович Иванов акцентировал внимание:

«Необходимо не на словах, а на деле развивать детский  и юношеский спорт, прививать устойчивое стремление россиян к здоровому образу жизни.

 Большие надежды в этом деле мы возлагаем на РОСТО (ДОСААФ), которая занимается допризывной подготовкой молодежи и может сыграть важную роль в том, чтобы привлечь мальчишек с улиц  и из подвалов  в спортзалы и на стадионы».

Со своей стороны наша организация стремиться соответствовать новым стандартам, выдвигаемым к ней сегодня.

Нас так же волнуют проблемы возрождения массовости в спорте, обеспечения высокого мирового уровня в спорте высоких достижений. Самые большие потери за истекшие годы мы, как и в других спортивных видах, понесли в массовости нашего спорта. Количество спортивно-технических клубов, детских юношеских спортивно-технических школ, кружков и секций сократилось почти в три раза, число занимающихся снизилось вдвое.  Спортивная база устаревает, нуждается в развитии и реконструкции, спортивная техника требует замены и модернизации.

Что касается характеристики спорта высших достижений в авиационных, технических и военно-прикладных видах, координируемых  РОСТО (ДОСААФ), то за последние пять лет спортсмены наших национальных сборных команд, выступающие под государственным флагом России, приняли участие более чем в 700-х  чемпионатах и кубках мира и Европы.

При этом они завоевали 2316 медалей, из них: 1029 золотых, 720 серебряных и 567 бронзовых, установили 71 мировой и 83 Европейских рекорда. Подготовлено 77 заслуженных мастеров спорта, 378 мастеров спорта международного класса, 1282 мастера спорта, 69 заслуженных тренеров России.

Сегодня среди лучших в мире значатся наши спортсмены - летчики,  вертолетчики, планеристы, парашютисты, радисты, стрелки из арбалета, мастера ледового мотоциклетного спидвея, подводного плавания и других видов спорта. Эти данные свидетельствуют о том, что нашим спортсменам и тренерам удалось не только сохранить лидирующее  положение в мире, но и по некоторым направлениям и приумножить успехи.

При этом не требует комментария  тот факт, что из государственного бюджета на весь наш спорт высших достижений за эти пять лет получено менее 30 млн. рублей. (2004 год – около 21 млн. руб., 2005 год – примерно 8,5 млн. руб. вместо 22 млн. запланированных). На развитие массового спорта – вообще ничего не выделено.

Трудно понять и еще труднее объяснить, почему наши спортсмены, тренеры и специалисты, чемпионы и рекордсмены мира и Европы, в отличие от представителей других видов спорта, лишены:

-государственных ставок заработной платы;

-валютных средств на участие сборных команд в официальных  международных соревнованиях и учебно-тренировочных сборах;

-медикаментов;

-стипендий Президента Российской Федерации;

-официальной спортивной экипировки и спортинвентаря;

-премий по результатам выступления на чемпионатах мира и Европы и т.д.

Конечно,  как писали Ильф и Петров: «Финансовая пропасть – самая глубокая пропасть в мире. В неё можно падать всю жизнь». Но в последние годы появилась надежда, что мы все постепенно отдаляемся от края этой пропасти.

И самые главные наши надежды мы связываем с поручением Владимира Владимировича Путина Правительству Российской Федерации о развитии  технических и военно-прикладных видов спорта, а также с поддержкой в осуществлении задач, которые ставит перед нами руководство страны. 

А.В. ВОРОНКОВ, руководитель Военно-патриотического поискового объединения "Столица".

В Послании Президента то, что мы делаем постоянно, буквально, расписано по словам: "Считаю, что в школах надо не только учить, но и воспитывать, надо заниматься физической военно-патриотической подготовкой, возрождать военную подготовку, помогать развитию военно-технических видов спорта. И Правительству необходимо принять соответствующую программу по этому поводу".

На сегодняшний момент главное – укрепление дисциплины в войсках. Наши дети, когда они находятся в коллективе, во время допризывной подготовки, особенно так, как это делается в ДОСААФ - как раз с этого момента и начинается комплектация маленького коллектива по принципу военной части. И в этот момент мы можем сделать так, что потом в армии не будет неуставных отношений. Все эти проблемы с неуставными отношениями – это, в основном,  с жителями больших городов. И поэтому наша  основная задача, мы для себя ее так и восприняли, что чтобы наши детишки, выезжая в регионы, проводя поисковые работы, больше общались с представителями своего возраста из других городов, и чтобы они начинали узнавать друг друга понимать, работая вместе и  выполняя какую-то одну задачу.

Наша организация нашла отклик в  Послании того, что считаем актуальным.  

Г.А. ТОМЧИН, президент Фонда поддержки законодательных инициатив, член Общественной палаты Российской Федерации

Уважаемые друзья, Послание Президента амбициозно, очень дорого для страны, и я рад, что мы можем себе такое Послание сейчас для страны позволить.

Но тем не менее, раз оно такое, то здесь самое главное – контроль, как его будут исполнять. И вот вопрос исполнения будущей политики, это как раз сфера деятельности Общественной палаты.

Я далек от мысли, что каждый гражданин страны сможет контролировать каждый затраченный рубль. Но для того, чтобы они тратились правильно, каждый чиновник страны должен знать, что каждый гражданин страны может проконтролировать.

А теперь конкретные вещи. Образование. И сегодня мы – Общественная палата и ни кто иной, должны потребовать от власти, чтобы у нас в бюджете страны стояла цифра текущих расходов на образование одного ученика с учетом и тарифов, которые за него платят, и учебных пособий, чтобы родитель видел, какая цифра приходит в школу,  и директор видел.

Никаких препятствий для такого преобразования законодательного нет. Есть только нежелание это раскрыть, тяжелое нежелание, идущее даже от руководителей образования не только высшего, но и среднего звена. Они не хотят, чтобы мы это знали. Попробуйте найти цифры этих затрат. И мы будем знать, во что обходится каждый ученик, и будем знать, за что  голосует каждый депутат и что подписывает Президент, когда подписывает бюджет, сколько реально идет на текущее образование.  Кстати, это не просто требование, это конституционная обязанность, 44 и 45 статьи Конституции. Это один механизм.

Второй механизм. Мы много говорим о том, чтобы армия была популярна. Много говорим, чтобы нам нужно, чтобы женщины рожали мальчиков, чтобы женщины хотели рожать мальчиков. Но женщина в этих условиях может бояться рожать мальчика. Я не говорю, что предложенный сейчас новый механизм решил проблему. Но одна часть проблемы может быть решена. Мы должны  в бюджете страны иметь цифру страховых выплат государством за потерю здоровья и потерю жизни каждому одевшему военную форму. Именно что государство страхует – это раз. И эта цифра должна быть достаточно большой, чтобы бюджету и государству было невыгодно, что в армии человек теряет здоровье или жизнь в процессе обычной службы, или же это в боевых действиях. Имея такую цифру, у нас и армейская доктрина будет направлена на то, чтобы сберечь человека в военной форме. Тогда молодая девушка может и захочет родить сына от военного. А сын от военного чаще пойдет в армию, чем сын  гражданского.

Можно говорить еще о многих таких механизмах, который мы – Общественная палата - можем и должны сейчас уже потребовать, и можем предложить контролировать обществу.

Я бы считал, что обсуждение этих механизмов должно стать задачей комиссии госпожи Слободской, как основной задачей. И обсуждение, и требование таких механизмов.  Спасибо. 

А.С. Пржездомский, исполнительный директор Российского фонда свободных выборов, член Общественной палаты Российской Федерации

Уважаемые участники "круглого стола", мне хотелось бы обратить ваше внимание на два момента и оба они  находятся на первой странице в Послании.

Первое – это то, что во втором абзаце Президент упомянул закон об Общественной палате. И это, в общем-то, свидетельствует о том, что  высшее должностное лицо государства рассматривает этот общественный инструмент не как имитацию, как многократно писалось в средствах массовой информации, а как возможно реальный инструмент влияния в общественной сфере.

И второй момент. Надо вчитаться в него и еще раз осмыслить, как звучат эти строки. Обратите внимание, что "Некоторое представители власти перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан". Из уст Президента звучащий акцент такого рода свидетельствует о том, что Президент, может быть, впервые в новейшей истории России реально проявляет свою политическую волю относительно очищения власти от скверны коррупции.

Об этом говорилось последние 15 лет немерено. Создавалась масса всякого рода организации, формировались группы, готовились  законы. Но как вы знаете, не только воз и ныне там, а процесс деградации доводит нас до крайности. И вот то, что Президент об этом говорит в самом начале Послания, предвосхищая все остальные рассуждения, оценки и предложения, говорит о том, что в этом он видит основную, генеральную задачу сегодняшнего дня, потому что, не преодолев того, что происходит во власти, не решится ни одна задача Послания, ни один национальный проект, ни одни планы, заявления и намерения не могут быть реализованы, если соответствующий чиновник смотрит на их реализацию через призму личного материального интереса.

Деградация в этой сфере дошла до крайности. Сегодня уже звучат слова о том, что надо узаконить откаты, что надо узаконить взятки. То есть это говорит уже о деградации морали в нашем обществе.

Поэтому если сегодня не предпринять реальных, практических шагов, а политическая воля здесь четко декларирована, я думаю, что ничего не удастся сделать.

Сегодня стоит вопрос о поднятии престижа службы в правоохранительных органах. Надо от них требовать борьбы с коррупцией, но надо их и поддерживать. Если мы будем постоянно со стороны общества издеваться над правоохранительной системой, она не только коррумпируется полностью, она будет не способна решать задачи обеспечения безопасности.

И мы считаем, что сейчас есть реальный шанс Общественной палате сказать свое веское слово в этом направлении деятельности. И я думаю, что это Послание – это реальный сигнал к тому, чтобы все общество включилось в искоренение этого катастрофического для нашей страны явления. 

М.А. СЛОБОДСКАЯ

К сожалению, нигде в мире коррупцию не удалось полностью искоренить, хотя в ряде стран есть успешный опыт борьбы с этим явлением. Область, связанная с медициной, признана в мире одними из наиболее коррупционных, а потому учитывая нацпроект «Здравоохранение», может быть нам стоит сосредоточиться на работе в этом направлении.

К вопросу о коррупции, вчера я неожиданно была в одной больнице, где врачи в этот момент получали новое дорогостоящее оборудование. И, в частности, один из приборов стоил 130 тысяч. Один из приборов, в получении которого врач должен был расписаться, стоил 130 тысяч. Очень удивившись такой цене, врач при мне позвонил в фирму, которая торгует аналогичным оборудованием – у них цена за такой же точно прибор - 70 тысяч. То есть у нас по государственным закупкам закупают вдвое дороже, чем это можно купить. Вот вам настоящая коррупция и вопрос госзакупок должен быть предметом общественного контроля. 

К.Г. БЕРЕЗА, председатель Подкомитета по лесному хозяйству Комитета Торгово-промышленной палаты по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства

Я хотел бы остановиться на  проблеме лесной отрасли. В Послании говорилось о том, что у нас Газпром вышел на третье место по капитализации, говорилось об атомной энергетике, говорилось о структурных изменениях в экономике. Но как сказал господин Эпштейн, эксперт Совета Федерации, действительно, зачастую у нас слова, благие пожелания расходятся с делом, с реализацией их в Правительстве.

Вот как говорил один из членов Общественной: главное ведь не слова, главное технологии, как это все делать, как это реализовываться будет.

Посмотрите, что у нас получается. Россия - это 25 процентов лесов планеты. Самые большие запасы в мире, 89 млрд. кубических метров. Первое место в мире по запасам лесов и четверть планеты площади.  При всем при этом в мировом экспорте Россия занимает 2 процента, а Финляндия 18–20 процентов. Один процент в валовом продукте России – лесная промышленность. То есть это просто несопоставимые цифры.

Лесное хозяйство лежит в основе и мебельной, и целлюлозно-бумажной промышленности. Что у нас происходит? Я более подробно остановлюсь на проблемах лесного хозяйства, но вся суть в том, что целлюлозно-бумажная промышленность – это миллиард долларов ЦБК. Вы знаете, в Костроме собирались, еще где-то строить, нигде за последнее время после советского периода ни одного ЦБК не построено. Инвесторы не идут. А существующие мощности используются на 100 процентов. Нигде в мире на сто процентов оборудование не используется,  а мы используем, то есть, добиваем то, что есть,  а новое не идет. Почему? Потому что Лесной кодекс до сих пор не принят. Мы до сих пор не можем прийти к решению: конкурс, аукционы или концессия.

Почему мы говорим про огромное лесное воровство. Почему из нефтяных скважин не качают, не воруют? Потому что они закреплены за компаниями. У нас только 50 процентов в стране долгосрочной аренды, 50 процентов на полгода, на год и так далее. Поэтому нет владельца лесного массива.

Когда у вас аренда на 49 лет, вы выставите охрану, и в того, кто у вас ворует, будете пулями из соли стрелять.

То есть речь идет о том, что есть масса проблем в лесном хозяйстве, которые присущи любой отрасли. Есть базовые юридические и экономические проблемы, которые надо решить сегодня.

У нас, несмотря на то, что мы говорим, рекреационные  леса вырубают.  Вырубают хвою, а береза, осина гниет, забирает кислород. И в место рекреации получается наоборот скудная экологическая атмосфера.

Во

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Актуальный комментарий

Владимир Путин поручил обеспечить семьи с низкими доходами жильем без передачи в собственность

  • Сергей Рыбальченко

    19.07.2019

    Сергей
    Рыбальченко

    «Создание муниципального маневренного жилищного фонда позволит кардинально решить проблему с жильем для семей с ограниченными доходами»

Google заблокировал YouTube-канал «Ридуса»

  • Александр Малькевич

    19.07.2019

    Александр
    Малькевич

    «Если мы не будем реагировать, отстаивать наши права, остановить произвол в отношении российских СМИ не удастся!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться