RSS Eng

Вернуться в раздел «Структура Палаты»

RSS

Печать

Проект заявления региональных общественных палат и Общественной палаты Российской Федерации

Сегодня образование представляет собой замкнутую систему – оно не ориентировано на реальные потребности граждан и работодателей. Выпускник школы, как правило, не обладает тем багажом, который позволил бы ему или ей самореализоваться, раскрыть свои возможности, и за счет этого - быть успешным на рынке труда и предпринимательской деятельности и тем самым принести максимальную пользу Отечеству.

Школа привыкла ждать жесткого заказа от государства, но государство не в состоянии сделать заказ системе образования в полном объеме. Эти времена ушли безвозвратно. В то же время государство формально остается хозяином системы образования. Вот и получается, что система образования, и прежде всего школа (в профессиональном образовании весомый голос уже сегодня принадлежит работодателям) лишилась четких ориентиров и стала похожа на корабль, который плывет без карт и маяков, время от времени оказываясь на мели.

Наряду с государственным заказом, значения которого мы не отрицаем, в России должен существовать гражданский заказ системе образования.

Гражданский заказ – это требования школьных советов к образовательным программам в школе, это позиции муниципальных и региональных общественных организаций к бюджетам разных уровней, к направлениям их расходования, к подбору кадров, к задачам образовательной политики в регионе и территориях.

Кто будет собирать и институционально оформлять различные точки зрения, сводить их в консолидированную гражданскую позицию и предъявлять системе образования?

Мы полагаем, что это миссия активной части гражданского общества. Миссия Общественных палат, региональных и Российской. Мы готовы выступить в качестве координаторов такой работы, и, выражаясь педагогическим языком, методическим центром сбора и консолидации гражданского заказа от муниципального до федерального уровня.

Контроль качества – гражданская составляющая

Другой важной частью нашей совместной деятельности, является, с нашей точки зрения, гражданский контроль качества образования.

Безусловно, у государства есть свои механизмы контроля качества образования – это и лицензирование образовательных учреждений, и различные виды аттестации, и проверки на разных уровнях. Но жизнь показала, что формальные механизмы контроля качества образования не могут полностью удержать качество работы системы на должном уровне. И дошкольные учреждения, и школа, не говоря уже о начальном и высшем профобразовании, вызывают массу нареканий со стороны граждан. А работающего инструмента гражданского контроля пока нет. Мы не хотим превратить общественные организации в надсмотрщика, надзирателя за школой. Речь идет о другом – оценке деятельности школ и других образовательных учреждений, оформление рейтинга образовательных учреждений. Гражданский контроль качества образования может по своим оценкам отличаться от государственного, и мы готовы к тому, чтобы защищать права учеников, учителей, школ, если это потребуется. В то же время гражданский контроль качества образования может использоваться при распределении стимулирующей части фонда оплаты труда учителей, и в ряде регионов это уже является частью новой системы оплаты труда. Делать это могут школьные советы, а на муниципальном и региональном уровне – Союзы попечителей и другие гражданские институты образовательной политики.

И здесь мы также готовы координировать деятельность региональных Общественных палат по Гражданскому контролю качества, организовывать мониторинг, в том числе и в области экономики образования, а также оказывать методическую помощь в организации системы гражданского контроля качества.

Новый общественный договор: «Общество-преподаватель»

То, что произошло с нашим образованием за последние 15 лет, очень противоречиво. С одной стороны резко расширились масштабы высшего образования. И на то был огромный социальный запрос. Если человек стремится сделать карьеру, он обязан иметь высшее образование. С другой стороны упало качество высшего образования, поскольку вслед за этим запросом общества, образование не получило достаточных ресурсов. В результате возникло псевдообразование, когда фактически покупаются дипломы, а знаний человек не получает.

Один из главных пороков нашего образования – нищета, которая привела к разложению морали в образовательном сообществе, как и в здравоохранении и в других бюджетных сферах. Средняя зарплата в образовании пока еще составляет 65 процентов от аналогичной по всей экономике. А если учесть, что в образовании гораздо больше людей с высшим образованием, эта цифра составит только 40 процентов от средней их зарплаты.

Культивирование нищеты приводит к тому, что в образование приходят и закрепляются те люди, которые совершенно сознательно живут по этим порочным правилам.

Выйти из порочного круга можно, выдвинув условия нового общественного договора между обществом и учителем, преподавателем.

Общество должно гарантировать вузовскому преподавателю и учителю школы тот уровень оплаты, который бы позволил ему не подрабатывать помимо основной работы. А преподаватель в свою очередь возьмет на себя обязательство бесплатно оставаться после уроков с отстающими, вести за пределами программы кружки для наиболее одаренных. Сегодня в стране есть средства на исполнение обязательств по такому договору со стороны государства. Но требовать от власти выделения этих средств мы можем только в том случае, если педагогическое сообщество восстановит систему взаимного контроля качества, запустит механизмы внутреннего самоочищения, моральных стандартов и обязательств перед учащимися и коллегами.

Гражданские организации потребителей образования могут помочь восстановлению таких механизмов «извне», но должны сформироваться и общественные организации «изнутри» системы образования – ассоциации учителей, предметников, администраторов образования.

Мы видим свою задачу в поддержке тех инициатив в образовательном сообществе, которые направлены на сохранение и восстановление профессиональной морали, поддержку тех учителей и преподавателей, кто может и хочет развиваться. Одновременно мы будем обосновывать перед всем обществом обязательства государства по финансовому обеспечению эффективного контракта с учителем.

Модернизация образования – версия гражданского общества

Одной из самых насущных проблем современного образования является его модернизация. Система образования на сегодня содержит массу архаичных элементов – от приборной базы и методик профессионального образования до организационно-правовых форм и методов финансирования. Изменения необходимы, иначе огромные ресурсы и усилия граждан и государства, ежегодно направляемые в образование (до 5% ВВП), во все большей степени будут оказываться бесполезными.

С другой стороны, образование – одна из самых консервативных социальных систем. Поскольку оно затрагивает практически каждого члена общества, серьезные изменения всегда проходят болезненно, в полемике и борьбе интересов. Так получилось и в России: начиная с 1997 года, Президент и Правительство неоднократно принимали планы образовательных реформ, но выполнение этих планов регулярно тормозилось. Причина торможения – не только в сопротивлении образовательной среды. Это и ощущение политическим руководством страны неполноты, однобокости предлагаемой повестки преобразований. Отсюда колебания и задержки в реализации согласованной было повестки дня.

Программа модернизации предполагает обновление организационных форм образования: введение единой государственной системы аттестации и контроля качества, расширение прав учебных заведений, нормативное финансирование по принципу «деньги следуют за учащимся». Ее основная цель – обеспечить равную доступность качественного образования, создать условия для честной конкуренции учебных заведений и образовательных программ.

Но качество образования зависит и от его ресурсного обеспечения, в первую очередь – от бюджетного финансирования государственных обязательств. Не секрет, что хорошие вузы получают за обучение одного платного студента в 2-3 раза больше, чем от бюджета – за «бесплатного». Это значит, что государство им недоплачивает от 60 до 75%. Абсолютно неадекватно финансирование научных исследований в высшей школе.

Сегодня выполнение планов Правительства в области образования идет с большим трудом. Новые формы, предусмотренные в программных документах, даже не внесены в Думу. Сдвигов в ресурсном обеспечении образования недостаточно для обеспечения его качества. Например, разработанная Минобнауки России ФЦП «Развитие образования» оказалась профинансирована менее чем на треть от минимальной расчетной величины.

Наконец, у модернизации образования есть третья задача – создать систему поиска и поддержки лучших: учащихся, учителей, школ, университетов. Задача сохранения элитного слоя нашего образования, который задает стандарты содержания и качества для всей системы, который формирует профессиональную элиту страны. Меры, включенные сейчас в национальный проект, решают именно эту задачу. Выдвижение национального проекта – это сигнал, который Президент посылает обществу. Сигнал, который говорит: несмотря на трудности, на торможение реформы, государство подтверждает, что образование сохраняет свое место – ключевое место – в национальной стратегии.

В сегодняшней ситуации, когда реформаторские усилия Правительства (определенная часть которого хотела бы провести реформу без выделения дополнительных средств) блокируются сопротивлением образовательной среды (при этом значительная часть профессионального сообщества не готова ни на какие серьезные изменения даже в условиях получения дополнительных ресурсов) планирование и проведение модернизации системы образования требует максимального участия организаций гражданского общества. Идеальный вариант – если модели модернизации системы образования формируются «снизу» - в сети гражданских институтов, апробируются на уровне муниципалитетов и регионов и поступает в ведомство и правительство уже обладая значительной общественной поддержкой. Сегодня ситуация другая – образовательное сообщество является исполнителем ведомственных проектов. И именно с этим связаны все издержки модернизации, и поспешность непродуманных решений и медлительность необходимых перемен.

Сегодня мало просто информировать общество о намерениях правительства в области образования, сегодня необходимо вовлекать граждан в принятие решений. А для этого необходима система обсуждения и выращивания необходимых изменений. В этом процессе очень важен диалог общественных организаций с экспертным сообществом.

Начало реализации Приоритетного национального проекта «Образование» показало, что в тех школах, в которых действуют эффективные школьные советы, выдвижение школ на конкурс Нацпроекта проходит с максимальным участием родителей. А там, где об общественном управлении школами и не слышали или подходят к этому формально, возникают трудности с участием в Нацпроекте. То же самое и на региональном уровне: ведь отобрать школы необходимо с участием гражданских институтов, а опыта их участия в управлении образованием во многих регионах слишком мало.

А отбор инновационных школ для финансовой поддержки в рамках Нацпроекта «Образование» - это и есть определение тех направлений развития, которые общество считает правильными и эффективными.

Мы считаем, что активизация школьных советов сегодня – один из ключевых механизмов управлением модернизацией образования, и эту активность мы можем поддержать и на региональном и на федеральном уровне.

Гражданская повестка дня образовательной политики

С нашей точки зрения, повестка дня развития образования в следующем.

1. Ключевой является проблема восстановления эффективного контракта общества с учителем. Его условия – внедрение новой системы оплаты труда, связанной с качеством труда учителя, с новой системой аттестации и стандартом педагогической деятельности.

2. Обеспечение на уровне нормативных требований финансовой и профессиональной прозрачности деятельности всех учебных заведений – как основы для свободного выбора учащихся и их семей.

3. Освобождение государственных учебных заведений от мелочной регламентации их работы со стороны финансовых органов и органов управления образованием. Возвращение на деле к принципам экономической и академической свободы образовательных учреждений, заложенных в Законе «Об образовании» 1992 года.

4. Резкое расширение возможностей получения образования для каждого гражданина России, обеспечение этого как через рост предложения качественных образовательных программ основного образования, так и через развитие системы дополнительного образования. Решение ресурсной проблемы образования через мобилизацию всех источников – бюджетных (нормативное финансирование), кредитных (расширение платежеспособного спроса семей через систему образовательных кредитов).

5. Полная информатизация образования к 2008 году, не только закупка компьютеров, но и Интернет в каждой школе. Развитие системы общедоступных образовательных порталов, финансируемых государством. Возрождение образовательного телевидения.

5. Охрана права детей на получение качественного образования, на защиту своего достоинства в общеобразовательной школе. Усиление роли школы в защите детей от наркотиков и насилия.

6. Обеспечение доступа к общеобразовательным программам всех детей с ограниченными возможностями здоровья.

Это далек не полный список, но это та повестка дня, которая, с нашей точки зрения, является необходимой для возвращения системе образования той роли, которую она всегда играла в российском обществе.

И которую, к сожалению, она сейчас теряет.

Постараемся противостоять этому вместе.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться