RSS Eng

16 февраля

RSS

Печать

Экология как отдельный предмет в школах и вузах — жизненная необходимость?

Вопросы совершенствования экологического образования обсудили в ОП Самарской области

Экология как отдельный предмет в школах и вузах — жизненная необходимость?

В режиме видео-конференц-связи состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности и комиссии по вопросам образования и науки по теме «О совершенствовании экологического образования и просвещения в Самарской области».

«В отличие от англоязычной литературы, в российской практике, литературе и законодательстве понятия „образование“ и „просвещение“ разделяются. Образование связано в основном с формированием определенных компетенций, просвещение — с распространением знаний, информированием населения. Оба аспекта, — как и аспект экологического воспитания, — одинаково важны и лежат в основе формирования экологической культуры», — отметила, открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности Маргарита Вахтина.

«Формирование экологической культуры обучающихся, развитие экологического образования и воспитания базируются на Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, — подчеркнула руководитель управления общего образования министерства образования и науки Самарской области Татьяна Лапшова. — Основными принципами, по которым ведется экологическое образование и воспитание, является непрерывность экологического образовательного процесса, начиная с раннего возраста, интеграция общего и дополнительного образования, практикоориентированность образовательного процесса, активное взаимодействие с социальными партнерами, широкая информационная и стимулирующая поддержка».

По данным областного минобра, экологическим воспитанием в регионе охвачено более 62 тысяч детей дошкольного возраста. В рамках Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) происходит формирование экологической грамотности в рамках урочной и неурочной деятельности. Практикоориентированность осуществляется путем оформления в образовательных организациях, в первую очередь, в школах, зимних садов, живых уголков, эколого-биологических музеев. В Самарской области таких объектов действует 51. В образовательных организациях работают 102 экологических отряда, 32 волонтерские организации, 47 школьных лесничеств.

Переносу теоретических знаний на практику способствуют также различные акции, — в том числе традиционные акции, посвященные экологическим датам: «День Земли», «День птиц» и др., — конкурсы, которые охватывают десятки тысяч юных жителей губернии. В такие мероприятия, направленные на экологическое просвещение, а также в природоохранные акции, включаются и члены семей — представители старшего поколения. Некоторые проекты реализуются совместно с предприятиями и экологическими организациями.

В этом году в регионе будет дан старт новым экологическим проектам: «ЭкоКнига» (экологическая акция по организации сбора макулатуры), «Лесопроектория» (образовательный проект по развитию лесничеств), «Поколение Юни-Агро», — всего в календарный план 2021 года вошли 66 мероприятий всероссийского и международного уровней.

«В последнее время в системе дополнительного образования происходит внедрение новых моделей, которые начали реализовываться благодаря нацпроекту „Образование“. В 2020 году на базе ГБОУ ДОД „Самарский областной детский эколого-биологический центр“ созданы Региональный ресурсный центр развития дополнительного образования естественнонаучной направленности и Региональная „Эко-станция“. В 2021 году планируется создание эко-станций на базе 15 образовательных организации области, причем 13 из них будут создаваться на базе федеральных субсидий, — сообщила Татьяна Лапшова. — Благодаря таким формам можно сделать экологическое просвещение более практикоориентированным и более привлекательным для учащихся».

Как рассказал директор ГБОУ ДОД «Самарский областной детский эколого-биологический центр» Владимир Козлов, с инициативой создания эко-станций как нового формата экологического образования и просвещения детей и молодежи в 2019 году выступил Федеральный детский эколого-биологический центр. Инициатива была поддержана Министерством просвещения РФ. Деятельность эко-станций ориентирована на повышение качества и привлекательности естественнонаучного дополнительного образования, создание условий для поддержки личного и профессионального самоопределения детей и подростков. В 2020 году Самарская области вошла в число 42 регионов, где были созданы эко-станции.

Эко-станции реализуют образовательные программы по шести профильным направлениям. Всего же в Самарском областном детском эколого-биологическом центре реализуется 20 общеобразовательных дополнительных программ естественнонаучной направленности, в 58 объединениях занимаются 874 обучающихся от 5 до 18 лет.

«Многими структурами на территории области проводится большая работа, цель которой — достичь экологического эффекта: устойчивого развития региона, баланса экологии и экономики. Но экологический рай не построить на отдельно взятой территории, потому что все загрязнения в силу объективных законов природы трансграничны. Важно, чтобы работали природоохранные нормативные акты, чтобы была диктатура экологических законов», — заметил председатель Президиума ВООП по Самарской области, член общественного совета при министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Василий Павловский.

По мнению эксперта, на базе Самарского областного детского эколого-биологического центра и создаваемой в регионе сети эко-станций можно было бы создать своеобразные «дома экологического просвещения», которые занимались бы просвещением также взрослого населения.

«Сегодня экологический ликбез находится на самом низком уровне», — констатировал Василий Павловский.

С этим тезисом согласилось большинство участников заседания: общественники обратили внимание на определенный перекос — если с детьми младшего возраста ведется работа по экологическому воспитанию, то молодежь и взрослые практически остаются за бортом экологического просвещения.

Собственно, проблемы начинаются уже с общеобразовательной школы, где такого предмета как «Экология» в настоящее время попросту нет. Хотя есть успешные примеры реализации интересных проектов экологической направленности. Так, доцент кафедры ЮНЕСКО РГПУ им. А.И.Герцена Зоя Апевалова в ходе заседания рассказала о российско-финском проекте «SuSHi» для старшеклассников. Проект направлен на цели устойчивого развития, большинство из которых так или иначе связаны с экологией. Все обучение проходит на английском языке, в проекте участвуют четыре гимназии Санкт-Петербурга. Основная трудность, с которой столкнулись авторы и организаторы проекта, — нехватка квалифицированных преподавательских кадров.

«В настоящее время в нашей стране экология полностью вынесена в метапредметные темы и в дополнительное образование, в итоге у ребят нет системных знаний в данной сфере, — посетовала Зоя Апевалова. — Необходимо вернуть экологию в число основных предметов».

По мнению представителя общественного движения «Тольятти дыши» Максима Шиловича, областному министерству образования и науки стоит обратить внимание на активных родителей.

«В начальных и средних классах многие внеурочные мероприятия организуются родительским активом. Было бы полезно сформировать некий список таких родителей и информировать их о проводимых в регионе экологических мероприятиях, акциях, в том числе мероприятиях общественных экологических организаций, в которых могли бы принять участие школьники. Кроме того, по результатам экологических мероприятий можно было бы выдавать детям сертификаты, которые ребята могли бы приложить к своему портфолио: сегодня такие портфолио ученики формируют, начиная с первого класса. Это будет стимулировать и детей, и педагогов», — уверен общественник.

«Необходимо сформировать систему поддержки педагогов, которые тратят свое время и свои деньги, чтобы организовать, подготовить ребят для участия в экологических мероприятиях. По сути, это педагоги-волонтеры. Мы имеем большой опыт проведения различных экологических акций, и всегда находится невероятное количество талантливых ребят и творческих педагогов, для которых это безвозмездный труд», — обратила внимание член комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, доцент кафедры биохимии, биотехнологии и биоинженерии ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» Оксана Ковнир.

«Коллеги поднимали сегодня вопрос о том, что экология ушла из школьных программ в проектную деятельность и межпредметные области. Но и в вузовской системе экологии становится с каждым днем все меньше. Однако без этих знаний двигаться дальше будет проблематично. Необходимо либо отнести экологию к перечню дисциплин, обязательных к включению в основные образовательные программы вузов, либо обеспечить преемственность экологического образования через включение экологических компетенций в профессиональные стандарты, а затем и в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) по всем специальностям и направлениям подготовки. Тогда в зависимости от специфики обучения, студентам будут читаться такие курсы, как «Экология», «Инженерная экология», «Основы экологической культуры специалиста» и т.п.», — подчеркнул член профильной комиссии Общественной палаты Самарской области, доцент кафедры «Биомедицинская безопасность на транспорте» ФГБОУ ВО «Самарский государственный университет путей сообщения» Юрий Холопов, отметив, что общение со студенческой молодежью показывает: студенты заинтересованы в экологическом образовании.

Между тем, по словам декана естественно-географического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета Ивана Казанцева, экология как наука из многих вузов «потихонечку вымывается», кафедры объединяются.

«В ФГОС высшей школы нужно вернуть дисциплину „Экология“, для чего необходимо внедрение универсальной компетенции по формированию экологической культуры. Сегодня из учебных планов не биологических направлений эта дисциплина практически из всех вузов ушла. Кроме того, мы приветствуем возвращение экологии в школьный курс, но нужно понимать, что в том формате, в котором эта дисциплина будет внедрена в учебный процесс (если это будет сделано), она все равно останется дисциплиной второго плана, поскольку вступительных испытаний по экологии в вузы нет», — заметил Иван Казанцев.

«В настоящее время при подготовке специалистов в области экономики, юриспруденции, менеджмента практические дисциплины, такие как экология, находятся в выборном курсе, и мы не формируем у наших выпускников компетенции в области экологии. Все, что делается в школах, относится к просвещению и воспитанию, но не к экологическому образованию. Экологическое образование — это интегральное образование, которое дополняет экономическое, правовое, медицинское и пр. Поэтому мы предлагаем ввести экологию в базовые дисциплины, начиная с 7-8 класса школы и включая 1-2 курс вузов», — поддержала коллег профессор кафедры экономики предприятий АПК и экологии Самарского государственного экономического университета, член общественного совета при министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Наталья Лазарева.

Впрочем, член Совета Общественной палаты Самарской области, заведующий кафедрой государственного и административного права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет» Виктор Полянский выразил сомнение в том, что, например, студенты-юристы должны обладать знаниями в области экологии как определенной сферы деятельности, и им необходим отдельный курс по экологии.

«Здесь нужна мера, — считает эксперт. — В то же время не вызывает сомнений, что у экологического просвещения должна быть собственная база. Экологическое воспитание и образование начинается даже не в школе, а в семье, затем в дошкольном учреждении. К экологии нужно относиться как к высшей ценности, формировать это отношение с рождения. По сути надо формировать новую культуру в обществе. Экологическое воспитание непосредственно связано с трудовым, с заботой о чистоте среды обитания: но сегодня и школьники, и их родители выступают против того, чтобы дети в школе трудились таким образом».

«Предлагаем рекомендовать министерству образования и науки Самарской области рассмотреть возможность увеличения экологической компоненты на тех образовательных платформах, которые сегодня рекомендованы для школ», — отметила член комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, директор Самарской региональной общественной организации «За информационное общество» Анастасия Кнор.

Она подняла еще одну серьезную проблему: «Два года подряд наша организация занимается исследованием качества жизни. В Тольятти и Новокуйбышевске на первое место люди ставят проблемы экологии. Запрос на чистую экологическую среду крайне высок среди молодежи до 35 лет. Причем объективный анализ показывает, что все не так плохо, есть улучшения в экологической ситуации. Но общественное мнение, сформированное в том числе СМИ, носит явно выраженный негативный характер. Муниципалитетам нужно работать с людьми, информировать население, предоставлять объективную информацию в динамике».

«К вопросу нужно подходить комплексно. Перед нами остро стоит проблема формирования экологического сознания населения. Здесь необходимо объединение усилий общественности и системы образования, опора на то, что уже было наработано, анализ опыта других регионов, — выразил уверенность заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Игорь Носков. — Молодежь очень динамична, нужно искать к ней подходы. Важно также подключать к этому процессу бизнес, для чего можно было бы провести мониторинг социальной деятельности предприятий и сформировать предложения по расширению и развитию действующих проектов».

«В свое время в масштабах области разрабатывалась концепция непрерывного экологического образования и просвещения, — напомнила заведующий кафедрой экологии, ботаники и охраны природы ФГАОУ ВО „Самарский университет“, член общественного совета при министерстве лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Людмила Кавеленова. — Хорошо бы возобновить эту работу на новом техническом и организационном уровне».

По мнению исполнительного директора биологического факультета ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени С.П. Королева» Глеба Рытова, подготовленная несколько лет назад рабочей группой Концепция, одобренная двумя профильными областными министерствами, но «затерявшаяся» в стенах минфина в период экономического кризиса, — добротный и качественный документ, который может быть переработан к современным условиям.

«Чтобы решить экологические проблемы, необходимо поднять уровень экологической культуры всего населения. Эта работа должна быть системной», — подчеркнул эксперт, выразив общую точку зрения представителей научного сообщества и общественности.

«Еще в 2016 году Президент РФ дал поручение разработать поправки в Федеральный закон об охране окружающей среды, касающиеся экологического информирования. Законопроект был принят во втором чтении, прошло четыре года, но дискуссия по ряду вопросов продолжается. Все это лишний раз подчеркивает, насколько сложную тему мы сегодня обсуждаем. Идею экологии как базовой дисциплины, стоит поддержать, но как это решать формально? Насколько возможна разработка некой экологической образовательной платформы для разных возрастов? Совершенно очевидно, что ФГОС для высшей школы нуждаются в корректировке. Все это целый комплекс очень серьезных вопросов, требующих осмысления и выработки четких, конкретных предложений для дальнейшего продвижения их на региональном и федеральном уровне», — резюмировала Маргарита Вахтина.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Актуальный комментарий

В Госдуме предложили отменить для школьников проверочные работы

  • Сергей Станченко

    05.03.2021

    Сергей
    Станченко

    «Это самый естественный способ понять, насколько человек освоил программу»

Президент поздравил волонтеров акции #МыВместе с годом совместной работы

  • Артем Метелев

    04.03.2021

    Артем
    Метелев

    «Добро действительно становится нормой жизни»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться