RSS Eng

12 октября

RSS

Печать

Общественники Кузбасса не поддержали законопроект о городских агломерациях

В Общественной палате Кемеровской области прошла экспертиза соответствующего законопроекта

Общественники Кузбасса не поддержали законопроект о городских агломерациях

Члены и эксперты региональной Общественной палаты провели обсуждение проекта федерального закона «О городских агломерациях» и направленных на реализацию проектируемых в нем положений проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества» и «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части развития городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.

Следует отметить, что анализ законопроектов показал неоднозначное их трактование. Некоторые рецензенты считают, что представленные изменения следует одобрить, так как они целесообразны, полезны и будут способствовать урегулированию механизмов межмуниципального взаимодействия (межмуниципальных соглашений), что позволит активно развивать агломерационные связи на урбанизированных территориях и расширять практику экономического сотрудничества муниципальных образований в целом в Российской Федерации.

По их мнению, в ходе агломерирования совокупность населенных пунктов все больше приобретет черты единого хозяйственного организма, имеющего значительный объём общих задач и требующего комплексного, взаимосвязанного стратегического планирования и развития, что повлечёт создание единого публично-правового образования на всей территории агломерации с созданием простой и понятной системы управления, принятием решений и ответственности за результаты жизнедеятельности агломерации.

В ходе обсуждения было высказано мнение, что развитие агломерации обеспечит экономическую выгоду путем экономии затрат, возникающей из-за объединения в одном месте различных видов деятельности и отсутствия необходимости дублирования функций на территориях членов агломерации. Кроме того, это даст возможность для более разумной организации территории и эффективного совместного использования земель в схеме «город — пригород», соответственно, будут созданы новые рабочие места.

Вместе с тем, с вышеприведенным мнением большинство членов и экспертов Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса не согласились, отметив, что в пояснительной записке предлагаемая модель формирования и функционирования городских агломераций основывается на организации межмуниципального сотрудничества с закреплением координирующей роли субъектов Российской Федерации.

По мнению экспертов, фактически речь идет об утрате муниципалитетами какой-либо самостоятельности в решении вопросов местного самоуправления, связанных с развитием территорий. Если сейчас каждая территория формировала МУП для решения вопросов местного значения с понятным, прозрачным и адаптивным механизмом своей работы и ценообразованием, то по проектам принудительно-добровольно муниципалитеты создадут нечто межмуниципальное.

Возникает вопрос: для чего это нужно? Для того, чтобы заходящие на муниципальный рынок монополисты-поставщики услуг в сфере транспорта, газо-, водо-, теплоснабжения, операторы ТКО, глобальные застройщики заключали удобные им договоры с одним контрагентом, а не с несколькими «несговорчивыми» муниципальными образованиями?! Подобное положение дел подорвет и без того иллюзорную «самостоятельность» местного самоуправления.

Кроме этого авторы проектов указывают, что межмуниципальные предприятия и компании будут формироваться за счет имущественных взносов муниципалитетов, при этом имущество будет находиться у них на ограниченном вещном праве — праве хозяйственного ведения.

Члены Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса отметили, что предлагаемая новелла чревата коллизионными последствиями.

Во-первых, право хозяйственного ведения в понимании статей 294-295 Гражданского кодекса Российской Федерации не предполагает возможность нахождения у одного юридического лица ограниченного вещного права — от двух публичных образований.
Во-вторых, по общему правилу, право хозяйственного ведения является ограниченным вещным правом для двух лиц — собственника права и лица, обладающего правом хозяйственного ведения. Законопроект предлагает этот перечень дополнить еще двумя участниками — новым межмуниципальным предприятием и еще одним, другим муниципалитетом, внесшим имущественный вклад в это межмуниципальное предприятие. Формула: «Владею правом так, как определил собственник» для межмуниципального предприятия действовать не будет, так как есть еще один собственник и их интересы могут не совпадать.

В-третьих, собственник имущества несет при определенных законом обстоятельствах ответственность за действия муниципального унитарного предприятия, а в ситуации с межмуниципальным предприятием получается, что собственник может нести ответственность если основания наступили из-за действий другого сособственника.

В-четвертых, каким образом будет определяться степень «влияния» каждого муниципалитета на деятельность межмуниципального предприятия также не ясно, фактически это отношения соучредительства, которые должны существовать по корпоративным законам. И, наконец, в-пятых, предлагаемые законопроекты не планируют вносить изменения в Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

В рамках проведения общественной экспертизы члены Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса высказали ряд замечаний, касающихся заключения межмуниципальных соглашений. Например:

— проект не содержит норм, регулирующих процедуру заключения соглашения между его участниками. Может сложиться ситуация, когда одно муниципальное образование утвердит соглашение, а другое нет, будет ли указанное соглашение являться обязательным для первого муниципального образования не понятно. Или, наоборот, муниципальное образование примет решение о выходе из него, или правовой акт об утверждении соглашения будет отменён по протесту прокурора или решения суда. Указанные вопросы законопроект не регулирует, формируя пробел;
— статья 68.1 законопроекта не содержит каких-либо сроков, очерчивающих процедуру заключения соглашения;
— нет четкого понимания формирования инициативной группы жителей муниципального образования;
— текст пункта 6 статьи 68.1 законопроекта предусматривает запрет на включение в текст соглашения только некоторые из исключительных полномочий муниципалитета, между тем статьи 14-16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержат гораздо более широкий перечень исключительных полномочий муниципальных образований, который, по логике, не может быть передан для «совместного решения» непонятного образования, даже если оно действует на основании соглашения и т.д.

Также эксперты отметили, что в тексте законопроектов серьезной проработки требуют вопросы налогового регулирования на территории межмуниципальных агломераций и вопросы имущественной ответственности собственников имущества межмуниципальных предприятий и компаний.

Согласно общественной оценке экспертов, законопроект нуждается в серьезной доработке, прежде всего в концептуальной оценке «самостоятельности» местного самоуправления, после заключения соглашений.

Пресс-служба Общественной палаты Кемеровской области — Кузбасса

Теги: Кемеровская область — Кузбасс

Актуальный комментарий

Михаил Мишустин продлил упрощенный порядок назначения инвалидности

  • Екатерина Курбангалеева

    20.10.2020

    Екатерина
    Курбангалеева

    «Гораздо удобнее и рациональнее большую часть освидетельствований перевести в заочную форму, тем самым облегчить и без того сложную жизнь людей с инвалидностью»

ФОМ: более 60 процентов россиян поддерживают прогрессивную шкалу налогов

  • Артем Кирьянов

    20.10.2020

    Артем
    Кирьянов

    «Это не пересмотр всей системы налогообложения физических лиц, а все-таки поиск резервов для решения насущных проблем»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться