RSS Eng

08 февраля

RSS

Печать

Лишение возможности создания унитарных предприятий может привести к недовольству граждан

В ОП Самарской области провели экспертизу соответствующего законопроекта

Лишение возможности создания унитарных предприятий может привести к недовольству граждан
Члены комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК в порядке общественной экспертизы рассмотрели проект федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».
 
Документ разработан Федеральной антимонопольной службой в целях защиты конкуренции на локальных рынках и внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Правительством Российской Федерации и 11 декабря 2018 года был принят Государственной Думой Федерального Собрания РФ в первом чтении.
 
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральные законы «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О защите конкуренции» и «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающихся установления запрета создания унитарных предприятий либо изменения их видов деятельности (за исключением ряда случаев). В целях реализации указанного запрета ФАС России наделяется полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания унитарного предприятия либо изменения им видов деятельности.
 
Как подчеркивают авторы законопроекта, статистика демонстрирует значительное число унитарных предприятий в сферах с развитой конкуренцией. По мнению ФАС России, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках. Кроме того, ФАС России выявлены многочисленные факты ухода заказчиков от применения норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем передачи бюджетных средств в форме субсидий подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках (например, работы по строительству, закупка лекарственных средств и медицинских изделий).
 
Стоит отметить, что согласно статистике, размещенной на официальном сайте Федеральной налоговой службы, количество унитарных предприятий, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц по состоянию на 1 января 2017 г. количество унитарных предприятий составляло 21034, а на 1 января 2018 г. — 18624, что больше на 39% к состоянию на 1 января 2013 г. При этом только в 2017 году было создано 555 унитарных предприятий.
 
«Особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий, в том числе по причине отсутствия эффективного корпоративного контроля (советов директоров с независимыми директорами, систем управления рисками и т.д.), а „гарантированный“ спрос на продукцию не способствует повышению производительности труда и инновационному развитию таких предприятий», — подчеркнуто в пояснительной записке к законопроекту.
 
С принятием законопроекта государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до его вступления в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции (за исключением случаев, если создание унитарного предприятия осуществлено в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом Президента Российской Федерации, актом Правительства Российской Федерации либо для осуществления деятельности в сферах естественной монополии) подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 г., а в случае непринятия либо неисполнения такого решения — ликвидации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.
 
«Необходимо учитывать, что государственные и муниципальные унитарные предприятия выполняют ряд важных социальных функции для населения. Так, в настоящее время ГУП- и МУП-аптеки привлекают определенный круг посетителей за счет узкого (к примеру, ортопедия) и специфического (сильнодействующие и наркотические лекарственные препараты) ассортимента и рецептурно-производственных отделов. Передать указанные функции частным аптечным организациям не представляется возможным, поскольку у последних отсутствует заинтересованность: работа с такими препаратами связана с обременением, в том числе отдельным лицензированием, дополнительными проверками и каждодневной ответственностью, — отметила заместитель председателя комиссии Галина Николаева. — Принимая подобный законопроект, необходимо прежде всего подготовить полноценную замену исполнению тех социальных функций, которые на сегодняшний день осуществляют исключительно государственные и муниципальные унитарные предприятия».
 
По мнению председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам законности, правам человека, взаимодействию с судебными и силовыми органами и ОНК, члена Научно-консультативного совета при Общественной палате Российской Федерации Виктора Полянского, мотивация предлагаемого проекта федерального закона вызывает возражения.
 
«Посыл, из которого исходят авторы законопроекта, связан с тем, что нужно ликвидировать унитарные предприятия, поскольку они неэффективны. Доля правды в этом имеется, и такое суждение справедливо применительно ко всем видам и формам хозяйствующих субъектов, как государственных, так и частных. Однако следовало бы проанализировать причины того, почему они так работают, и представить соответствующую убедительную аргументацию. Но таковой в пояснительной записке нет, — отмечает Виктор Полянский. — Авторы пояснительной записки сами подтверждают, что в сферах с развитой конкуренцией функционирует значительное число унитарных предприятий, и, следовательно, они не уничтожают развитую конкуренцию. Что же плохого в том, что унитарные предприятия своим присутствием на рынке усиливают конкуренцию? Разве не в этом смысл защиты конкуренции?»
 
«Доказательства неэффективности» деятельности существующих унитарных предприятий, которые приводятся в пояснительной записке к законопроекту, по мнению эксперта, являются спорными.
 
«Авторами законопроекта делается бездоказательный, только умозрительный вывод, что участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках и влечет их монополизацию», — уверен эксперт.
 
«Если имеет место нарушение законодательства о закупках, то нужно совершенствовать это законодательство, жестче контролировать процедуры закупок, ужесточать ответственность нарушителей законов и т.п.»
 
«И совсем непонятно, почему именно „особенности организационно-правовой формы и закрепления имущества обуславливают неэффективность унитарных предприятий“? А разве при наличии дорогостоящих корпоративных контрольных структур (советов директоров и прочего) нет многочисленных примеров увода из „контролируемых“ коммерческих структур миллиардов рублей и долларов в офшоры, тайные банковские счета? — обратил внимание Виктор Полянский. — Следует признать, что принятие рассматриваемого законопроекта не позволит достичь заявленных целей защиты конкуренции на локальных рынках, предлагаемое в законопроекте регулирование не повлияет на основные причины регулируемой проблемы. Возможными социально-экономическими последствиями устранения унитарных предприятий с рынков, особенно в малонаселенных поселениях, удаленных местностях и местностях с особыми климатическими условиями и т.д. могут быть снижение уровня предоставления услуг в торговой, бытовой сфере, поскольку частным коммерческим структурам невыгодно обслуживать указанные поселения и т.д. в силу низкой прибыльности. Кроме того, это приведет к снижению ответственности муниципалитетов за развитие соответствующих территорий. Также не приведет принятие предлагаемого закона к сбалансированности региональных и местных бюджетов. С учетом изложенного не поддерживаю предложенный законопроект в целом».
 
«Причиной создания и существования унитарных предприятий является большой объем государственной и муниципальной собственности и, следовательно, необходимость ее использования с целью реализации функций государства, потребностей населения. Поэтому целью создания унитарных предприятий является не только эффективное использование государственной и муниципальной собственности (получение прибыли), но и обеспечение публичных интересов. Они действуют в секторе экономики, где объективно необходимо прямое вмешательство государства или муниципалитета. Унитарные предприятия должны осуществлять свою деятельность в тех сферах хозяйствования, где отсутствует конкуренция хозяйствующих субъектов, а потребность населения в товарах, работах и услугах существует. Поэтому законодательное ограничение сфер деятельности, в которых могут быть созданы унитарные предприятия, может привести к невозможности реализации отдельных функций государства и потребностей населения. Представляется необходимым лишь провести аудит деятельности всех созданных и действующих унитарных предприятий с целью оптимизации их численности. Ликвидация или реорганизация унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках не окажет существенного влияния на эти рынки, — выразила уверенность член комиссии Валентина Рузанова. — Наличие разнородного имущества унитарных предприятий, не используемого для осуществления уставной деятельности предприятия, свидетельствует о плохо организованном собственником имущества контроле. Законодательно все вопросы, связанные с распоряжением государственным (муниципальным) имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, урегулированы, в этой сфере нужно просто строго соблюдать закон».
 
«Унитарные предприятия созданы, как правило, для решения социальных задач (реализации товаров и услуг по минимальным ценам), для осуществления отдельных дотируемых видов деятельности. Их деятельность осуществляется вне зависимости от ее прибыльности или убыточности. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, в первую очередь, создают унитарные предприятия в сферах жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, торговли и бытового обслуживания, сельского хозяйства, строительства и т.д. Ведь только субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обладают наиболее полной информацией о потребностях граждан, проживающих на соответствующих территориях, в товарах, работах и услугах, которыми они должны быть обеспечены. В условиях же малонаселенных территорий, труднодоступных и отдаленных местностей, местностей с особыми климатическими условиями необходимыми товарами, работами и услугами граждане обеспечиваются исключительно муниципальными и государственными унитарными предприятиями субъекта Российской Федерации при убыточности осуществления соответствующих видов деятельности. Поэтому лишение возможности создания на региональном и муниципальном уровнях унитарных предприятий может привести к недовольству граждан», — выразила обеспокоенность Валентина Рузанова.
 
«Предлагаемые изменения действующего законодательства не согласуются с положениями Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (о реализации программ инновационного развития государственных и муниципальных унитарных предприятий в качестве одного из основных инструментов реализации политики инновационного развития на региональном уровне. Положение Стратегии о сокращении государством степени своего прямого участия в экономике за счет расширения процессов приватизации не предусматривает ликвидации унитарных предприятий на региональном и муниципальном уровнях», — подчеркнула также эксперт.
 
Мнения членов профильной комиссии Общественной палаты Самарской области по рассмотренному законопроекту направлены в Общественную палату России, на площадке которой в ближайшее время планируется проведение общественной экспертизы документа.
 

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться