RSS Eng

07 февраля

RSS

Печать

Каковы перспективы развития академической науки?

обсудили в Общественной палате Самарской области

Каковы перспективы развития академической науки?

Состоялось совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки и комиссии по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности, на котором участники обсудили состояние и перспективы развития академической науки в регионе, а также проблемные вопросы развития образования и науки в контексте цифровой трансформации региона.

«Не секрет, что долгие годы наука в нашей стране находилась, по сути, на грани выживания. И вот теперь впервые эта сфера в числе 12 провозглашенных национальных проектов, что не случайно: сегодня наконец пришло понимание того, что страна должна сама обеспечить себя прорывными, критически важными технологиями, научными разработками, поскольку просто купить их невозможно. От того, насколько Россия сможет восстановить свои позиции в рамках задачи, поставленной Президентом: войти к 2024 году в пятерку ведущих научно-технологических стран, — зависит будущее страны. Среди других важнейших задач нацпроекта: создание привлекательных условий для работы ученых, как российских, так и зарубежных, которые будут готовы приехать сюда; а также изменение существующих пропорций финансирования научных исследований, которые пока выглядят как 70 на 30 (где 70% — это финансирование со стороны государства, а 30% — со стороны реального сектора). На сегодняшний день по количеству публикаций в ведущих международных изданиях мы находимся на 11 месте в мире, по патентам — на 8 месте, по количеству исследователей — на 4 месте. И это в общем-то неплохие стартовые позиции для достижения поставленных задач», — подчеркнул, открывая заседание, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Вадим Чумак.
 
«Уже построена и функционирует структура контроля за реализацией 12 базовых национальных проектов, в том числе общественного контроля. При этом очевидно, что нацпроекты не являются замкнутыми в своей структуре: их можно корректировать по мере реализации. Главное, что у нас есть возможность усиливать, ослаблять, перепрофилировать региональные компоненты: это показатель того, что решение задач, поставленных в нацпроектах, направлено, в первую очередь, на повышение комфортности жизни населения каждого региона», — отметил, в свою очередь, председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по коммуникациям, информационной политике, вопросам развития гражданского общества и благотворительности Павел Покровский.
 
«В первую очередь, необходимо понять, за счет чего возможен некий прорыв, о необходимости которого сегодня много говорится, — обратил внимание член Совета Общественной палаты Самарской области Дмитрий Камынин. — Очевидно, что прорывные результаты достигаются путем сокращения издержек: высвобождающиеся ресурсы при этом направляются на развитие. Данный подход применим в любой сфере. В науке вопрос эффективного использования ресурсов стоит наиболее остро, поскольку исследовательский процесс — это творческий процесс, где трудно говорить о заранее запланированном конечном результате. Достаточно серьезно снижать издержки при относительно небольших вложениях позволяют цифровые технологии. Сегодня у нас на уровне региона подчеркивается готовность привлекать IT-компании как бизнес-единицы, имеющие инструментарий для практической реализации имеющихся наработок, к выполнению прикладной научной работы совместно с высшими учебными заведениями. Такая синергия должна дать предпосылки для достижения прорывного результата в регионе. Кроме того, необходимо понимать, откуда мы возьмем кадровую составляющую: кто, собственно, будет заниматься этим прорывом. Самарская область — заметный регион, который ежегодно выпускает большое количество IT-специалистов. Тем не менее, наша область должна к 2024 году увеличить это количество в 3 раза (в целом по России — в 4,5 раза). Это очень сложная задача, и она пока не решена высшей школой».
 
«Второй аспект состоит в том, что представители абсолютно всех специальностей высшего и среднего специального образования, должны быть „квалифицированными пользователями“: должны уметь пользоваться теми цифровыми технологиями, которые разрабатываются для того, чтобы повышать качество труда, — продолжил Дмитрий Камынин. — Главной же движущей силой для стимулирования прикладных научных исследований в области IT-разработок должны быть специалисты для продвижения этих разработок: менеджеры, финансисты и пр. В нашем регионе структура этого рынка только формируется, хотя задел есть, и мы являемся одним из ведущих регионов в стране по созданию системы коммерциализации научных разработок. Кроме того, предстоит разрабатывать механизмы, с помощью которых наши научные разработки и опытно-промышленные образцы, готовые к серийному производству, будут рассматриваться не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. С помощью цифровых технологий сделать это достаточно просто. Например, уже обсуждается возможность создания виртуального представительства Самарской области в Швейцарской Конфедерации».
 
Но насколько готово общество, производственные отрасли в нашей стране к тому, чтобы в полной мере воспринимать цифровые технологии?
 
«Пока многие технологии, которые внедряются, противоречат учебному процессу, отнимают огромное количество времени, и в итоге не улучшают учебный процесс, а скорее наоборот, — выразила уверенность член комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Валентина Рузанова — Например, сегодня сотрудники кафедр вузов вынуждены тратить немало времени на заполнение различных документов в электронном виде, включая электронные журналы».
 
Впрочем, не все участники заседания согласились с тем, что поставленный вопрос — вопрос непосредственно самих применяемых технологий.
 
«Это вопрос, который касается уровня подготовки специалистов, уровня владения цифровыми технологиями. Людей необходимо обучать», — считает Дмитрий Камынин.
 
«Нужно работать на результат нового, а не консервировать прошлое. Мы уже прошли через этап, когда обучали бухгалтеров работать на компьютере. Этот этап тоже надо пройти», — поддержал эту точку зрения заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов.
 
Он обозначил и иную проблему: «Наши гиганты — крупные производственные предприятия — пока не очень внимательно подходят к позиции цифровизации. Вот где проблема. Еще одна проблема — внедрение новых технологий, автоматизация производства высвобождают людей, тем самым вызывая социальную напряженность. Этот вопрос также необходимо изучать».
 
«Наша большая боль — готовность инфраструктуры к внедрению цифровых технологий. И это при том, что Самарская область является одним из лучших регионов РФ по внедрению инфраструктуры: у нас в 98,5% школ проведено оптоволокно и есть Интернет. Но пропускная способность сети низкая», — затронул еще один проблемный аспект Дмитрий Камынин.
 
Впрочем, Самарская область — промышленный регион, и ставка здесь всегда делалась на прикладную науку. И это направление, несмотря на определенные сложности, развивается. А вот в сфере науки академической существует определенное отставание. Сегодня упущенные позиции надо нагонять, — пришли к выводу участники заседания.
 
Необходимо провести реструктуризацию имеющихся академических структур, с целью создания более крупных научных организаций, которые будут более эффективно использовать имеющийся потенциал, в том числе трудовой. Уже принят ряд решений, начат процесс реорганизации путем присоединения пяти институтов к Самарскому научному центру РАН. Новая единая структура получит название Самарский федеральный исследовательский центр РАН.
 
«Центр будет иметь как фундаментальное, так и прикладное направление, и этот симбиоз потребовал от нас принятия программы развития, — рассказал врио председателя Самарского научного центра РАН Владимир Соколов. — В программе прописаны конкретные новые направления, те вузы, которые будут участвовать. Программа предусматривает глобальные задачи, задачи мирового уровня, и решить их в одиночку, междусобойчиком — не получится».
 
«Проблема заключается в том, что сегодня мы практически лишаемся НИИ как структур, и вся наука переходит в систему высшего образования. Но для науки в вузах должны быть созданы условия, в том числе, условия для сотрудников с точки зрения сочетания учебного процесса и возможности заниматься наукой. Однако сегодня учебный процесс превратился в такой интенсив, что заниматься наукой невозможно», — заметила Валентина Рузанова.
 
«Структуру вуза нужно выстраивать так, чтобы в нем были научно-исследовательские кадры, которые не будут заниматься образованием», — согласилась с коллегой заместитель председателя комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Маргарита Вахтина.
 
«На преподавателей в вузах действительно ложится очень большая нагрузка, научная работа в вузах сокращается, а постоянно работающих научных сотрудников очень мало», — подтвердил Владимир Соколов.
 
Как привлечь талантливую молодежь в науку? — тоже весьма непростой вопрос. Очевидно, что престиж этой деятельности в последние десятилетия упал, уровень оплаты труда в сфере науки и образования, мягко говоря, желает оставлять лучшего. Конечно, определенные шаги предпринимаются.
 
«Раньше на те зарплаты, которые были в системе РАН невозможно было привлечь молодых ученых. Сегодня ситуация несколько изменилась в лучшую сторону, — отметил Владимир Соколов. — Но подготовить молодежь для науки в рамках существующей системы высшего образования нельзя: нужны научно-образовательные структуры, где молодежь погружалась бы в академический институт, в ту работу, которая дальше предстоит».
 
«Необходимо создавать стимулы для молодежи, — выразил уверенность Вадим Чумак. — Но пока на фоне существенного снижения престижности профессии мы видим резкое усложнение процедуры получения ученой степени. В итоге профессорско-преподавательский состав стремительно стареет, и мы рискуем уже в скором времени получить „дыру“ в сфере кадров высшей квалификации».
 
Недостаточность финансирования — давняя боль сферы академической науки.
 
«В Самарской области существует достаточно разветвленная система грантов. Но всех существующих мер поддержки все же недостаточно для развития науки», — подчеркнул Владимир Соколов.
 
Необходимо ставить вопрос об оптимизации сотрудничества отраслевых областных министерств с научными институтами, академическими структурами, — пришли к выводу члены профильных комиссий Общественной палаты.
 
«И поактивнее работать с федеральными структурами власти», — подчеркнул Константин Титов.
 

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться