RSS Eng

05 июля

RSS

Печать

Закон об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ требует совершенствования

ОП КБР направила в Совфед свои предложения по совершенствованию законодательного регулирования формирования и деятельности регпалат

Закон об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ требует совершенствования

По обращению Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по регламенту и организации парламентской деятельности Общественной палатой КБР проведена общественная экспертиза действующего Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» и сформулированы предложения по его совершенствованию.

Как сообщил председатель ОП Хазратали Бердов, уже в сентябре текущего года начнется формирование Общественной палаты КБР четвертого состава по новому порядку.

«Мы сразу после принятия Федерального закона внесли соответствующие поправки в Закон КБР „Об Общественной палате Кабардино-Балкарской Республики“. Однако сейчас, когда вплотную подошли к процедуре формирования нового состава Палаты, видим, что многие положения до сих пор вызывают вопросы и, как нам представляется, требуют совершенствования», — подчеркнул Бердов.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона, Общественная палата субъекта РФ (далее — Общественная палата) обеспечивает взаимодействие граждан РФ и некоммерческих организаций с органами власти, в том числе и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Статья 2 Федерального закона не учитывает данное положение, указывая на то, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан и некоммерческих организаций только с органами государственной власти субъекта РФ, т.е. согласование интересов с федеральными органами власти в лице их территориальных подразделений Федеральный закон не предусматривает.

Среди задач Общественной палаты ст. 2 Федерального закона не указывает на проведение общественной экспертизы, несмотря на то, что региональные общественные палаты рассматривают проекты федеральных законов, законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» устанавливает, что Общественная палата РФ, общественные палаты субъектов РФ, общественные палаты (советы) муниципальных образований могут быть инициаторами общественной экспертизы только в случаях, предусмотренных законодательством РФ (ч. 4 ст. 22). При этом непонятно, что понимается под законодательством РФ — только федеральные законы или законы субъектов РФ тоже.

Право Общественной палаты РФ на проведение общественной экспертизы установлено Федеральным законом от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», а право общественных палат субъектов РФ Федеральный закон не устанавливает даже применительно к актам, проектам актов, решениям, проектам решений, документам и других материалам, действиям (бездействию) органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. В отсутствие такого права вряд ли можно ожидать действенного осуществления общественного контроля — одной из целей общественных палат согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона.

Порядок формирования Общественной палаты, предусмотренный ст. 8 Федерального закона, установлен без обсуждения и достаточного учета имевшейся на момент принятия Федерального закона практики формирования общественных палат в субъектах. Учитывая, что две трети состава Общественной палаты формируется властными структурами, снижается степень их независимости и самостоятельности. До принятия Федерального закона в течение длительного времени рассматривались и обсуждались законопроекты, в которых одновременно предлагались разные варианты формирования палат и которые предусматривали право устанавливать законом субъекта РФ один из предлагаемых вариантов или установить другой вариант и порядок формирования палат. Такой подход к формированию региональных общественных палат представляется наиболее оптимальным, позволяющим учесть уже имеющийся опыт их формирования и особенности субъектов РФ.

Часть 6 ст. 8 Федерального закона устанавливает, что правом выдвижения кандидатов в члены Общественной палаты обладают некоммерческие организации, деятельность которых в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп составляет не менее трех лет.

По мнению экспертов, указанное положение не соответствует ч. 4 ст. 8 Федерального закона, предусматривающей, что к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты не допускаются некоммерческие организации, которые в соответствии с Федеральным законом «Об Общественной палате Российской Федерации» не могут выдвигать кандидатов в члены Общественной палаты РФ. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» не допускаются к выдвижению кандидатов в члены Общественной палаты РФ некоммерческие организации, зарегистрированные менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава.

Некоммерческие организации, за исключением общественных объединений, считаются образованными и могут осуществлять деятельность только после их государственной регистрации (ст. 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Однако Федеральный закон устанавливает указанное требование применительно ко всем некоммерческим организациям. Это ставит в неравноправное положение общественные объединения и иные некоммерческие организации и противоречит принципу равенства прав институтов гражданского общества (п. 3 ст. 4 Федерального закона).

Получается, чтобы иметь право на выдвижение кандидата в Общественную палату субъекта РФ, иной некоммерческой организации недостаточно быть зарегистрированной не менее чем за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, как это установлено ч. 2 ст. 6 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации», на которую ссылается ч. 4 ст. 8 Федерального закона. Необходимо еще каким-то образом осуществлять и подтверждать свою деятельность за два года до регистрации, что недопустимо в соответствии с законодательством.

Фактически некоммерческие организации, зарегистрированные за один год до дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава, лишаются права на участие в формировании состава общественных палат субъектов РФ. С другой стороны, установление требования осуществления деятельности не менее трех лет применительно только к общественным объединениям также поставит их в неравноправное положение по сравнению с другими некоммерческими организациями, что также будет противоречить принципу равенства прав институтов гражданского общества (п. 3 ст. 4 Федерального закона).

Часть 7 ст. 8 устанавливает, что одна треть состава Общественной палаты утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению зарегистрированных на территории субъекта РФ структурных подразделений общероссийских и межрегиональных общественных объединений. Полагаем, что главы субъектов РФ должны обладать правом назначать определенную часть состава палаты независимо от их представления в качестве кандидатов от общественных объединений и иных некоммерческих организаций (по аналогии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации»).

Часть 9 статьи 8 в предлагаемой законопроектом редакции не предусматривает возможность выдвижения представителей в состав палаты структурными подразделениями общероссийских, межрегиональных, региональных общественных объединений, в отличие от региональных отделений (подразделений) общероссийских и межрегиональных общественных объединений.

«Такой подход к выдвижению кандидатов от общественных объединений представляется непоследовательным. Непонятно, почему структурные подразделения общероссийских и межрегиональных общественных объединений, осуществляющие деятельность на региональном уровне, могут быть представлены в региональной Общественной палате, а их структурные подразделения, а также подразделения региональных общественных объединений — нет», — отметил член ОП Расул Караев.

На местном уровне в основном осуществляют деятельность структурные подразделения общественных объединений, а не самостоятельные местные общественные объединения. Как показывает практика формирования Общественной палаты республики с 2011 г. (в настоящее время Общественная палата КБР действует в третьем составе), обеспечение участия в ее составе представителей местных общественных объединений и структурных подразделений общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования, было затруднительным. В основном состав Палаты в этой части сформирован из представителей структурных подразделений общественных объединений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

Требования Федерального закона о формировании Палаты только представителями местных общественных объединений, наряду с требованием осуществления деятельности в сфере представления и защиты прав и законных интересов профессиональных и социальных групп не менее трех лет, являются фактически не выполнимыми.

Предложения Общественной палаты КБР направлены с профильный Комитет Совета Федерации.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Кабардино-Балкарская Республика

Актуальный комментарий

В Госдуме хотят приравнять новостные агрегаторы к СМИ в пику иностранному влиянию

  • Александр Малькевич

    23.10.2018

    Александр
    Малькевич

    «Нужно признать очевидные вещи: новостные агрегаторы манипулируют общественным сознанием»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться