RSS Eng

08 июня

RSS

Печать

Норма о добровольности изучения родных языков несет в себе высокий риск конфликтогенности

В ОП КБР подвели итоги общественного обсуждения изменений в закон об образовании, касающихся изучения национальных языков

Норма о добровольности изучения родных языков несет в себе высокий риск конфликтогенности

В Общественной палате КБР подвели итоги общественного обсуждения предлагаемых изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Общественная палата КБР организовала общественное обсуждение проекта федерального закона от 10.04.2018 № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части введения нормы о добровольном изучении родных языков).

Ознакомиться с законопроектом и высказать свое мнение мог любой желающий на официальном сайте ОП КБР. Вопрос о возможном введении нормы о добровольном изучении родных языков в российское образовательное законодательство бурно обсуждался во всех национальных регионах России, в Конституциях которых закреплен государственный статус родных языков.

В Общественную палату КБР поступили обращения от Координационного совета адыгских общественных объединений КБР, инициативной группы «За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования», а также группы деятелей науки, образования, культуры КБР (всего 137 подписей).

Один из инициаторов обращения — член ОП КБР, председатель Кабардино-Балкарского общественного движения «Координационный совет адыгских общественных объединений» Желяби Калмыков выразил твердое убеждение в том, что родные языки титульных народов субъектов РФ должны оставаться государственными и изучаться в школах в полном объеме, а не по остаточному принципу.

«Авторы законопроекта необоснованно русскому языку противопоставляют родные языки нерусских народов, чтобы создать видимость, как будто есть проблемы с изучением и знанием общегосударственного языка гражданами РФ. Мы никогда не сомневались в статусе русского языка как общегосударственного и необходимости его изучения всеми школьниками. Однако преследуемая авторами этого документа цель ‒ лишение молодого поколения своей национальной и языковой идентичности, неизбежно породит поколение манкуртов, готовых воспринять радикальные идеологии. Такая ситуация будет являться настоящей угрозой национальной безопасности России», — заключил Калмыков.

Члены инициативной группы «За сохранение родных языков в обязательной части учебных планов общего образования» отметили важность сохранения действующих законодательных норм, регулирующих вопросы в языковой сфере, и проработки механизмов их реализации в системе общего образования, в том числе в отношении государственных языков республик в составе Российской Федерации.

«Считаем, что для такой многонациональной страны, как Российская Федерация, где постоянно декларируются и поддерживаются принципы равенства языков и свободного их развития, данное законодательное предложение подрывает базисные основы уважительных межнациональных отношений, ставит под удар сохранение языков народов России и нивелирует конституционное право республик на полноценное функционирование своих государственных языков. Необдуманный законопроект, разработанный узким кругом депутатов Госдумы, без проведения самой широкой дискуссии с представителями регионов, в потенциале может быть опасным документом ‒ причиной размежевания нашего общества, разделения его на воюющие или, как минимум, враждебно настроенные друг к другу этнические страты», — подчеркивается в обращении.

По мнению Мухамеда Хафицэ, председателя Комиссии по культуре и СМИ Общественной палаты КБР, тхамады Общественной организации кабардинского народа «Адыгэ Хасэ», ни у кого (в том числе у высшего политического руководства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации) не должно быть сомнений в том, что законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части добровольного изучения родных языков), в случае его принятия, станет законом этноцида нерусских коренных народов Российской Федерации.

Мнение своего коллеги поддержал заместитель председателя Общественной палаты КБР Жамал Аттаев: «Считаю, что сейчас, когда национальные языки и без того находятся в критическом положении, принятие подобного правового акта будет иметь весьма негативные последствия».

Многочисленные обращения, поступившие в Общественную палату, и публикации в социальных сетях выразили единодушное мнение о неприемлемости принятия законопроекта в предлагаемой редакции.

Комментируя обсуждаемый законопроект, председатель ОП КБР Хазратали Бердов отметил: «В целом поддерживая идею сохранения баланса реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения и возможности изучения государственных языков республик, считаю, что положения законопроекта не являются оптимальными для достижения указанного баланса. Предлагаемый законопроект противоречит статье 68 Конституции Российской Федерации, принципам национальной политики, закрепленным в Законе Российской Федерации „О языках народов Российской Федерации“, Закону Кабардино-Балкарской Республики „Об образовании“. Предлагаемая модель добровольного изучения государственных языков республики означает возвращение к факультативному образованию, которое ранее уже привело к существенному снижению уровня знания родных языков. Полагаю, что следует сохранить модель, действующую сегодня в Кабардино-Балкарии, когда изучение родных языков является обязательным только для носителей языка».

Большинством участников общественного обсуждения одобрены следующие выводы и рекомендации:

1. Предлагаемый законопроект противоречит статье 68 Конституции Российской Федерации, принципам национальной политики, закрепленным в Законе Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Закону Кабардино-Балкарской Республики «Об образовании».

2. Внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу стало детонатором недовольства и активного протеста общественности не только в Кабардино-Балкарской Республике, но и в других национальных республиках Российской Федерации. Его принятие в предложенной редакции в многонациональной стране несет в себе высокий риск конфликтогенности, способствует мобилизации протестных настроений, а также порождению недоверия к национальной политике государства в целом.

3. В Кабардино-Балкарской Республике никогда преподавание родных языков (кабардинского и балкарского) не осуществлялось в ущерб общегосударственному русскому языку. В соответствии с республиканским законодательством изучение родных языков является обязательным только для носителей языка.

4. Считаем целесообразным внести в проект закона изменения, предусматривающие для носителей языка изучение родных языков в обязательной части учебной программы общеобразовательных учреждений, а для представителей других этнических групп ‒ на добровольной основе.

Протокол общественного осуждения законопроекта размещен на сайте ОП КБР в разделе «Общественный контроль».

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

Теги: Кабардино-Балкарская Республика

Актуальный комментарий

Консулу РФ отказали в посещении Вышинского

Президент РФ встретился с новым главой Олимпийского комитета России

  • Елена Истягина–Елисеева

    22.06.2018

    Елена
    Истягина–Елисеева

    «Путин чеко поставил основную задачу — восстановление доверия к российскому олимпийскому спорту»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться