RSS Eng

20 февраля

RSS

Печать

«Счастье — это когда тебя понимают»

Общественники Кузбасса обсудили проблемы подростков после прочтения пьесы, посвященной психологии детей и их выбору между «модно» и «надо»

«Счастье — это когда тебя понимают»

Общественная палата Кемеровской области провела круглый стол на тему «Детский выбор: между «модно» и «надо», в рамках которого прошла читка пьесы современного драматурга Сергея Давыдова «Мегакрутая Идалия Линник».

В Областной театр драмы им. А.В. Луначарского на читку пьесы были приглашены члены Общественной палаты Кемеровской области, представители епархии, областного департамента образования и науки, управления образования города Кемерово, психологи, педагоги гимназии № 42, ученики и их родители.

Пьеса «Мегакрутая Идалия Линник» написана молодым драматургом Сергеем Давыдовым в 2015 году. Главная ее героиня, Идалия Линник, успешная дочь успешных родителей. Успех для нее — это деньги и слава, она хочет быть писателем, дизайнером, фотографом. Девочка доверяет выбору родителей, мнению музыкальных «звезд», пытается оправдать чужие ожидания, но непонятно, чего сама ждет от себя. В прочтении пьесы приняли участие ученики, занимающиеся в эстрадном театре «Концертный сезон» при кемеровской гимназии № 42 и актеры Областного театра драмы.

После читки состоялся круглый стол «Детский выбор: между «модно» и «надо». Это не первый круглый стол Общественной палаты Кемеровской области на площадке Областного театра драмы, в таком формате уже обсуждались темы наркомании, кризисного периода в жизни подростков.

«Об этой теме можно говорить очень много, — сказал, начиная дискуссию, член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по культуре, искусству, творческому и культурно-историческому наследию, директор Кемеровского областного театра драмы им. А.И. Луначарского Алексей Разуков. — В эскизе спектакля звучало много от ребят, от главных героев — о том, что они нас слушаются, они пытаются нас, взрослых, понять и увидеть в нас то, что потом будет в них. Прочитав пьесу, я ее понял. А посмотрев эскиз, который делали те, о ком написано в этой пьесе, когда они говорили о том, чем они живут сейчас — я не понял ничего. И с удовольствием сегодня послушал бы, что дети хотят в жизни от родителей, от педагогов».

«Чтоб вы нас всегда понимали!» — ответили, посовещавшись, юные актеры, принимавшие участие в эскизе.

Участники круглого стола отметили, что в пьесе поднимается важная тема детского буллинга, насилия. Главная героиня отказывается от своих симпатий, от дружбы с мальчиком только потому, что дружить с ним немодно, потому что он изгой, а затем сама становится изгоем. Во многом это природа человека, подчеркнули они, а лидером класса зачастую становится не обязательно самый сильный, а самый злой, тот, кто тянет на себя энергию, начинает травить и тянет за собой всех.

Своим мнением о спектакле поделился член комиссии Общественной палаты Кемеровской области по охране здоровья, экологии и развитию спорта Николай Скалон: «Затронутая проблема насилия очень сложная, но естественная: человеческому обществу характерна иерархия, но есть механизмы, которые позволяют смягчать отношения. Бывает, что изгой не виновен, он попал в обстоятельства, бывает, что ребенок не такой, остальные распознают это и начинают его клевать. Как зритель, я не ожидал от читки ничего особенного. И думал: как дети могут сыграть вместе со взрослыми? В моем детстве в спектаклях детей играли взрослые актеры. А сегодня всё было настолько реально и приближено к жизни, что такая форма просто потрясает».

Родители тоже совершают ошибки, и, возможно, эта пьеса и дети-актеры подскажут нам, как этих ошибок избежать, считает Анна Резвова, руководитель проекта «Малая сцена» Областного театра драмы: «Невозможно сформулировать идеальную модель воспитания, но мы должны попробовать. Взрослые должны сказать себе: „мы не молодцы“. Не нужно сваливать все на детей и говорить, что если они нападают друг на друга — „это просто такое растет поколение“».

Присутствовавшие на круглом столе пришли к мнению, что взрослые часто проецируют на детей свои представления о том, что им надо, но не спрашивают детей, чего они хотят, не знают их потребности. А дети боятся не оправдать ожиданий своих родителей, боятся быть не такими хорошими.

Юлия Градусова, педагог-психолог гимназии № 42, отметила: «Для меня в этом спектакле было 3 линии: тема буллинга, непохожести, травли; тема навязывания детям ожиданий и неисполненных мечтаний родителей, то есть перевешивания ответственности; и еще — тема поиска ребенком сил, чтобы вырваться из этой навязанной обязанности. У кого-то свой внутренний резерв, кому-то встретится человек, который поможет и подскажет, кто-то, пройдя через ошибки, выходит на эту линию. Для меня нахождение этого выхода и ресурсов для него было интереснее всего. А еще мы предлагаем детям ложный выбор: ты хочешь быть успешной или богатой? Мы же не спрашиваем: „хочешь ты быть счастливым или богатым?“ — тут уже выбор есть. Начинать надо не с детей, а с родителей, ведь многие из них не подозревают, что делают что-то не так. С ними поступали так же их родители, так принято, и человек даже не сможет себе объяснить, почему это неправильно».

Участники дискуссии выразили желание, чтобы эскиз жил дальше, чтобы у спектакля была дальнейшая судьба, чтобы его увидели другие родители и дети. Театр может быть и не в силах изменить мир, но он может изменить человека. И вряд ли мама, посмотревшая с ребенком этот спектакль, выйдет из театра с установкой «нет, я не такая», тема для размышления все равно будет.

Помощник члена Общественной палаты Кемеровской области, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Кемеровской епархии, протоиерей Александр Гусаков высказал мнение, что эскиз спектакля показался намного сложнее, несмотря на ясность акцентов, которые были расставлены.

«Помимо детской тирании, которая есть во взаимоотношениях между детьми, семейных ценностей, которые с разных сторон преломляются, в этом спектакле был представлен и религиозный аспект. Наверное, можно бы было понизить градус этих социальных проблем, если бы семья, в которой воспитывалась девочка, была традиционной и если бы там была здоровая религиозная культура. Вопрос семейных ценностей очень остро стоит в обществе. Огромное количество семей распадается, это отражается и на воспитании детей. Очень многогранный получился спектакль», — подчеркнул Гусаков.

В его поддержку высказался и Радомир Ибрагимов, председатель комиссии Общественной палаты Кемеровской области по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, духовно-нравственному воспитанию: «В спектакле все крутилось вокруг отношения детей и матерей, и фигурировал только один папа несчастный, который и сыграл ключевую роль. Отношения в современном мире неустойчивы. Мамины мечты не состоялись, поэтому железной рукой в счастье она загоняет дочь. Я призываю детей к одному: будьте независимы, слушайте себя, родители вашу жизнь жить не будут».

О своем восприятии спектакля сказала юная зрительница Соня Безъязыкова: «Главная героиня сначала думает, что счастье в деньгах и популярности. Но потом она постепенно понимает, что счастье — в верности близких тебе людей, друзей, родных. Жаль, что большинство моих сверстников не очень уважают такие виды искусства, как театр, по их мнению, это „скучно и немодно“. Когда я смотрела спектакль, было ощущение, что я сижу в классе и это происходит перед моими глазами. А когда смотришь сериалы, мультфильмы, этой мысли — „а что бы я сделал в этой ситуации?“ — ее нет...».

Участники дискуссии уверены, что театр детям и юношеству необходим, он ценен тем, что существует «на обмене энергиями». Через экран зрители не почувствовали бы энергию детей и взрослых, опосредованно эта связь не возникает. И сами родители отметили, что в приобщении детей к театру главная роль — родительская.

В завершение дискуссии директор гимназии № 42 Татьяна Семенкова поблагодарила всех за реализацию проекта.

«Тема выбора, которую мы затронули, актуальна. Право выбора существует, но выбор нужно формировать, и в этом велика роль родителей, — подчеркнула Татьяна Семенкова. — Общество нацеливает личность на успех, а мерило, критерий этого успеха — деньги. Родители тоже находятся в этой ситуации, ведь благополучие дает возможность детям развиваться. Но выбор должны формировать родители, и если они понимают, к чему нужно стремиться, то они не будут реализовывать свои амбиции через детей. Мне бы хотелось, чтоб цикл таких спектаклей был продолжен, есть еще много актуальных для детей тем».

Пресс-служба Общественной палаты Кемеровской области

Теги: Кемеровская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться