RSS Eng

05 декабря

RSS

Печать

Налог должен быть стимулом для развития, а не поводом уйти в «тень»

Результаты правоприменительной практики и контрольно-надзорной деятельности налоговых органов обсудили в ОП Самарской области

Налог должен быть стимулом для развития, а не поводом уйти в «тень»

Cостоялось первое заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства четвертого состава. В ходе рассмотрения основного вопроса повестки дня заседания члены комиссии обсудили некоторые результаты правоприменительной практики и контрольно-надзорной деятельности налоговых органов в регионе в рамках реализации приоритетной программы Правительства РФ «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

«На сегодняшний день это приоритетная программа для всех органов исполнительной власти, — подчеркнул заместитель руководителя УФНС России по Самарской области Глеб Ружковский. — Для Федеральной налоговой службы реформа началась несколько лет назад, когда появилась Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Реформа направлена на открытость и понимание всех процессов для бизнеса. В работе Федеральной налоговой службы стал преобладать риск-ориентированный подход: был разработан ряд критериев, и сегодня к тем, кто работает честно и по закону, контроль со стороны Федеральной налоговой службы минимальный. С 2009 года количество выездных налоговых проверок сократилось более чем в два раза, и на сегодняшний день охват такими проверками составляет всего 0,3% от общего числа стоящих на учете юридических лиц: в текущем году, таким образом, выездными проверками проверяется только около 700 налогоплательщиков. При этом уже несколько лет подряд эффективность выездных налоговых проверок с учетом риск-ориентированного подхода составляет более 99%».

«Завершен первый этап реформы контрольно-кассовой техники: крупные плательщики, которые и до этого применяли контрольно-кассовую технику, перешли на ее новый формат — так называемые онлайн-кассы, где каждая проведенная операция в электронном виде передается через центр обработки данных напрямую в ФНС. Таким образом, возможность махинаций с кассами сведена к минимуму, государство получает практически полный объем информации о выручке. На текущий момент центральным аппаратом ФНС России наложен мораторий на проведение проверок контрольно-кассовой техники. То есть без наличия жалобы на действие конкретного лица проверки в этой части пока не проводятся. Следующий этап предусматривал переход всех остальных категорий юридических лиц на применение контрольно-кассовой техники с июля 2018 года, но в закон внесен ряд изменений, и для отдельных категорий этот переход откладывается еще на один год: в первую очередь это касается индивидуальных предпринимателей, которые используют патенты, не имеют наемных работников. Кроме этого, последние изменения законодательства предусматривают налоговые вычеты для индивидуальных предпринимателей, который практически полностью покрывает расходы на приобретение контрольно-кассовой техники», — рассказал Глеб Ружковский.

В то же время, налоговики отмечают: пока на новые кассы перешла только треть налогоплательщиков из тех, что должны это сделать в соответствии с законом. А это значит, что в последний момент, когда сроки будут поджимать, могут возникнуть определенные трудности.

Один из компонентов программы реформы контрольно-надзорной деятельности — применение электронных способов общения ФНС с физлицами, предпринимателями и пр. «Практически любую услугу, предоставляемую Федеральной налоговой службой теперь можно получить дистанционно, — отметил Глеб Ружковский. — ФНС активно разрабатывает электронные сервисы: на сегодняшний день на сайте службы доступны уже более 40 таких сервисов. Кроме того, с 2018 года начнет функционировать система межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ 3, которая предусматривает электронный обмен практически со всеми органами исполнительной власти и правоохранительными органами».

Стоит отметить, что со следующего года начинает работать и сервис «Открытый бизнес»: на сайте ФНС будет публиковаться различная информация о юридических лицах, включая сумму уплаченных налогов. Сервис направлен на то, чтобы позволить организациям при заключении договоров иметь достаточное представление о своем контрагенте.

Изменения внесены и в закон о регистрации юридических лиц: теперь предусматривается право налоговых органов приостанавливать деятельность юрлица, если возникли сомнения в достоверности предоставленных им сведений. С сентября этого года при наличии «записи о недостоверности» появилась возможность исключать юридических лиц из государственного реестра в одностороннем порядке.

«Механизм, с одной стороны, очень позитивный, поскольку позволяет „вычистить“ государственный реестр юридических лиц, но, с другой стороны, опасный, потому что существует вероятность того, что юрлицо, являясь действующим, по какой-то причине, например, не находится по указанному адресу. Для этого предусматривается механизм уведомления таких юрлиц: у них есть месяц до внесения записи о недостоверности, чтобы уведомить налоговые органы», — пояснил Глеб Ружковский.

Впрочем, по словам представителей Торгово-промышленной палаты Самарской области, все не так просто: есть случаи, когда сотрудники УФНС не соблюдают всего порядка действий, и реально работающие предприниматели, которых в какой-то момент по какой-то причине не обнаружили по указанному адресу, оказываются в весьма непростой ситуации.

«Фискальные органы не могут действовать только с целью „отобрать“. Всегда нужно помнить о том, что налог — это позиция инвестиций, это стимул к развитию, — считает заместитель председателя Общественной палаты Самарской области Константин Титов. — Пока же мы видим, что все больше предпринимателей уходит в „тень“».

Особенно сложная ситуация сложилась в сфере индивидуального предпринимательства. Индивидуальные предприниматели, не обладая должной грамотностью, информацией, нередко не ведут никакой деятельности, но не снимаются с учета, не понимая, что при этом наращивают все больший долг перед государством. Необходима широкая информационная кампания для разъяснения всех подобных моментов ИП, — уверены общественники. Представители Федеральной налоговой службы уверяют, что также крайне заинтересованы в повышении информированности граждан по таким вопросам.

Не оставили без внимания члены комиссии и проблему, которая уже поднималась Общественной палатой: в связи с переоценкой кадастровой стоимости земли и утверждением органами местного самоуправления регулирующих коэффициентов, одномоментно с 1 января 2014 года в регионе произошло резкое увеличение арендной платы за земельные участки под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, объектами производства.

«Еще три года назад мы говорили, что в результате такого изменения кадастровой стоимости земли область недополучит по налогу на землю. И поступление в бюджет действительно уменьшилось», — заметил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства Валерий Фомичев.

«На сегодняшний день в регионе кадастровая стоимость по всем категориям земельных участков требует переосмысления. То же касается и объектов капитального строительства. Каким образом подходить к самой процедуре — вопрос технологий, но, наверное, его надо будет пообсуждать в том числе и на площадке Общественной палаты. У нас более 4 млн. объектов, по которым необходимо определять кадастровую стоимость. Это большой пласт работы. Нужно будет проводить разъяснительную работу, и здесь велика роль, в том числе, и общественности», — прокомментировал врио министра имущественных отношений Самарской области Михаил Солынин.

В ходе обсуждения участники заседания затронули и ряд других проблемных вопросов, в частности, проблему высоких ставок на транспортный налог в регионе, что приводит к тому, что многие жители губернии предпочитают регистрировать свои транспортные средства на территории других субъектов Федерации.

«Сегодня мы получили большой объем информации. Через несколько месяцев стоит вновь обратиться к поднятым вопросам, посмотреть, что получилось, проанализировать эффективность мер, принятых в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности, и выработать конкретные предложения по совершенствованию этого процесса», — заключил Валерий Фомичев, подводя итоги обсуждения.

В ходе заседания члены комиссии также утвердили проект плана своей работы на первое полугодие 2018 года. Заместителем председателя профильной комиссии четвертого созыва избрана Лидия Ерошина.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться