RSS Eng

19 ноября, 2020

RSS

Печать

Эксперты дали оценку цифровизации образования в России

В ОП РФ обсудили результаты мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций

Эксперты дали оценку цифровизации образования в России

На площадке Общественной палаты Российской Федерации 18 ноября состоялся семинар «Общественно-профессиональное обсуждение результатов мониторинга цифровой трансформации общеобразовательных организаций на региональном и федеральном уровне в 2020 году» с применением дистанционных технологий.

Мониторинг цифровой трансформации общеобразовательных организаций проводится в рамках реализации договора между ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» и НИУ ВШЭ.

Организаторы мероприятия — Институт образования НИУ ВШЭ и Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по развитию высшего образования и науки.

Модераторами встречи выступили ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Иван Карлов и заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков.

В дискуссии приняли участие представители органов управления образованием, общеобразовательных организаций субъектов РФ, а также профессиональное сообщество.

«Задача обеспечения внедрения цифровых технологий в системе школьного образования в целях осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации поддерживается в том числе через настоящий мониторинг», — отметил в начале обсуждения заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Александр Русаков.

В ходе первого среза мониторинга (август — сентябрь 2020 года) были обследованы более 50 регионов, свыше 300 школ, опрошены более 20 тысяч участников образовательного процесса. Почти в каждую вторую школу — участницу первого среза был осуществлен экспертный выезд, позволивший углубить и конкретизировать выводы настоящего мониторинга (всего было проведено 142 визита).

Собранные факты имеют не только научную, но практическую значимость: на основе данных первого среза школы получают индивидуальные рекомендации по своей цифровой трансформации, подготовленные с учетом специфики их работы.

Александр Уваров, главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, доктор педагогических наук, выступил перед слушателями с докладом «Роль мониторинга для развития школы в условиях цифровой трансформации». Эксперт сформулировал основную задачу и назначение цифровой трансформации образования (ЦТО): «Это переход к персонализировано-результативной системе обучения для всестороннего развития каждого обучаемого, формирования у него личностных метапредметных и предметных компетенций, необходимых для жизни в условиях цифровой экономики».

На сегодняшний день информационно-коммуникационная компетентность учащихся оставляет желать лучшего: уровень 35,3 процента школьников ниже базового, а продвинутый уровень демонстрируют лишь 3,4 процента учеников.

Сергей Заир-Бек, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, представил доклад «Региональная политика цифровой трансформации: общие тренды и индивидуальный подход». Эксперт отметил, что в условиях COVID-19 стали отчетливо видны все недостатки и преимущества региональных особенностей цифровой трансформации, в частности недостаточность обеспечения компьютерной техникой и доступом в интернет, разные платформы для дистанционного режима, увеличение нагрузки и напряженности. Вынужденный массовый переход на дистант стал серьезным испытанием для возрастных педагогов, у которых нет опыта работы с цифровыми технологиями.

Сотрудник лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Ирина Дворецкая в своем выступлении отметила, что переход на дистант дал и положительные результаты: скорость интернета повысилась, учителя начали повышать свою квалификацию, а планирование ЦТО стало появляться там, где изначально его не было.

Татьяна Мерцалова, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, представила общую оценку состояния ЦТО в России. Эксперт отметила, что зачастую сельские школы не уступают городским по уровню подготовки и оборудованию. Тем не менее наблюдается некое отставание по профразвитию педагогов в области цифровой трансформации: 37 процентов учителей признаются, что испытывают трудности, когда приходится осваивать новые цифровые сервисы и программы.

Наталья Булаева, президент союза «Профессионалы в сфере образовательных инноваций», отметила высокий уровень оснащения школ компьютерной техникой и использования цифровых технологий: электронного журнала, электронного дневника, платформ для дистанционного обучения.

В завершение встречи собравшиеся приняли решение провести круглый стол, посвященный осмыслению и выработке перспектив ЦТО. «Сегодня мы лишь отчасти коснулись вопроса воспитания в новой цифровой среде. А ведь образование — это не только обучение, но и воспитательный процесс, — отметил Александр Русаков. — Общественная палата много времени уделяет анализу и мониторингу процесса ЦТО, и мы очень рады поддержке ВШЭ и совместной работе над этой задачей».

Теги: Образование, Александр Русаков

Актуальный комментарий

Российские НКО получат более четырех миллиардов рублей в рамках президентских грантов

  • Павел Красноруцкий

    15.01.2021

    Павел
    Красноруцкий

    «Возможности некоммерческих неправительственных организаций в субъектах РФ в 2021 году значительно расширяются»

Умер Борис Грачевский

  • Ирина Мастусова

    15.01.2021

    Ирина
    Мастусова

    «Его передачи, уверена, будут дарить радость еще многим и многим детям»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться