RSS Eng

25 июня

RSS

Печать

«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя» — Наталья Кравченко

Член ОП РФ — об изменениях в Федеральный закон «Об образовании», затрагивающих вопросы воспитания

«Если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя» — Наталья Кравченко

Государственная дума на пленарном заседании 23 июня единогласно приняла в первом чтении законопроект об укреплении воспитательной составляющей в образовании.

Данную инициативу внес в Госдуму в конце мая Президент РФ Владимир Путин. Изменения вносятся в Федеральный закон «Об образовании».

Законопроектом предлагается определить воспитание как деятельность, «направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества».

В пояснительной записке отмечается, что принятие законопроекта будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.

Законопроект является логичным продолжением формирования государственной системы воспитания детей, считает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности, директор по стратегическому развитию кружкового движения Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Кравченко.

«Изменения, которые в своем законопроекте предложил Президент, закрепляют ту мысль, которая является сквозной через все наши поколения: каждый учитель является для детей воспитателем и примером для подражания. Обучая тому или иному предмету из школьной программы, ведя кружок дополнительного образования, педагог осуществляет воспитательную деятельность.

В предыдущей версии закона воспитание оставалось за рамками образовательного процесса, не являлось его неотъемлемым понятием. Закрепление воспитательной роли учителя и воспитательной работы как части образовательной программы в целом — это, безусловно, важно, как и предлагаемый сквозной характер процесса воспитания — от дошкольного до профессионального образования», — отмечает член ОП РФ.

Наталья Кравченко подчеркивает, что при реализации федерального закона в новой редакции крайне важно продуманно подойти к вопросу воспитания с организационной точки зрения:

«Предложенные изменения предполагают появление в образовательных программах блока по воспитанию. Это позволит учителю законно встраивать различные форматы: классные уроки на актуальные темы, дискуссии, встречи с интересными людьми и др. Но одной из ключевых задач в рождении такой системы становится формирование у педагогов глубокого внутреннего морального желания быть примером и воспитателем для обучающихся. Это должна быть идея, внутреннее искреннее желание, потому что если мы формализуем процесс воспитания, то можно убить и саму идею, и учителя. Необходимо аккуратно подойти к этому вопросу и не позволить заместить реальное искреннее желание быть не просто учителем, но и воспитателем, — выполнением формальных KPI».

«Стандартные критерии оценки эффективности деятельности здесь не сработают. Воспитание — это не конкретная технология работы, это в первую очередь среда, создающая возможности для ребят получить реальный опыт, осмыслить себя и проблемы общества, самоопределиться. Делать это в виде жестких норм, требований, заучивания текстов нельзя. Хуже всего, если самые очевидные подходы, типа методических рекомендаций и инструкций, будут спускаться в школы сверху, а учителя станут формально отчитываться по ним», — уверена общественница.

Член Общественной палаты России считает, что избежать формализма помогут два ключевых подхода к воспитанию:

«Первый — воспитание через деятельность. Уже в школе у ребенка должна быть возможность делать первые пробы в трудовой деятельности — так у него формируется ценность труда, понимание конструктивного преобразования мира вокруг себя. В значительной мере на этот запрос отвечает поручение Президента России Владимира Путина по созданию в стране сети кружков по модели кружкового движения Национальной технологической инициативы, где школьники могут участвовать в реальных проектах, исследовать и создавать новые технологии и продукты.

Второй подход предполагает, что воспитание должно происходить в детско-взрослых сообществах. Правильно организованная и живая деятельность таких сообществ позволяет ребенку сформировать собственные ответы на сложные вопросы — через организацию проблемных дискуссий, проживание конкретных ситуаций, свободное обсуждение со взрослыми волнующих тем и происходит воспитание, социализация и самоопределение ребенка. Да, это сложные гуманитарные вопросы, и ключевое значение для успеха играют педагогические технологии — умение учителя работать с детьми, организовать коммуникацию, помогающую самоопределению ребенка. Надеемся, что предложенные изменения федерального закона помогут оживить почти умершую, к большому сожалению, школу воспитания в нашей стране».

Теги: Наталья Кравченко

Актуальный комментарий

Путин заявил о продлении программ поддержки детей с орфанными заболеваниями

  • Екатерина Курбангалеева

    29.10.2020

    Екатерина
    Курбангалеева

    «Президент РФ еще раз напомнил, что медпомощь детям с редкими заболеваниями должна оказываться с 1 января 2021 года. На этом хотелось бы акцентировать особое внимание всех сторон»

  • Александр Ткаченко

    28.10.2020

    Александр
    Ткаченко

    «Сейчас очень важно не просто выделить дополнительные ресурсы, а создать систему лекарственной поддержки детей, которая обеспечивала бы бесперебойность и оперативность поставок»

  • Наталья Починок

    28.10.2020

    Наталья
    Починок

    «Сегодня закладываются принципы создания и функционирования системы оказания медицинской помощи орфанным больным на годы вперед»

Президент РФ поручил выделить регионам 10 млрд рублей на средства защиты и тесты на коронавирус

  • Валентина Цывова

    28.10.2020

    Валентина
    Цывова

    «Все пациенты, которые болеют COVID-19 на дому, должны быть обеспечены медикаментами!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться