RSS Eng

05 февраля

RSS

Печать

«Люди стали лучше понимать задачи инклюзии» — глава организации «Перспектива» Денис Роза

В ОП РФ подвели итоги масштабного инклюзивного проекта

«Люди стали лучше понимать задачи инклюзии» — глава организации «Перспектива» Денис Роза

4 февраля в Общественной палате РФ подвели итоги проекта «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», инициатором которого выступил Европейский союз (ЕС) и Региональная общественная организация людей с инвалидностью (РООИ) «Перспектива». 

Как уроки доброты помогают детям принять сверстников с инвалидностью в школу? Какие проблемы возникли в ходе реализации проекта? Эти и другие вопросы обсудили эксперты в сфере образования, общественные деятели, представители НКО и чиновники.
 
«За последние годы в России делается очень много для людей с инвалидностью — в том числе и в сфере образования. Лет 10–15 назад мы даже представить себе не могли того, что происходит сегодня. Но нельзя останавливаться на месте, мы должны двигаться дальше», — отметила председатель Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Диана Гурцкая, открывая круглый стол, назвав организацию «Перспектива» пионером лучших практик среди активистов гражданского общества. 
 
Инклюзивное образование — это процесс обучения, при котором дети с инвалидностью учатся в общеобразовательных школах вместе со сверстниками без инвалидности, а не находятся в изоляции. При этом должны быть созданы комфортные условия для совместного обучения. 
 
Чтобы дети могли посещать школы вместе, в 2016 году РООИ «Перспектива» при финансовой поддержке ЕС запустила проект «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», который продлился четыре года. Он объединил НКО из 15 субъектов Российской Федерации: Архангельска, Владикавказа, Владимира, Воронежа, Калининграда, Кирова, Красноярска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Ростова-на-Дону, Ставрополя, Сыктывкара, Томска, Улан-Удэ.
 
«Каждый человек, по нашему мнению, имеет право на качественное образование, профессиональную подготовку и переподготовку для получения и поддержания навыков, которые позволяют ему в полной мере участвовать в жизни общества и успешно действовать на рынке труда. Поощрение идеи равенства общественной сплоченности и гражданской позиции — одна из стратегических задач, реализуемых через инициативу сотрудничества», — отметила Алешка Симкич, заместитель главы представительства ЕС в России.
 
Денис Роза, председатель РООИ «Перспектива», рассказала о том, что удалось сделать за четыре года реализации проекта: «До начала проекта было много проблем: это и недостаток информации о методах работы с детьми с инвалидностью, и нехватка специалистов, и стереотипы в обществе. Спустя четыре года мы видим, что люди стали лучше понимать задачи инклюзии. Появилось понимание и у родительского, и у школьного сообщества. Мы привлекали к сотрудничеству региональные органы управления образованием, что позволило более широко распространять информацию о мероприятиях проекта. Так, в 2019 году на наш третий ежегодный фестиваль лучших инклюзивных практик мы получили почти тысячу работ от педагогов из 16 регионов, что в 10 раз больше, чем в 2016 году. Важно и то, что получилось привлечь представителей бизнеса к продвижению идей инклюзии». 
 
«Все это стало возможным благодаря нашей комплексной работе: тренингам и вебинарам для педагогов, инклюзивным городским мероприятиям, общественной кампании “Дети должны учится вместе”, урокам доброты и дням инклюзии в школах и, конечно, нашему информационному порталу Inclusion24.ru, где собраны полезные материалы для учителей и родителей. Такой подход позволил изменить отношение общества и сделать инклюзию более понятной и доступной», — добавила она.
 
Поделились опытом и представители региональных НКО. Например, КРОО «Аэростат» из Красноярска проводила общегородские мероприятия. Менеджер проекта Надежда Болсуновская рассказала: «Нам было важно сделать так, чтобы в городе появились площадки, где люди могли бы получить инклюзивный опыт. Мы пошли в те пространства, которые популярны у красноярцев». Так, они построили инклюзивный городок на краевом фестивале и устроили массовый забег. 
 
Эксперты ВРООИ «Искра надежды» в Воронеже налаживали контакт с органами муниципальной власти. Татьяна Поветкина, руководитель организации, отметила, что за время проекта они стали членами общественного совета при департаменте образования, Общественной палаты и координационного совета по аутизму.
 
А эксперты РООИ «Независимая жизнь» из Владикавказа сняли серию трогательных роликов, где дети с разными формами инвалидности рассказали, почему они хотят учиться в школе.
 
Диана Гурцкая еще раз отметила важность проекта для регионов и призвала не останавливаться на достигнутых результатах. Она рассказала о тревожной ситуации, когда под видом формирования инклюзивной среды происходит ликвидация коррекционных школ или когда администрация школ пытается перевести на домашнее обучение детей с инвалидностью. 
 
«Так гарантированное Конвенцией о правах инвалидов право на обучение грубо нарушается. Безусловно, с такими случаями мы должны бороться вместе», — заявила глава комиссии.

Теги: Диана Гурцкая

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться