RSS Eng

07 ноября

RSS

Печать

Факты, фейки, боты: как формирует общественное мнение раскрутка искусственных инфоповодов

В ОП РФ обсудили, как новые медиа манипулируют массовым сознанием

Факты, фейки, боты: как формирует общественное мнение раскрутка искусственных инфоповодов

7 ноября на площадке Общественной палаты РФ состоялся круглый стол «Факты. Фейки. Боты. Как формирует общественное мнение раскрутка искусственных инфоповодов».

Его инициатором выступила Комиссия ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций.

Открыл дискуссионную площадку председатель Комиссии Александр Малькевич: «Сегодняшняя беседа — интересный опыт для Общественной палаты, потому что дебаты о том, как фейки и накрученные боты помогают влиять на общественное мнение, склоняют аудиторию на ту или иную сторону, начались еще в онлайн режиме — в мессенджере Телеграм. Все мы понимаем, что это новый вызов, который стоит перед гражданским обществом, когда буквально из ничего появляются авторитеты, которые бряцают своим оружием в виде количества подписчиков. И чем больше читателей, тем больше доверия у аудитории вызывает канал. А эти якобы „авторитетные“ люди навязывают свою точку зрения, причем чаще всего — фейковую, для продвижения определенных инициатив».


 


По мнению главного редактора издания Daily Storm Алены Сивковой, боты — мертвые люди, которые создают «массивность» аудитории: «Решить проблему можно, разработав специальный механизм, который будет отсекать таких пользователей. Возможно, стоит вовлекать коллег из профильных организаций и совместно продумать, как выстроить эту работу на территории России. Мы должны бороться с фейками, бороться за чистоту, потому что люди идут за годным, интересным и честным контентом. В противном случае это будет точка невозврата».


 


Александр Малькевич, говоря о фейках, напомнил историю актера Александра Михайлова: «Вчера мы были свидетелями, может, и не такого страшного фейка, но неприятного, который успел разойтись в СМИ. Издания одно за другим стали писать о том, что скончался актер Александр Михайлов. Но речь шла о другом человеке, о другом Александре Михайлове — заслуженном артисте России, профессоре кафедры медных духовых и ударных инструментов. Информацию разнесли „большие“ авторитетные паблики в Телеграм, затем взяли СМИ. Поскольку речь шла об известном человеке, ряд журналистов стали прозванивать родных и наткнулись на самого Михайлова. Да, это была случайная накладка. Но есть огромное количество целенаправленных вбросов. Проблема вокруг нас. Мы с этим живем».

Депутат Государственной Думы Дмитрий Ионин выступил как автор собственного Телеграм-канала: «Один мой товарищ сказал, что несолидно иметь маленькую аудиторию и рекомендовал мне накрутить подписчиков, потому что „все так делают“. Для меня до недавнего времени боты были вообще чем-то неизвестным, это как снежного человека встретить».

Он рассказал, что на днях выступил на заседании Госдумы, участие в котором принимал заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин — поблагодарил чиновника за заявление о том, что блокировка Телеграм не означает запрет на пользование сервисом: «Многие, конечно, были удивлены, что я пользуюсь площадкой. Потому что для большинства это новый ресурс, который еще развивается, и понятно, что здесь нужны правила игры. Иначе Телеграм превратится в помойку и болото».

Ионин заявил, что одна из задач Телеграм-сообщества — сделать площадку достойной для распространения информации: «Поэтому нам нужно, чтобы ботоводство в этой сфере стало „зашкваром“».

Пресс-секретарь НП «ГЛОНАСС», автор собственного Телеграм-канала Ярослав Федосеев уверен, что обращать внимание нужно не на количество подписчиков, а на их вовлекаемость. Он отметил, что SMM-просвещение сегодня находится у нас в стране на крайне низком уровне: многие смотрят на количество подписчиков в канале, не открывая Tgstat.

Федосеев считает, что нужно заставить мессенджер провести массовое удаление накруток: «Я предлагаю написать коллективное обращение в адрес руководства Телеграм с просьбой объявить «Ночь избавления от цифровых „вшей“».

Журналист Леся Рябцева отметила, что важно различать проблему фейков и проблему ботов: «Фейки всегда существовали, и они не зависят от соцсетей, которые появляются, и уж тем более от Телеграм-каналов. Это и в медиа проблема, и в соцмедиа. От этого мы не избавимся, потому что с развитием технологий мы все торопимся словить хайп, собрать просмотры. Это человеческий фактор: ты не проверяешь контент, а его сразу же выпускаешь, потому что хочешь цитируемость. Так и зарабатывают медиа. Проблема с ботами — про другое».


 


«Не надо пытаться регулировать нерегулируемое, — заявил первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Артем Кирьянов. — Нужно говорить о том, что происходит, когда информация выходит на уровень зарегистрированных СМИ».

Дальше в ходе дискуссии эксперты обсудили политику ряда Телеграм-каналов, а новичок Телеграм-сообщества Дмитрий Ионин в ходе заседания даже произвел чистку ряда своих подписок. Такой жест депутата вызвал бурную реакцию.

Петербургский журналист и блогер Николай Камнев рассказал о развитии Интернета: «Важная точка перелома — это 2006-2007 год, когда медиа-составляющая пошла не в сторону умного или персонифицированного поиска, а в мессенджеры. И я считаю, что через 2-3 года ситуация опять изменится. И то, о чем мы сегодня говорим — боты, фейки, это станет неактуальным, потому что сменится площадка».

Местами круглый стол носил эмоциональный характер. Так, между Лесей Рябцевой и лидером общественного движения «Гражданин» Юрием Шарковичем произошел спор на фоне разных взглядов на аудиторию Телеграм-каналов и традиционных СМИ. По мнению Рябцевой, «аудитория Телеграм-канала в 18 тысяч — это одна история, а миллион уников новостного портала — другая».

«Здесь важно говорить о самой аудитории», — возразил ей Шаркович.

Рябцева также отметила, что в регионах люди продолжают пользоваться такими соцсетями как «ВКонтакте», «Одноклассники» и мессенджером WhatsApp, а Телеграм читают в основном в мегаполисах: его аудитория мизерна по сравнению с другими площадками. Между тем молодежь проводит время в «Инстаграм», «Тик-ток» и на видеохостинге YouTube.

Большой блок вопросов в ходе круглого стола касался деятельности блогеров. Эксперты пришли к выводу, что должны быть честные и равные условия на рынке для всех — и для представителей блогосферы, и для журналистов. Также, по их мнению, необходимо саморегулирование в работе блогеров и платформ социальных сетей.

Присутствующие неоднократно подчеркивали низкий уровень SMM-просвещения и понимания угроз, исходящих из Интернета в целом.

По итогам круглого стола было принято решение обратиться в компании, деятельность которых сфокусирована на развитии Интернета, для дальнейшего обсуждения борьбы с ботами и выработки конкретных механизмов. Кроме того, назрела необходимость внедрения Кодекса этики пользователей, планируется вынести этот вопрос на широкое общественное обсуждение в ближайшее время.

Рекомендации Общественной палаты по итогам круглого стола будут направлены в том числе в адрес куратора национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» — заместителя председателя Правительства России Максима Акимова.

Теги: СМИ, Александр Малькевич

Актуальный комментарий

Путин подписал закон о сокращенном рабочем дне для женщин в селах

  • Юлия Оглоблина

    13.11.2019

    Юлия
    Оглоблина

    «Чем больше будет льгот и преференций, тем чаще выбор граждан будет направлен в сторону села»

ФСБ пресекла деятельность одного из крупнейших интернет-магазинов по продаже наркотиков

  • Султан Хамзаев

    13.11.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Владельцев такого рода площадок можно назвать наркомафией, которой общество объявило войну»

В российских домах выросло число случаев затопления квартир

  • Игорь Шпектор

    13.11.2019

    Игорь
    Шпектор

    «На сегодняшний день износ сетей довольно высокий, и они находятся в безобразном состоянии»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться