RSS Eng

30 октября, 2019

RSS

Печать

«Нужно наладить взаимодействие между получателями бесплатной юридической помощи и теми, кто ее оказывает» — Наталья Кирюхина

Проблемы предоставления бесплатной юридической помощи обсудили в ОП РФ

«Нужно наладить взаимодействие между получателями бесплатной юридической помощи и теми, кто ее оказывает» — Наталья Кирюхина

В Общественной палате РФ по инициативе Комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО прошел круглый стол «Актуальные проблемы государственной программы бесплатной юридической помощи и деятельности правозащитных НКО в отношении социально незащищенных групп населения и пути их решения». 

По словам модератора круглого стола члена Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Натальи Кирюхиной, цель встречи — совершенствование системы предоставления бесплатной юридической помощи уязвимым группам населения, налаживание взаимодействия между теми, кто нуждается в этой помощи, и теми, кто ее оказывает.
 
«Сегодня мы будем говорить о том, насколько качественно оказывают юридическую помощь некоммерческие организации, государственные организации, и о том, как получают эту помощь те категории граждан, которые имеют на нее право, — инвалиды и ветераны», — пояснила общественница.
 
Член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Игорь Галл-Савальский отметил: «Повышение качества оказания юридической помощи и включение в эту работу институтов гражданского общества — главные задачи, которые мы ставим перед собой. Без согласованных усилий, совместных действий органов власти, гражданского общества и бизнеса качественных изменений в этой сфере достичь невозможно».
 
Учредитель и член правления АНО «Центр развития юридических клиник» Елена Абросимова рассказала о деятельности центра, объединяющего 96 участников негосударственной системы бесплатной юридической помощи, созданных на базе различных российских вузов. 
 
«На базе Московского государственного университета консультации проводятся каждый день, по вечерам с шести до 10. По бесплатному номеру любой человек может позвонить и записаться. Работает от четырех до шести консультационных групп. Спектр вопросов от граждан самый широкий. Единственное, чего мы не делаем, — мы не осуществляем судебное представительство по уголовным делам, но можем подготовить документы — ходатайство и т. д.», — рассказала она.
 
Вице-президент Адвокатской палаты города Москвы Сергей Зубков подчеркнул, что главной проблемой является отсутствие надлежащей информации о возможностях получения услуг в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. 
 
По его словам, существующий механизм оказания помощи неэффективен: «Механизм, по которому гражданин должен найти на сайте Департамента соцзащиты список адвокатов в интернете, самостоятельно их обзвонить, а их около 700 человек, объяснить проблему каждому, договориться о встрече, неэффективен. Огромное количество людей, которые подпадают под категорию оказания бесплатной юридической помощи, про интернет сами даже не знают, и как они этим должны пользоваться, непонятно». 
 
Директор Центра правового сопровождения экспертной и исследовательской деятельности Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Полина Шевчук поделилась опытом оказания бесплатной юридической помощи в университете. Она также отметила, что нужно расширять спектр мест для консультирования граждан: «В декабре мы запустили новый пилотный проект — выездные юридические консультации. Для малозащищенных групп населения важно, чтобы место проведения консультации было максимально близко к месту проживания». 
 
Адвокат Псковской областной коллегии адвокатов Арсения Разумовская предложила пересмотреть систему оплаты услуг адвокатов и стимулировать их, таким образом, на оказание бесплатной юридической помощи гражданам.
 
«Для того чтобы люди получали в более доступной форме юридическую помощь, нужно адвокатам облегчить их труд, нужно, чтобы адвокаты понимали, что их труд будет вознагражден в рамах 324-го Федерального закона. Нужно продумать для адвоката доступную систему оплаты и подтверждения оказания услуг, для того чтобы он не задумывался над тем, что ему нужно собрать кипу бумаг. Это главная проблема, и из-за этого многие адвокаты отказываются участвовать в системе оказания бесплатной помощи», — пояснила она.
 
Главный консультант отдела правового анализа, юридической экспертизы и бесплатной юридической помощи правового департамента администрации Краснодарского края Мария Охрименко уверена, что при оказании бесплатной юридической помощи нужно уделять внимание развитию правового информирования и правового просвещения.
 
«Существуют проблемы сложности сбора документов, сложности определения категории нуждающихся в услуге граждан. Проблема состоит еще и в том, что регулируются акты по предоставлению субсидий в адвокатской палате, в том числе нормативно-правовыми актами субъекта», — рассказала она.
 
Руководитель аппарата АНО «Экспертный центр Ассоциации юристов России по оценке качества и квалификаций в области юриспруденции», представитель от ООО «Ассоциация юристов России» Анастасия Кравцова предложила включить в перечень граждан, имеющих право на оказание бесплатной юридической помощи, лиц предпенсионного возраста, женщин, достигших 55 лет, и мужчин, достигших 60 лет, обращающихся по вопросам социального обеспечения трудовых правоотношений. 
 
«Также можно было включить обманутых дольщиков и лиц пенсионного возраста, если они обращаются по вопросам защиты их прав и законных интересов», — предложила она.
 
В ходе заседания участники круглого стола выделили ряд других проблемных вопросов, среди которых сложности в сборе документов получателями бесплатной правовой помощи, если их статус не подтвержден профильными департаментами социальной зашиты населения, а также трудности с оформлением пакета документов для оформления возмещения расходов адвокатами.
 
Эксперты дискуссии также посетовали на отсутствие единого портала информации о бесплатной правовой помощи. Они заявили о необходимости проведения масштабной рекламной кампании системы бесплатной юридической помощи, налаживания взаимодействия между государственными и негосударственными поставщиками, юридическими клиниками бесплатной правовой помощи. 
 
В качестве рекомендаций от участников круглого стола прозвучали предложения по расширению категории получателей бесплатных правовых услуг, а также по упрощению механизма присвоения категории получателей. Они отметили, что процесс оказания бесплатной правовой помощи необходимо автоматизировать, а механизм подачи заявления на оказание бесплатной правовой помощи осуществлять через многофункциональный центр.
 
Подводя итоги встречи, Наталья Кирюхина отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации, которые будут направлены в Министерство юстиции Российской Федерации.

Теги: Игорь Галл-Савальский, Наталья Кирюхина

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться