RSS Eng

08 июля

RSS

Печать

«Не получится создать отрасль по переработке отходов без участия общественности» — Валерий Фадеев

Ход реализации национального проекта «Экология» обсудили на заседании Общественного совета при Минприроды

«Не получится создать отрасль по переработке отходов без участия общественности» — Валерий Фадеев

В Общественной палате РФ под председательством президента Российского геологического общества Виктора Орлова 8 июля прошло заседание Общественного совета при Минприроды России. К рассмотрению был представлен широкий спектр вопросов, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

На заседании, помимо 19 членов Совета и 66 гостей, присутствовали первый заместитель министра природных ресурсов РФ Денис Храмов, заместители министра Сергей Ястребов и Светлана Радченко и секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.

Денис Храмов в своем выступлении доложил о ходе реализации национального проекта «Экология» и входящих в него федеральных проектах, упомянув, что «ровно год назад министерство приступило к разработке нацпроекта и с участием общественности сумело в кратчайшие сроки его подготовить. И уже исполнилось полгода, как мы активно приступили к его реализации. Мы видим, как идет процесс, что уже сделано, чтобы достигнуть показателей нацпроекта, что еще предстоит сделать».

За этот период были утверждены паспорта национального и федеральных проектов, разработаны методологии, чтобы все 56 показателей нацпроекта можно было не только достигать, но и контролировать. Принята практически вся нормативная база, завершен процесс типизации контрольных точек. Ведется работа с регионами, заключены соглашения с субъектами. Денис Храмов заметил, что при этом «не все идет гладко, например, мы фиксируем задержки с освоением средств, выделенных на реализацию объектов в 2019 году».

Замминистра кратко рассказал о ходе каждого из федеральных проектов в рамках национального. Не по всем направлениям еще есть результаты, многие проекты, такие как «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», требовали создания совсем новой нормативно-правовой базы, промышленной и даже организационной инфраструктуры.

В своем докладе о реализации проекта «Чистый воздух» Денис Храмов отметил, что сегодня формируется четкая концепция мониторинга состояния воздуха: «Нам предстоит разработать и в сжатые сроки внедрить механизм реализации действенных средств, направленных на качественное улучшение состояния воздуха, увязать в единый комплекс модернизацию промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, энергетических организаций, объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, наладить систему объективного контроля и добиться не просто снижения выбросов, а реального улучшения жизни людей. Требуется разработка новых законов и нормативных актов, проведение расчетов, создание новых информационных систем и систем наблюдения».

Работа ведется по всем направлениям: утверждены комплексные планы улучшения состояния воздуха во всех 12 городах — участниках проекта, подписано 20 четырехсторонних соглашений на сумму более 440 миллиардов рублей с предприятиями, деятельность которых оказывает негативное воздействие на состояние атмосферного воздуха. Одновременно с этим Минприроды России ведет подготовку необходимой нормативно-правовой базы.

Альбина Дударева, заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ, председатель Комиссии ОП РФ по экологии, рассказала о запланированном в Общественной палате РФ мониторинге внедрения систем автоматического контроля сбросов и выбросов объектов I категории, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, и создании условий для получения населением регионов достоверных сведений о состоянии окружающей среды.

«Мы хотим увидеть общую картину по стране, а не только по 12 городам. Нам необходимо понимать, на каком этапе сейчас обеспечение населения и органов государственной власти достоверной информацией о сбросах и выбросах. И главное, понять, насколько мы как субъект общественного контроля реально сможем контролировать ход реализации нацпроекта и оценить достижение целевых показателей в части улучшения состояния окружающей среды», — заключила эксперт и обратилась к членам Совета с просьбой включиться в работу и поддержать данную инициативу в рамках рабочей группы по общественному контролю за федеральным проектом «Чистый воздух» и внедрению наилучших доступных технологий.

Член Общественного совета Александр Федоров заметил, что «в рамках проекта по отходам оценка региональных схем показывает, что в качестве решения проблемы с мусором выбраны лишь два метода: полигонное захоронение и сжигание. Новые полигоны строить никто не станет, а по мусоросжиганию есть серьезное опасение в плане безопасности. В мире много технологий, позволяющих утилизировать отходы без полигонов и мусоросжигания». Эксперт предложил изучить существующие технологии и проработать возможность их использования в нашей стране.

Денис Храмов уточнил, что одна из целей публично-правовой компании «Российский экологический оператор» (ППК «РЭО») — это формирование библиотеки таких технологий и проектов, которые являются наилучшими и доступными: сюда входят имеющиеся передовые инициативы (компостирование, фотометрическая сепарация и пр.), все внимательно изучается и реализуется коллегами из ППК «РЭО».

Секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев предложил Общественному совету при Минприроды проработать схему вовлечения общественности на самых ранних этапах проектирования объектов, имеющих отношение к обращению с ТКО. По словам Фадеева, эта тема поднималась на недавно прошедшем в Архангельске форуме «Сообщество». Не случайно она была поднята именно там: Поморье в последнее время стало центром борьбы экологических активистов, которые выступают против строительства полигона на станции Шиес.

«Еще до того, как приняты какие-то решения по мусорным объектам, надо создавать рабочие группы, куда входили бы квалифицированные представители общественности. Ситуация с Шиесом показывает, что бюрократическое давление на общество не пройдет. Не получится строительство 200 объектов и создание отрасли по переработке отходов без общественности. Везде будут протесты», — заявил Валерий Фадеев.

Как отметил глава ОП РФ, задача Общественной палаты России и Общественного совета при Минприроды состоит в том, чтобы обсуждать эти вопросы и участвовать в принятии взвешенных решений. Он, в частности, допустил, что жители тех регионов, где планируется построить объекты по переработке, захоронению и утилизации отходов, должны получать какие-то компенсации. Вовлечение общественности на самых ранних этапах проектирования, уверен секретарь ОП РФ, позволит снизить напряженность.

Живую реакцию всех присутствующих вызвало обсуждение вопроса по внесению изменений в федеральную целевую программу (ФЦП) «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы». Докладчиком по обозначенной теме выступил директор департамента госполитики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Игорь Ивачев, содокладчиком — заместитель председателя Общественного совета при Минприроды России Альбина Дударева.

Члены Общественного совета подошли к вопросу серьезно. Чтобы оценить целесообразность изменений в документе, представители Совета посетили город Байкальск в преддверии форума Общественной палаты РФ «Сообщество», который проходил 30-31 мая в Улан-Удэ. Уже на месте общественники проконтролировали ход реализации мероприятий по ликвидации отходов Байкальского целлюлозо-бумажного комбината (БЦБК) — проекта, занимающего большую часть всего ФЦП, — и как в целом реализуется программа, на которую идут государственные ресурсы.

Альбина Дударева при поддержке многих членов Совета озвучила позицию о том, что принимать программу в таком виде нельзя: «Было выделено пять миллиардов рублей для того, чтобы «Росгеология» ликвидировала накопленный экологический ущерб. Но на сегодняшний день нет даже технического решения».

Валерий Фадеев, также посетивший БЦБК в составе делегации, оценил ситуацию, как анекдотичную: «Шесть миллионов тонн отходов, на решение проблемы выделены большие деньги. Но видно, что проблема не решается, стоит несколько вагончиков, какая-то труба что-то качает. У нас вообще-то великая научная держава, и мы не можем разработать технологию для переработки какого-то лигнина? Это вызывает удивление».

По итогам предварительно проведенной работы членами Совета был подготовлен проект решения по ФПЦ Байкал.

Виктор Орлов заключил: «С одной стороны, нам важно не затормозить процесс финансирования других мероприятий по Байкалу этого года, с другой — нужно получить объяснения от Минприроды на 2020 год. Третье — программа по утилизации отходов БЦБК требует отдельного рассмотрения. Мы достаточно категорично высказались в проекте нашего решения по БЦБК. Проекту однозначно требуется доработка».

В итоге членами Общественного совета было решено принять за основу проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в федеральную целевую программу “Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы”» с возможностью доработки.

Тему общественного контроля продолжила заместитель руководителя Росприроднадзора Маргарита Климова, которая рассказала о формировании системы общественных инспекторов в области охраны окружающей среды. Содокладчиком по данной теме выступил заместитель председателя Общественного совета при Минприроды России Александр Закондырин. Он отметил, что основные проблемы по формированию системы общественных экологических инспекторов кроются в несовершенстве существующего законодательства об общественном контроле и разрозненности информации о деятельности контрольных общественных организаций по стране в целом.

«В общем непонятна эффективность этой деятельности, — сказал Закондырин. — Очевидно, что никакой единой информации об осуществлении общественного контроля у Минприроды не имеется, имеются отрывочные данные от Росприроднадзора, Лесхоза и пр. Необходимо официально запросить в регионах информацию по количеству людей, получивших статус общественного экологического инспектора, на основании каких документов, собрать все данные по надзорной деятельности. Кроме того, нужно подготовить новую редакцию 403-го приказа, четко определить компетенцию и полномочия общественных экологических инспекторов, предусмотреть какую-либо организацию обучения, предусмотреть проведение и порядок аттестации, желательно в тестовом формате в режиме онлайн».

Александр Закондырин рассказал, что сейчас готовится совместное соглашение между Общественной палатой РФ, Общероссийским народным фронтом, Общественным советом при Росприроднадзоре и Общественным советом при Минприроды России о взаимодействии по совершенствованию института общественных инспекторов по охране окружающей среды.

Представители Минприроды предложили создать на площадке министерства рабочую группу, куда готовы пригласить членов Общественного совета, чтобы в ближайшее время разработать предложения для внесения изменений в закон об общественном контроле.

Помимо этого были обсуждены вопросы развития в РФ экологического образования и просвещения, а также взаимодействие экспертов и членов Общественного совета.

По итогам заседания Общественного совета при Минприроды России будет подготовлена резолюция.

Теги: Альбина Дударева, Валерий Фадеев

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться