RSS Eng

26 июня

RSS

Печать

«Лишь 30 вузов на всю страну готовят учителей по предметам естественно-научного образования» — Людмила Дудова

Проблему подготовки педкадров член ОП РФ озвучила на слушаниях в Госдуме.

«Лишь 30 вузов на всю страну готовят учителей по предметам естественно-научного образования» — Людмила Дудова

В Государственной думе 24 июня прошли большие парламентские слушания, посвященные проблематике российского образования. Первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Людмила Дудова, выступив на слушаниях, отметила, что конкурентоспособное школьное образование могут обеспечить только качественно подготовленные педагогические кадры.

«В майских указах Президента Российской Федерации сформулирована задача обеспечения к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования. Выполнение этой задачи повышает значимость показателя “качество образования”, фундамент которого закладывается в системе общего образования. Конкурентоспособное школьное образование могут обеспечить только качественно подготовленные педагогические кадры. Кто сегодня готовит педагогические кадры, по каким специальностям и как эта подготовка отвечает запросам современной школы и требованиям к квалификации педагога, который несет персональную ответственность за качество обучения и воспитания наших детей?» — сказала она.
 
В своем выступлении общественница привела в пример данные мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. 
 
«В настоящее время насчитывается 248 вузов, подведомственных Министерству науки и высшего образования, среди них 143 вуза осуществляют подготовку по направлению “Педагогическое образование”, в том числе 34 профильных (педагогических) вуза. Кажется, немало. Но анализ распределения подготовки кадров по направлениям педагогического профиля показывает, что будущих учителей-предметников по физике, химии, математике, биологии, географии и безопасности жизнедеятельности осуществляет 21 непрофильный вуз и девять профильных, то есть на всю страну школьных учителей по предметам естественно-научного образования, занимающих почти половину часов в учебном плане школы, ведет 30 вузов, и третью часть среди них составляют педагогические вузы», — подчеркнула Дудова.
 
Общественница отметила, что распределение этих вузов по стране очень неравномерно, а это означает, что гарантий для обеспечения школ учителями, специализирующимися на этих дисциплинах, во всех российских регионах нет: «И тут говорить о качестве изучения этих дисциплин в школе не приходится. Школа берет того учителя, который готов закрыть дефицит в кадрах, поручая ведения этих предметов любому педагогу, который готов отважиться на преподавание этих дисциплин в школе».
 
По ее мнению, проблема не только в том, что неравномерно распределяется подготовка педагогических кадров по стране по всем направлениям педагогического образования, что создает дефицит учителей и отрицательно влияет на качество образования в школе, но и в том, что наблюдается дисбаланс в распределении подготовки педагогических кадров по уровням образования. 
 
«Например, в Центральном федеральном округе по всем направлениям естественно-научного педагогического образования подготовка на уровне бакалавра и магистра ведется только в одном федеральном вузе — Московском педагогическом государственном университете, а в непедагогических (непрофильных) вузах не осуществляется подготовка учителей химии и ОБЖ вообще, ни в одном из 18. В Северо-Западном федеральном округе только единственный федеральный педагогический вуз реализует подготовку педагогических кадров по всем приведенным направлениям естественно-научного образования. Однако подготовка учителей биологов в этом округе не осуществляется ни в одном из 12 непедагогических вузов на уровне бакалавриата».
 
В этой связи Людмила Дудова предложила поручить Общественной палате провести экспертизу результатов реформ в области педагогического образования и разработать рекомендации с учетом разных моделей подготовки педагогов для системы общего образования по подготовке педагогических кадров для системы образования. 
 
«Педагогические университеты выполняют исключительно важную миссию, так как именно на них ложится основная ответственность по подготовке учителей-предметников и педагогов дополнительного образования детей и взрослых, это подтверждает даже выборочный анализ. Но для того, чтобы эту миссию педагогические вузы выполняли достойно, необходимо развитие педагогических вузов в регионах, укрепление их материально-технической базы, создание образовательной среды, максимально приближенной к той, которая должна быть, а во многих школах она уже есть. К сожалению, такой картины в вузах педагогических и непрофильных мы сегодня не наблюдаем или встречаем нечасто», — отметила она.

Теги: Людмила Дудова

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться