RSS Eng

17 апреля

RSS

Печать

«Старшее поколение нужно мотивировать к обучению» — Михаил Погосян

В ОП РФ обсудили программы переподготовки взрослого населения в рамках проекта «Старшее поколение»

«Старшее поколение нужно мотивировать к обучению» — Михаил Погосян

В Общественной палате России обсудили системы дополнительных образовательных программ и программ переподготовки для взрослого населения в рамках федерального проекта «Старшее поколение» в составе нацпроекта «Демография». Круглый стол прошел под председательством главы Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаила Погосяна.

«По данным Росстата, меньше 40 процентов мужчин в возрасте от 60 до 64 лет официально заняты в экономике и около 50 процентов женщин от 55 до 59 лет. А если говорить о людях более старшего поколения, то вовлеченность мужчин в экономику от 61 года составляет порядка 11 процентов. Эти цифры говорят об очень низком уровне вовлечения людей старшего поколения», — отметил Погосян, открывая заседание круглого стола.
 
По его мнению, вовлечение в активную деятельность людей старшего возраста является одной из системных и важнейших задач: «Есть целый ряд работодателей, которые не принимают на работу людей более старшего возраста. Планируется, что меры, разработанные Министерством труда РФ и субъектами РФ по дополнительному профессиональному образованию для лиц старшего поколения, должны создать более эффективные условия для вовлечения людей старшего поколения в экономику нашей страны».
 
 

 
 
Он также сообщил, что в рамках федерального проекта «Старшее поколение» предусмотрено создание различных координационных органов для определения наиболее востребованных направлений повышения трудоустройства людей старшего поколения в регионах. Предусмотрено определение перечня наиболее востребованных профессий для различных региональных рынков труда и создание большого количества центров опережающей профессиональной подготовки, в том числе на базе профессиональных образовательных организаций.
 
«Какие программы сегодня работают? И каковы перспективы разработки и реализации программ профессионального обучения? Какие у них механизмы? — спросил Михаил Погосян у участников круглого стола. — Без вовлечения в активную деятельность людей старшего поколения вряд ли удастся решить те задачи, которые стоят перед экономикой нашей страны. Одной молодежью мы не обеспечим радикальное повышение эффективности экономики. Здесь должны быть задействованы самые разные механизмы».
 
Начальник управления предоставления социальных гарантий и организации государственного контроля качества оказания социальной помощи населению Федеральной службы по труду и занятости Александр Утолин рассказал о начале реализации мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан предпенсионного возраста: «В рамках федерального проекта “Старшее поколение” создаются определенные механизмы, направленные на защиту от возрастной дискриминации. Мы стимулируем регионы для того, чтобы они быстрее реализовывали эти программы. С января была проведена важная работа — подготовительная. Сейчас идет реализация программы по плану».
 
По его словам, в рамках сохранения уровня занятости граждан с января 2019 года органами службы занятости ведется активная работа по взаимодействию с работодателями: 200 тысяч работодателей, у которых трудятся более 500 тысяч человек предпенсионного возраста, уже задействованы в этой работе.
 
«Важно было понять видение работодателей, чтобы определить, какие компетенции нужны для обучения лиц предпенсионного возраста. У нас заключено соглашение с WorldSkills, в 2019 году у нас будет 25 тысяч человек обучаться, а при содействии службы занятости будет обучено 50 тысяч человек предпенсионного возраста», — сказал он.
 
Руководитель направления HR-исследований аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова рассказала о результатах исследования на предмет причин возрастной дискриминации на рынке труда и путей их преодоления.
 
«На что обращают внимание работодатели, когда принимают на работу людей? 64 процента работодателей обращают внимание прежде всего на наличие необходимых навыков, стаж работы по специальности. Лишь 14 процентов указали, что возраст для них важен. При этом верхняя граница возраста для трудоустройства — 45–50 лет. Это такой рубеж, при котором работодатели, возможно, начнут притеснять при приеме на работу», — пояснила Спиридонова.
 
«Работодатели в целом относятся положительно к сотрудникам старшего возраста, считают их более опытными, ответственными, что им можно поручать более сложные задачи, но в то же время они считают, что они медленнее обучаются, не так быстро приспосабливаются к нововведениям. Большинство работодателей предпочитают взять сотрудника моложе 50 лет», — отметила она.
 
Александр Утолин подтвердил, что старшее поколение часто не готово проходить обучение: «Сейчас, так как мы работаем адресно, надеемся, что ситуация изменится, но, по прошлому году, лишь 25–27 процентов людей, обращаясь в службу занятости, соглашались на обучение, остальные говорили: нет не надо, учиться не хочу, предложите работу. Поэтому нам нужно стимулировать людей на учебу».
 
В том, что людей старшего поколения нужно мотивировать к обучению, уверен Михаил Погосян: «Как мотивировать людей к обучению? Нужно рассказывать о примерах, когда люди, прошедшие переобучение, получили хорошую работу. Надо показывать положительные примеры. Народ у нас расслабленный, все ждут механизмы государственной поддержки. А нужно потрудиться».
 
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова отметила, что многие современные профессии не востребованы на рынке труда.
 
«Мы готовы на базе Общественной палаты РФ провести большое всероссийское совещание-семинар среди вузов для того, чтобы мотивировать их на то, чтобы они работали в соответствии с потребностями рынка труда», — предложила Дудова.
 
Кроме того, по мнению общественницы, переобучение лиц предпенсионного возраста нуждается в популяризации и широком информационном освещении в средствах массовой информации: «Популяризация нужна. Сегодня нет телевизионных программ, публикаций в социальных сетях. Это должно идти красной линией, и тогда мы сможем добиться положительных результатов».
 
Заместитель генерального директора по подготовке кадров — директор Академии союза «Молодые профессионалы (“Ворлдскиллс Россия”)» Светлана Крайчинская рассказала о реализуемых программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.
 
«В массовом сознании предпенсионер — это старушка, которая боится компьютера, которая никогда не хочет учиться и вяжет носки. Мы сейчас уделяем большое внимание продвижению, популяризации и правильному видению этого возраста», — пояснила она.
 
По ее словам, союз обучит не менее 25 тысяч человек самым востребованным и перспективным компетенциям и навыкам на уровне мирового стандарта и обеспечит тем самым востребованность обученных граждан предпенсионного возраста на современных производствах.
 
Подводя итоги, Михаил Погосян отметил, что предложения участников круглого стола найдут отражение в резолюции и в проекте рекомендаций для органов власти.
 

Теги: Людмила Дудова, Михаил Погосян

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться