RSS Eng

14 марта

RSS

Печать

Члены ОП РФ вошли в состав Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка

Людмила Дудова, Ольга Воронова и Маргарита Русецкая рассказали о планах работы в комиссии

Члены ОП РФ вошли в состав Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка

Министерство просвещения РФ создало Межведомственную комиссию по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка.  

Основные задачи комиссии — сбор и анализ информации о проблемах сохранения, защиты и развития русского языка, координация деятельности заинтересованных федеральных органов власти и организаций по данному направлению, сообщается на сайте Минпросвещения России.
 
В ее функции также входит разработка предложений по расширению использования русского языка в межнациональном и международном общении, улучшению подготовки специалистов, деятельность которых связана с профессиональным использованием русского языка. Комиссия будет содействовать популяризации знаний о русском языке через средства массовой информации.
 
В состав комиссии, которую возглавила министр просвещения Ольга Васильева, вошли 43 представителя образовательного и научного сообщества, государственных органов власти, общественных организаций. Среди них три члена ОП РФ: Людмила Дудова, Ольга Воронова, Маргарита Русецкая
 
Создание подобной межведомственной комиссии очень актуально в первую очередь потому, что она берет на себя функцию координации деятельности самых разных ведомств в области поддержки и продвижения русского языка, считает первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки, председатель координационного совета общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова. 
 
«О необходимости продолжить работу по продвижению русского языка не только в России, но и за ее пределами говорил и Президент РФ в Послании Федеральному Собранию, что подтверждает внимание со стороны государства к русскому языку как одному из мировых и входящих в число одного из самых больших языков, используемых в международной деятельности. Не будем забывать и о таком факте, который тоже нельзя не отметить, что русский язык играет важную объединяющую роль в нашем огромном государстве, ведь он является и государственным языком, и языком межнационального общения», — подчеркивает она.
 
«Вхождение представителей Общественной палаты в Межведомственную комиссию по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка говорит о том, что обсуждение вопросов, связанных с изучением русского языка, бытованием русского языка, обеспечением качественной учебной литературой, мы сможем продолжить и на площадках нашей Общественной палаты. Надо сказать, что Комиссия ОП РФ по развитию образования и науки постоянно обращается к данной проблематике, и если сейчас три представителя Общественной палаты будут работать в составе этой межведомственной комиссии, то это расширит наши возможности и позволит внести еще больший вклад в выполнение тех задач, которые поставлены Президентом нашей страны», — заверила Людмила Дудова.
 
Русский язык как государствообразующий фактор, как важнейший ресурс «мягкой силы» России на международной арене действительно нуждается сегодня в сохранении, защите и развитии, убеждена член Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия профессор кафедры журналистики Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, доктор филологических наук Ольга Воронова. 
 
«Я бы добавила еще одно слово — в продвижении. Не только потому, что необходимо расширять пространство Русского мира за рубежом. В этом отношении государство, Россотрудничество, фонд “Русский мир” делают немало. Сегодня русский язык нужно поддерживать и защищать и во внутреннем образовательном и — особенно — медийном поле. Давление англофонного фактора таково, что наши школьники и студенты нередко лучше владеют английским языком, чем русским», — констатирует она.
 
Общественница замечает, что речь сегодняшнего молодого поколения крайне вульгаризирована, перенасыщена грубой, в том числе нецензурной и даже криминализированной лексикой. В результате получается некий уродливый симбиоз, который получил у некоторых специалистов ироническое определение «англофеня». 
 
«Засилье ЕГЭ и тестирования как главного инструмента проверки знаний привело к тому, что развитие связной устной и письменной речи практически вытеснено с уроков русского языка. Медийное пространство больше не служит эталоном грамотной речи — скорее транслирует сплошные антиобразцы. На радио и ТВ отсутствуют тематические программы, посвященные культуре речи, истории русского языка, языку великих писателей», — сожалеет Ольга Воронова.
 
В регионах есть свой позитивный и интересный опыт, который нужно обобщать, — отмечает общественница. 
 
«Например, в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина, где я работаю, с большим успехом проходят ежегодный Всероссийский студенческий форум русского языка, посвященный выдающемуся академику-слависту И.И. Срезневскому, и межрегиональный фестиваль научного и литературно-художественного творчества студентов “Есенинская весна”. Поэтому перед системой российского просвещения в качестве важнейшей задачи остается создание условий для сохранения единого культурно-образовательного пространства», — говорит она.
 
Ольга Воронова выражает надежду, что в рамках новой комиссии можно будет вести подготовительную работу для новых законодательных инициатив в сфере внутренней и внешней языковой политики РФ. На ее взгляд, нужны новые федеральный законы «О защите национальной культурно-языковой среды в сфере социальных коммуникаций», «О совершенствовании этико-правовых механизмов защиты национального культурно-языкового наследия России в средствах массовой информации». Она также считает, что назрела необходимость разработки «Национальной языковой доктрины РФ в условиях глобализации».
 
«Подчеркну: защита, сохранение и развитие национальной языковой среды является сегодня важнейшим условием сохранения цивилизационной безопасности России, а основой ее являются школьные уроки русского языка, квалифицированные кадры учителей-словесников и качественные учебники», — подытоживает она.
 
С начала двухтысячных годов вопросам повышения качества изучения русского языка в общем образовании, подготовки кадров для его преподавания, в целом для повышения культуры использования русского языка в профессиональных целях уделяется значительное внимание, в том числе через федеральную целевую программу «Русский язык». Все это время при Минобразования России существовала комиссия, которая как экспертная площадка рассматривала многие вопросы, связанные с реализацией этих программ, напоминает член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей ректор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина», доктор филологических наук Маргарита Русецкая.
 
«В прошлом году федеральная целевая программа “Русский язык” была сначала трансформирована в один из разделов государственной программы “Развитие образования”, а вот теперь она получила оформление в национальном проекте — внутри его часть подразделов связана с теми задачами, о которых я говорила ранее. Поэтому такая комиссия — это не новость, она всегда работала при Министерстве, но поставленные государством задачи и, в том числе, разделение министерств потребовало создания новой комиссии и, конечно, нового программного подхода, который определит ее работу», — пояснила она.
 
Среди безусловных достижений работы комиссии, которыми можно гордиться, Маргарита Русецкая называет снижение числа школьников, не сдавших ЕГЭ по русскому языку; введение в девятом классе устной части экзамена по русскому языку, что, по ее мнению, направлено на преодоление тестовой избыточности в ЕГЭ по русскому языку; ряд других достижений. 
 
«Из актуальных проблем, которые сегодня сохраняются и ждут своего решения, — новая законодательная основа, которая говорит о праве каждого школьника и его родителей определять родной язык и иметь возможность для его изучения в системе общего образования, безусловно, это касается и русского языка. При этом экспертам непросто определить, чем же должен отличаться школьный курс по русскому языку как родному от школьного курса по русскому языку как государственному», — задается вопросом общественница. 
 
Она называет еще одну серьезную проблему — необходимость разработки новых учебников по русскому языку: несмотря на пристальное внимание и к процедуре их экспертизы, и к обсуждению новых требований, сегодня школьного учебника, в полной мере отвечающего заявленным требованиям, нет. 
 
«Учебник должен готовить ребят и формировать современную эффективную коммуникацию на русском языке, как устноречевую, так и письменную, — утверждает Маргарита Русецкая. — Существующие учебники грешат излишней теоретизацией, сложностью подачи материала, отсутствием упражнений, речевых материалов — текстов, которые были бы образцами сегодняшнего литературного языка. Этот вопрос тоже будет обсуждаться». 
 
Еще одна наболевшая проблема — необходимость более жесткого контроля и определенной системы рекомендаций словарей. Несмотря на то что книжные полки изобилуют словарями, хороших настоящих словарей немного, сетует она. По ее убеждению, причина кроется в том, что за хорошим словарем стоит многолетний труд ученых, это всегда существенные вложения, инвестиции, далеко не все научные коллективы, профильные организации могут себе позволить заниматься лексикографикой, словаристикой.
 
«Первое заседание комиссии назначено на апрель, послушаем установки для комиссии, посмотрим, какие планы формирует Министерство просвещения, — рассуждает Маргарита Русецкая. — А я надеюсь, что Институт Пушкина, который я тоже представляю, наш более чем 50-летний опыт в вопросах изучения, преподавания русского языка и как родного, и как иностранного, и неродного окажется востребованным в работе этой комиссии».

Теги: Ольга Воронова, Людмила Дудова, Маргарита Русецкая

Актуальный комментарий

Владимир Путин поручил обеспечить семьи с низкими доходами жильем без передачи в собственность

  • Сергей Рыбальченко

    19.07.2019

    Сергей
    Рыбальченко

    «Создание муниципального маневренного жилищного фонда позволит кардинально решить проблему с жильем для семей с ограниченными доходами»

Google заблокировал YouTube-канал «Ридуса»

  • Александр Малькевич

    19.07.2019

    Александр
    Малькевич

    «Если мы не будем реагировать, отстаивать наши права, остановить произвол в отношении российских СМИ не удастся!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться