RSS Eng

26 марта

RSS

Печать

«Важно пробудить в школьнике интерес» — Евгений Велихов об обучении новых инженеров и ученых

Конвергентные технологии в инженерной подготовке школьников обсудили в ОП РФ

«Важно пробудить в школьнике интерес» — Евгений Велихов об обучении новых инженеров и ученых

О конвергентных технологиях в инженерной подготовке школьников говорили эксперты на круглом столе в Общественной палате РФ 26 марта.

Технологический прогресс в современном обществе приобретает черты, которых еще не было в человеческой истории, — глобальность, конвергентность и стремительность. Это означает, что различные области науки, разделенные до сих пор отраслевыми и тематическими барьерами, в наши дни могут конвергировать, сходиться: специалисты из разных дисциплин могут собираться в большие команды и взаимно обогащать друг друга в части математического аппарата, инфраструктуры и методологии. Глобальные игроки конкурируют как на уровне технологий, так и на уровне людей, специалистов, способных создавать и внедрять новые технологии.

За последние годы в РФ реализован целый ряд успешных пилотных проектов федерального уровня и собран арсенал успешных практик по повышению мотивации школьников к освоению новых знаний в новой образовательной парадигме. Вместе с тем накапливается и постоянно пополняется «библиотека проблем» — чего не надо делать со школьниками, какие сложности возникают в организации преподавания, с какими трудностями сталкиваются успешные и эффективные выпускники «кузницы умных школьников» в условиях высшей школы и на современных производствах.

«Важно, чтобы у учеников просыпался собственный интерес. Когда я начинал и еще был школьником, большое значение для меня имел школьный кружок, — рассказал известный физик-теоретик, почетный секретарь Общественной палаты РФ академик РАН Евгений Велихов. — По-моему, у преподавателя даже не было инженерного образования, но он был замечательным человеком. Нам было интересно заниматься, мы работали очень активно. Еще один важный момент — взаимодействие с реальными организациями. Еще в детстве отец привез меня на завод “Севмаш”, и я до сих пор с ними взаимодействую».

Президент Нанотехнологического общества России Виктор Быков в качестве позитивного примера качественного технического образования привел образовательный центр «Сириус»: «Одна из затей, которые мы, я думаю, проведем в жизнь — чтобы после того, как человек побывал в “Сириусе”, он не отрывался от этой среды. Возможность такая есть — например, теми же приборами можно управлять через интернет. Тогда можно будет делать так, чтобы ребята продолжали жить в этих интересных технологиях».

«Сейчас сделана система кванториумов (сеть детских технопарков. — Прим. ред.). Там есть лаборатории, где можно выполнять всякие интересные работы. Пока они больше играют демонстрационную роль, но, я думаю, это дело изменится, и это будут места, где ребята смогут получать серьезные дополнительные знания», — привел еще один пример Виктор Быков.

Он рассказал и о созданной им компании NT-MDT (Molecular Devices and Tools for Nanotechnology), которая разрабатывает и производит научное оборудование для нанотехнологических исследований, в частности сканирующих зондовых микроскопов: «Нас называли страной-бензоколонкой. Но наши приборы (их уже более пяти тысяч) работают более чем в 60 странах мира. Что важно, мы делаем приборы и для школьников. Работая на них, ребята получают очень хорошие навыки, которые чрезвычайно важны для них».

Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов рассказал о том, что делается в РАН в вопросах совершенствования школьного образования в интересах формирования кадрового потенциала страны.

В основном речь шла о новом проекте РАН совместно с Министерством просвещения РФ — это создание базовых школ РАН. В проекте примут участие 110 школ из 32 субъектов РФ, и его цель — создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, чтобы они строили успешную карьеру в области науки и высоких технологий.

«Что же такое базовые школы РАН? Это школы в регионах страны, которые по официальным рейтингам показывают высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Мы проанализировали все эти рейтинги, проанализировали результаты поступления в ведущие вузы, достижения школьников в Едином государственном экзамене, в олимпиадах (в том числе международных) и отобрали определенное количество школ», — сообщил Хохлов.

Для этих базовых школ РАН предлагает научные курсы, факультативы исследовательской направленности, индивидуальные консультации со стороны ведущих ученых, научно-популярные лектории, интеллектуальные творческие конкурсы и так далее. Еще одно направление — повышение профессиональной квалификации педагогических работников этих школ. Третье направление — укрепление материально-технической базы избранных школ.

Подводя итоги круглого стола, заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков отметил, что в национальном проекте «Образование» прописаны многие региональные мероприятия, о которых шла речь на круглом столе.

«Возникает ситуация, когда на федеральном уровне идет прямое участие в программах регионов. Но если не будет общей системы, то мы попадем в ситуацию разобщенности, и это не позволит решить те задачи, которые поставлены (не только Президентом РФ, но и обществом)», — сказал член ОП РФ.

«Только системное взаимодействие, которое разрушит межотраслевые истории, приведет к конвергенции не только технологий и науки, но и отраслей и организаций разного уровня и отношения к федеральному бюджету. Если это произойдет, то я буду считать, что наш сегодняшний семинар дал этому определенный импульс», — заключил Русаков.

Теги: Образование, Александр Русаков

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться