RSS Eng

11 октября

RSS

Печать

Формировать критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде

Эксперты рассказали, каким должен быть учебник нового поколения

Формировать критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде

Общественная палата РФ 11 октября провела экспертную сессию «Современный учебник: фундаментальная наука и учительская практика», в рамках которой научно-педагогическая общественность страны обсудила роль учебника и учебно-методических комплектов в формировании современной информационно-образовательной среды.

Людмила Дудова, первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки, отметила, что проблема создания современного школьного учебника — одна из самых социально значимых тем, обсуждаемых в обществе на протяжении последних пяти лет.
 
«Эта проблема волнует тех, кто пишет учебники, учителей, родителей, которым небезразлично, по каким учебникам будут учиться их дети, волнует этот вопрос и самих ребят. К нам приходят письма с разными предложениями по данному вопросу, поэтому площадка для сегодняшней дискуссии выбрана неслучайно. Общественная палата РФ не просто осуществляет контрольную функцию и выступает в роли своеобразной народной власти, но и активно участвует во всех социально-экономических процессах, происходящих в стране, обсуждает самые острые вопросы современности. Именно с точки зрения социальной значимости проблемы создания современного учебника, его будущего и настоящего предлагаю начать дискуссию», — такими словами Людмила Дудова открыла пленарное заседание.
 
Участников мероприятия поприветствовала Светлана Иванова, директор Института стратегии развития образования РАО, который в этом году отметил 95-летний юбилей:
 
«За годы существования нашего института выпущено сотни миллионов тиражей учебной литературы. Уверена, что каждый советский, российский школьник держал в руках книги наших авторов. Поэтому нас не может не волновать вопрос, каким сегодня должен быть учебник. Мы обсуждаем разные форматы — и бумажные, и электронные, цифровизованные. Но формат учебника, на мой взгляд, не самое главное. Учебник должен мотивированно показывать путь к знаниям — вот это и есть наша большая задача. А в качестве эпиграфа к нашей экспертной сессии хочу предложить слова, которые философ Умберто Эко вынес в заглавие своей книги: “Не надейтесь избавиться от книг!”».
 
Научный руководитель центра мониторинга качества образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Виктор Болотов считает, что учебник должен быть инструментом, систематизированно излагающим материал, и не важно, в интернете он будет или где-то еще.
 
«Я часто слышу: “Учебник уже не нужен. Всю информацию можно найти в интернете”. Как часто говорят школьники, “погуглил и все нашел”. Учебник нужен, но вопрос, какой учебник? В условиях быстро меняющегося мира, в том информационном потоке, который нас захлестывает, мы должны формировать у детей критическое мышление, навыки коммуникации, умение работать в команде. Вот на что должен работать современный учебник».
 
Мыслями о том, каким должен быть современный учебник, поделились представители ведущих отечественных издательств учебной литературы. По мнению экспертов, учебник должен сочетать в себе традиционные ценности и современные цифровые технологии, сохранять баланс между глубиной содержания и простотой формы, учитывать последние достижения науки, а также особенности и потребности современных детей.
 
«Создание учебников — это совместный труд ученых-предметников, психологов, издателей, методистов. Если нам удастся найти баланс между сочетанием доступности, современности и глубины содержания, фундаментальная наука станет неотъемлемой частью учительской практики», — считает заместитель главного редактора издательства «Просвещение» Юлия Захир.
 
Отметили участники и роль учителя в процессе школьного образования. Именно от его знаний, опыта и желания зависит способ подачи материала, содержащегося в учебниках и учебно-методических материалах.
 
Представители научного сообщества и издатели, учителя-предметники и психологи, журналисты и общественники продолжили дискуссию по обозначенным на пленарном заседании проблемам в рамках работы круглых столов «Современный учебник русского языка: векторы развития»; «Школьный учебник истории: путь в XXI век»; «Роль учебника как базового компонента УМК по предметам языкового цикла в моделировании современной информационно-образовательной среды»; «Требования к современному учебнику»; «Учебник, функционирующий в условиях двуязычия в современной школе»; «Теоретические основания современного учебника для среднего и высшего образования».
 
Кроме того, участникам мероприятия презентовали двухтомник «История Крыма» — первую за последние 200 лет научную историю Крымского полуострова.

Теги: Людмила Дудова

Актуальный комментарий

Умерла правозащитница Людмила Алексеева

  • Валерий Фадеев

    10.12.2018

    Валерий
    Фадеев

    «Людмила Алексеева останется символом правозащитной деятельности в нашей стране, ее принципиальность и мужество заслуживают безмерного уважения»

10 декабря — Международный день прав человека

  • Елена Сутормина

    10.12.2018

    Елена
    Сутормина

    «Без уважения к правам человека нельзя представить ни одно здоровое государство»

Минтруд утвердил профстандарт няни

  • Сергей Рыбальченко

    10.12.2018

    Сергей
    Рыбальченко

    «Нам удалось добиться, чтобы в профстандарт няни было включено только самое необходимое, в том числе обучение для нянь не менее 140 часов»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться