RSS Eng

17 июля, 2018

RSS

Печать

Как вернуть детское и юношеское кино на съемочные площадки и на экраны?

Меры поддержки детского кино обсудили эксперты в ОП РФ

Как вернуть детское и юношеское кино на съемочные площадки и на экраны?

16 июля в ОП РФ состоялся круглый стол «Визуальный ряд детства: детско-юношеское кино, телевидение, интернет. Возможна ли перезагрузка в рамках Десятилетия детства?»

Детско-юношеское кино процветало в советский период, однако испытывает трудности в настоящее время. В рамках объявленного Десятилетия детства государство может оказать ему всестороннюю поддержку, считают участники встречи. О необходимых мерах поддержки детского кинематографа спорили деятели искусства, преподаватели ведущего кинематографического вуза страны, а также представители Минкультуры и профессионалы, занятые в индустрии, которые видят ситуацию изнутри.

«Заставить телевизионный канал показывать то, что мы хотели бы видеть, невозможно, так как это экономически невыгодно и необоснованно», — отметил модератор круглого стола, руководитель рабочей группы ОП РФ по формированию стратегии развития детско-юношеского кино в России Денис Кирис. Однако он выразил надежду, что специализированный детский телеканал с возможностью подключения трансляций в школах положительно скажется на развитии детского кино.

«Мы знаем, что Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании школьного канала. Пока непонятно, как это будет выглядеть, тем не менее у нас есть возможность поучаствовать в его создании и донести до власти позицию творческого сообщества», — добавил он.

Кинорежиссер Владимир Хотиненко, первый зампредседателя Комиссии ОП РФ по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, посетовал на то, что в России практически исчезла тема детского и юношеского кино из кинематографического пространства.

«Мир поменялся, и мы не можем больше опираться только на свой опыт, картина мира стала объективно другой. Нынешней молодежи порой даже сложно воспринимать прежний язык. Ключевая проблема — это проблема общего образования, но это вовсе не снимает с нас ответственности за происходящее. Проблема кино также прочно связана с литературой и театром. Сейчас в театрах идет сравнительно мало спектаклей для детей, например. В прошлом году Минкульт поддержало восемь детских фильмов, в этом году — 13, и это уже радует».

Народный артист России Андрей Соколов констатировал, что детского кино как такового осталось мало, потому что в основном мы видим на экранах семейное кино. По его словам, то, что представлено на таких фестивалях, как, например, «Алые паруса», до телевидения не доходит либо доходит в урезанном виде.

«Наше кино вытесняется зарубежным, в то время как многие детские психологи не рекомендуют зарубежное кино к просмотру. И здесь идет борьба за умы, за сердца, за будущее нашей страны. Среда в школах стала агрессивной, и это тоже часть нашего кинематографа, ведь дети проецируют в свою жизнь то, что видят на экране», — сказал он.

Актер и режиссер Александр Адабашьян приехал на обсуждение со съемочной площадки и рассказал о своем видении современного детского кино. «Мы сейчас снимаем кино по рассказам Зощенко и поэтому все проблемы испытываем на себе. Это уже третья картина. Первая проблема — это прокат, и от нее произрастает всё остальное. Финансирование планово-убыточное, а перспективы показа по телевидению стремятся к нулю. Самая главная проблема — из Диккенса: «Миссия Америки — опошлить Вселенную‟, когда на любом уровне идут разговоры о том, что хорошо то, что хорошо продается. А детское кино продается плохо, учитывая то, что весь прокат принадлежит персонажам, заклейменным Диккенсом».

Художник также отметил, что недостаток сценариев детского кино в настоящее время может быть легко восполнен литературным материалом, к которому можно и нужно обращаться кинематографистам.

«У нас есть замечательная классическая литература для детей. Почему-то считается, что экранизация классики — это исключительно серьезные произведения, такие как „Анна Каренина“. Однако колоссальный пласт русской и советской культуры остается совершенно не тронутым, либо замененным сейчас фэнтези. В конце концов, есть писатели второго ряда, и уровень драматургии их произведений может быть сопоставим с экранизацией классики, это такие писатели, как Тэффи, например», — сказал он.

Ситуация с детским и юношеским кино сейчас не столь плачевна, как это может показаться на первый взгляд, считает директор департамента кинематографии Минкультуры РФ Ольга Любимова.

«Сегодня существует ряд приличных детских каналов на телевидении и в интернете, ситуации беспредела 1990-х уже нет, положение понемногу выправляется. Сейчас закончился главный конкурс на получение госсубсидии по детскому кино, и из 50-ти сценариев с трудом удалось найти 13, которые было бы можно поддержать. У нас есть экспертный совет, и в последние два года мы включаем туда детских психологов. Зачастую мы сталкиваемся с негативными оценками, потому что настоящее детское кино — это огромные деньги. Но в первую очередь мы должны говорить про смыслы, потому что решить проблему с формой и сделать красивую картинку мы еще можем», — сказала она.

В процессе дискуссии появились предложения по созданию отдельных образовательных программ, посвященных детскому кино. Владимир Хотиненко отметил, что это могут быть даже годичные специализированные курсы, так как примерно ко второму курсу обучения режиссуре становится понятно, кто хочет делать детское кино, а кто не хочет. Проректор ВГИКа имени Герасимова Ольга Клейменова отметила, что речь не идет о пятилетнем образовании, так как в противном случае это направление просто привлечет тех, кто не прошел на другие факультеты.

"Это должны быть мобильные сроки от полугода до двух лет. Необходимо обращение к нашему сказочному материалу, стоит обратить внимание на успех зарубежных фильмов фэнтези ("Властелин колец‟, "Гарри Поттер‟). При том что у нас снимались невероятные детские фильмы, такие как «Каменный Цветок‟, «Илья Муромец‟, к сожалению, сейчас эта тема не находит отражения в кино. А ведь именно в отечественной культуре есть тип победителя, который проходит по сказкам, и при этом он обозначен не так примитивно, как в американских комиксах», — сказала она.

Теги: Владимир Хотиненко, Денис Кирис

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться