RSS Eng

23 мая

RSS

Печать

«Важна не широта воздействия на власть, важно достичь результата» — Валерий Фадеев о выполнении майского указа в регионах

О том, как наладить взаимодействие общественности с властью, говорили на заседании президиума Совета общественных палат России

«Важна не широта воздействия на власть, важно достичь результата» — Валерий Фадеев о выполнении майского указа в регионах

23 мая в Общественной палате РФ прошло расширенное заседание президиума Совета общественных палат России.

Первым пунктом в повестке дня стоял вопрос об участии региональных общественных палат в мониторинге реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию и майского указа «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Глава ОП РФ Валерий Фадеев высказал мнение, что «невозможно в каждом регионе охватить каждый из пунктов послания и указа, а может быть, и не нужно». Он отметил, что какие-то вопросы являются для каждого из регионов наиболее актуальными и надо сконцентрироваться именно на этом.

«Задач поставлено действительно много: демография, здравоохранение, городская среда, экология, дороги, наука, цифровая экономика, культура, предпринимательство, международная кооперация и экспорт. Во-первых, надо выбрать что-то из этого, где-то это будет здравоохранение, где-то городская среда, где-то экология, как, например, сейчас в Московской области, где столько протестов, или в Кузбассе, на Волге, Байкале, — отметил он. — Во-вторых, мне кажется, нужно создавать рабочую группу, куда бы вошли в первую очередь представители профильных комиссий общественных палат».

«В-третьих, надо публично объявить о том, как будет осуществляется контроль, по каким критериям, кто является контрагентом для Общественной палаты — конкретные чиновники, которые отвечают за те или иные направления, провести публичные мероприятия с этими чиновниками и вместе объявить о каких-то задачах и целях», — заявил глава ОП РФ, подчеркнув, что «чем публичнее это будет, тем понятнее будет жителям региона, и они тоже смогут в каком-то смысле контролировать общественников».

«Чем яснее задачи, чем они будут понятнее жителям региона, тем будет лучше. Лучше меньше, да лучше. Можно оказывать давление даже по одному вопросу на местные власти. Важна не широта — важно достичь результата. Если это давление будет приводить к результату, то будет возникать конструктивное взаимодействие общественников с властью», — заключил Фадеев.

Вторым пунктом повестки дня стали вопросы общественного контроля и формирования общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг в рамках Федерального закона №392.

Глава Комиссии ОП РФ общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб рассказал коллегам о некоторых тонкостях этого закона.

«Мы получили полномочия формировать советы по независимой оценке качества условий оказания услуг», — сказал глава Комиссии ОП РФ общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб, сделав акцент на том, что речь идет не об оценке качества услуг, а об оценке качества условий оказания этих услуг.

Самый популярный вопрос — могут ли функции по такой оценке возлагаться на общественные советы при органах исполнительной власти, которые уже существуют.

«Мне приходит много писем по этому вопросу. Общественная палата РФ не вправе толковать закон, но я считаю, что нет, нельзя, — сказал Гриб и привел свои аргументы, в числе которых тот факт, что в общественные советы при органах исполнительной власти входят представители подведомственных организаций и, как правило, возглавляют их. — По-моему, конфликт интересов здесь налицо».

По результатам обсуждения Совет общественных палат России предложил рекомендовать ОП субъектов совместно с другими некоммерческими организациями, обладающими правом выдвижения кандидатур в члены общественного совета, организовать работу по подбору претендентов, отвечающих нужным требованиям для участия в конкурсе.

Помимо этого, было решено просить Комиссию ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами подготовить и направить в региональные палаты методические рекомендации по порядку формирования общественных советов по независимой оценке качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания и федерального учреждения медико-социальной экспертизы в субъектах РФ.

Наконец, третьим вопросом повестки дня стала тема социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в решении социальных проблем и развитии местных сообществ.

Предложения по этим вопросам выдвинула Елена Тополева-Солдунова, председатель Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке СО НКО.

«У нас много говорится об адресности социальной помощи, но точно понять уровень нуждаемости конкретного человека, конкретной семьи, опираясь только на социальные службы, нельзя, да и не нужно. Для этого у нас есть НКО, и нам нужно создавать систему взаимодействия с ними», — сказала она.

По поводу выхода НКО на рынок социальных услуг, о чем много говорится последние два года, она отметила, что это даст развитие конкуренции и стимулирует улучшение оказываемых услуг.

«Что у нас в этом нового произошло в этом году? Во-первых, в этом году появятся рейтинги субъектов Федерации как раз в этой сфере поддержки выхода негосударственных поставщиков на рынок социальных услуг. Агентство социальных инициатив курирует эту работу, уже выработана методика составления рейтинга, и мы будем с нетерпением ждать того момента, когда мы увидим его результаты», — рассказала она.

«Кроме того, в этом году состоялось заседание Государственного совета по развитию конкуренции, и на этом заседании говорились очень важные вещи, в том числе обсуждалась тема выхода на рынок социальных услуг НКО и бизнеса, и Президент об этом говорил, что мы эту задачу не снимаем, она у нас остается. В послании он об этом не сказал, но сказал на этом Госсовете, и это уже не может не радовать», — рассказала Елена Тополева-Солдунова, добавив, что на этом заседании было высказано много предложений о том, как ускорить этот процесс, «некоторые из предложений были весьма экзотическими», и обо всем можно прочитать в материалах по этому Госсовету.

Она указала на одну проблему: «С одной стороны, многие научились красиво рапортовать о достигнутых результатах — о том, что показатели участия НКО в рынке соцуслуг в этом году выросли в разы. Но когда мы начинаем анализировать, за счет чего появились эти показатели, то, к сожалению, далеко не всегда это повышение участия независимых НКО. Многие просто перерегистрируют бюджетные организации в НКО. Я не могу сказать, что это однозначно всегда плохо, иногда это дает какие-то результаты, но плохо, когда мы идем только таким путем, решая эту задачу».

По ее мнению, здесь важна роль общественных палат, которые могут осуществлять мониторинг того, как это происходит.

«Если мы с вами не будем держать руку на пульсе, то будет видна только красивая картинка, а на деле мало что будет происходить», — заключила Тополева-Солдунова.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Елена Тополева-Солдунова, Валерий Фадеев, Владислав Гриб

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться