RSS Eng

16 февраля

RSS

Печать

Целевое обучение: найти баланс между заказчиками и исполнителями и не забыть про студентов

Члены ОП РФ рассмотрели плюсы и минусы законопроекта по целевому обучению студентов

Целевое обучение: найти баланс между заказчиками и исполнителями и не забыть про студентов

16 февраля в стенах ОП РФ прошло «нулевое чтение» законопроекта №352780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ в части совершенствования целевого обучения».

Модератор заседания, председатель Комиссии ОП РФ по развитию образования Михаил Погосян, отметил, что предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей экономики квалифицированными кадрами со средним профессиональным и высшим образованием, в том числе направленного на приоритетное обеспечение потребности в кадрах тех субъектов РФ, где региональным рынком труда не может быть восполнен имеющийся дефицит этих кадров.

 

 

Прием на целевое обучение будет осуществляться по специальностям и направлениям подготовки в пределах определенной квоты. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ в части совершенствования целевого обучения» внесен в Государственную Думу распоряжением Правительства России от 26 декабря 2017 года № 2945-р.

Основная цель разработанного Минобрнауки России законопроекта — совершенствование механизмов целевого обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Законопроектом предлагается изложить статью 56 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в новой редакции и с новым наименованием — «Целевое обучение».

«В число условий договора о целевом обучении предлагается включить обязательство гражданина по освоению образовательной программы, указанной в договоре о целевом обучении. Также предлагается ввести новую норму об установлении срока трудовой деятельности в организации, определенной договором, но не менее трех лет, и срока трудоустройства в эту организацию», — сказал Михаил Погосян.

Вместе с тем член ОП РФ подчеркнул, что новым законопроектом предусматривается за неисполнение обязательств договора возмещение студентом заказчику расходы целевого обучения.

«С одной стороны, ответственность должна быть, но, с другой стороны, должен быть баланс с теми разумными рамками, чтобы окончательно не закрыть эту форму обучения, — сказал Погосян. — На заказчика также возлагаются штрафные санкции за нетрудоустройство гражданина». В качестве негативных последствий целевого приема он привел в пример то, что половина студентов, принятых по соответствующей форме, не заканчивают вуз.

Директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Александр Соболев рассказал о положительных сторонах законопроекта.

«Законопроект сложный, так как предусматривает создание более десяти подзаконных актов», — сказал он. В качестве примера Соболев привел анализ объемов подготовки студентов по целевому обучению за 2017 год. Он рассказал, что целевая подготовка — это общий контур подготовки по целевому приему и целевому обучению.

«Как оказалось, что студенты-целевики в пятидесяти процентах случаев не попадают на те предприятия, от которых проходили обучение. Анализ показал, что существующая схема целевой подготовки имеет большое количество проблем и сложностей. Это отсутствие трудоустройства, отсутствие мер социальной поддержки, — сказал он. — Это и привело к тому, что мы должны разработать и согласовать новую общую конструкцию закона».

В своем выступлении он рассказал, что если раньше вопрос целевого обучения касался студентов и предприятий, то сейчас Правительство РФ будет определять перечень направлений на обучение и будет определять регионы для участия в этой программе.

«И это главные изменения, которые вводятся в новом законе. Сейчас это не регулируется законом. А в новой правке правительство может потенциально установить, что, например, в 2020 году по целевому приему будут поступать только медики и трудоустраиваться они будут в определенном регионе», — сказал он, добавив, что это приведет к тому, что на эти направления будет конкурс и изменения закрепят обязательства для работодателей и студентов.

Высказал свою точку зрения заместитель председателя Комиссии ОП РФ по образованию и науки Александр Русаков.

«На большинство замечаний я получил исчерпывающие ответы. Все ответы в блоке рисков. Сегодня мы получили существенные разъяснения о том, как будет формироваться целевое обучение в регионах и отраслях, — сказал Русаков. — В области данного законодательства и дополнительная статья, и расширение сферы его применения, что позволяет на целевом обучении быть также и внебюджетным студентам, которые учатся за свои деньги. Это должно найти отражение при подготовке шаблонов договоров и должно быть понятно, какая ответственность наступает здесь», — сказал Русаков.

Другой участник заседания, первый заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Николай Захаров высказал свои возражения по поводу представленного законопроекта.

«У нас есть возражения по поводу исключения из договора обязательств по преддипломной учебной практике. Вузы должны иметь гарантию, что студент будет проходить практику там, где будет работать», — отметил Захаров.

Заместитель начальника отдела подготовки персонала департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Евгений Архипов обозначил проблему в целевом приеме по программам СПО.

В целом во время обсуждений участники «нулевых чтений» пришли к выводу, что предлагаемые законопроектом изменения будут способствовать формированию эффективного механизма удовлетворения потребностей экономики квалифицированными кадрами со средним профессиональным и высшим образованием, в том числе направленного на приоритетное обеспечение потребности в кадрах тех субъектов РФ, где региональным рынком труда не может быть восполнен имеющийся дефицит в таких кадрах.

Резюмируя выступления участников заседания, Михаил Погосян предложил одобрить представленный законопроект. Результатами обсуждений станет проект рекомендаций, где все предложения участников заседания будут отражены в итоговой резолюции.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Образование, Александр Русаков, Михаил Погосян

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться