RSS Eng

10 октября, 2017

RSS

Печать

«Это бюджет поддержки штанов и выживания» — Борис Алешин

Эксперты ОП РФ внимательно проанализировали параметры бюджета и сформулировали ряд предложений

«Это бюджет поддержки штанов и выживания» — Борис Алешин

В ОП РФ провели общественную экспертизу проекта федерального закона о бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 гг.

Открывая заседание, председатель Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Борис Алешин призвал помочь обществу мобилизовать свои лучшие силы. Что же касается финансового документа, то, по словам члена ОП РФ, «нам нужен бюджет развития, а не бюджет поддержки штанов и выживания».

Он также сделал акцент на понятиях, которые сегодня обсуждаются на всех уровнях, — потребительский спрос пока слишком низкий и его надо стимулировать, а вот призывы повышать производительность труда должны быть продуманы.

«Бессмысленно добиваться повышения производительности труда на тех заводах, которые есть сегодня, где выпускается 10 самолетов, тогда как у наших конкурентов — 65. Как ни пытайся повысить производительность на старом производстве — это ничего не дает. Поэтому о повышении производительности труда нужно говорить только с учетом трансформации этого производства», — подчеркнул Алешин.

 


 

Секретарь ОП РФ Валерий Фадеев сделал акцент на политических изменениях, которые происходят сейчас в стране: «Идет смена губернаторов, у Президента есть концепция, он расставляет новые кадры. Линия очевидна: она заключается в том, что Президент усиливает региональную команду. Надо понимать, что развитие экономическое и индустриальное пойдет через регионы. Однако пока не видно, как отражается эта логика в бюджете. Мы в Общественной палате как раз и должны дать предложения, как федеральный бюджет будет способствовать развитию региона».

Анализ положений бюджета позволил экспертам Общественной палаты сформулировать свои замечания и предложения, которые представил член Совета Общественной палаты Российской Федерации Иосиф Дискин.

Он подробно остановился на бюджетном прогнозе Российской Федерации на период до 2035 года, который является аналитической базой проекта федерального бюджета. Так, в числе факторов, которые будут оказывать существенное влияние на макроэкономическое развитие страны, в бюджетном прогнозе отмечаются демографические и технологические изменения. Последние позволят эффективнее использовать уже имеющийся в наличии капитал.

Следует добавить сюда и новые технологии, которые несут мощнейший созидательный, но одновременно и разрушительный импульс: в будущем их внедрение трансформирует индустрию и жизнь человека. Однако эта трансформация может привести не только к взрывному росту производительности, но и поставить под угрозу существование целых рынков и профессий. У экспертов Общественной палаты возник вопрос: почему эти и другие оценки бюджетного прогноза не отражаются в проекте федерального бюджета?

Не поддержал Иосиф Дискин и положение о том, что соглашение по ограничению нефти не сможет повлиять на среднесрочный уровень цен: данное соглашение уже помогло сократить избыточные запасы. Есть вопросы и по оценкам перспектив «сланцевой нефти».

Также член Общественной палаты не уверен в правильности тезиса бюджетного прогноза нефтяных цен в диапазоне 40-45 долларов за баррель, потому что «эти прогнозные предположения о снижении цены на нефть не согласуются с прогнозами ведущих профильных организаций: 52-55 долларов США за баррель сорта БРЕНТ».

Говоря о перспективах инвестиций, Иосиф Дискин напомнил о том, что, согласно опросам менеджеров, в числе ключевых факторов, сдерживающих развитие предприятий, называется «неопределенность экономической политики Правительства».

«Также рост инвестиций существенно сдерживается финансовыми ограничениями, в том числе крайне ограниченным предоставлением целевого финансирования через институты развития. Существующие объемы такого финансирования просто несопоставимы с потребностями. При этом, как показывает опыт Фонда развития промышленности, использование таких инструментов становится важным средством стимулирования темпов роста», — отмечается в проекте заключения Общественной палаты.

Неправильно сегодня ставить цель роста экономики порядка 0,5 п.п. в год, тогда как «нам не хватает 1 п.п. или более того», — настаивает Иосиф Дискин.

Странно выглядит сама система оценки результатов. По словам Иосифа Дискина, в документе есть много косвенных показателей, а не конечных. Например, «речь идет о повышении фактора эффективности, тогда как надо четко показать, какие факторы и на что оказывают влияние».

Подводя итог, Иосиф Дискин напомнил о том, что Общественная палата «представляет интересы гражданского общества, поэтому данное заключение можно рассматривать как индикатор того, в какой мере мы откликаемся на озабоченность общества. Многие люди сегодня озабочены отсутствием роста доходов, а отсутствие в бюджете отклика на этот вызов является контрпродуктивным».

Это невнимание может стоить дорого. «Среднегодовой рост реальных зарплат с 2018 до 2035 год составляет 2,1%. Но это очень низкие показатели, они создают значимые социально-политические риски. Мы все знаем, что в ситуации роста, когда ожидания активного населения опережают рост их доходов, возникают разного рода протесты. Именно поэтому повышение темпов экономического роста — необходимое условие повышения социально-политической стабильности», — констатировал Иосиф Дискин.

В ходе обсуждения заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Илья Семин обратил внимание, что сегодня людей все больше волнует экономическая ситуация, и такие понятия, как рабочие места, занятость и доходы, занимают первые места в рейтинге наиболее актуальных проблем россиян.

Поэтому заявленный проектом бюджета рост ВВП в чуть выше 2% не отвечает запросам общества. Нужно ставить более амбициозные задачи и искать внутренние источники экономического роста. На создание рабочих мест также очень серьезно влияет предсказуемость экономической политики, в том числе налоговой системы.

В этой связи Илья Семин выразил опасение, что бюджет обсуждается в условиях еще не представленного Правительством и не обсужденного в обществе плана реформы налоговой системы, включая ревизию и перенастройку налоговых льгот.

Илья Семин предложил усилить тезис об «огосударствлении» экономики, о том, что частная инициатива проигрывает напору госмонополий и госкорпораций. Также, по его словам, надо уделить особое внимание системным мерам поддержки потребительского спроса, в том числе ипотеки для молодых семей, а также предусмотреть средства в бюджете на 2018 год на реализацию программы продовольственных карт для незащищенных слоев населения.

Член ОП РФ Леонид Шафиров поддержал необходимость приоритетного финансирования для борьбы с бедностью мероприятий по ликвидации неравенства, в том числе межрегионального и внутрирегионального. Он обратил внимание на то, что в качестве приоритетов Правительством страны уже определены развитие моногородов и сельских территорий. На эти цели выделяются значительные средства федерального и региональных бюджетов, резидентам моногородов предоставляются налоговые льготы.

Вместе с тем, для того, чтобы инвесторы приходили в моногорода и создавали там новые рабочие места, необходимо навести порядок, устранив негативные последствия деятельности градообразующих предприятий, как действующих, так и уже ликвидированных или ликвидируемых.

Леонид Шафиров предложил на базе госучреждения по рестуртуризации шахт (ГУРШ Минэнерго РФ) создать за счет средств федерального бюджета страховой фонд для проведения мероприятий по ликвидации последствий работы закрытых горных предприятий в моногородах.

«Парадоксально, что мероприятия по сокращению негативного влияния на окружающую среду ликвидации угольных шахт, закрытых много лет назад, финансируются за счет средств федерального бюджета. А если шахта закрывается, собственник уходит от ответственности или сидит в тюрьме, расходы ложатся на нищие бюджеты муниципалитетов? Как же можно привлекать инвесторов, создавать рабочие места там, где не наведен порядок? Например, в городе Гуково, чтобы рекультивировать террикон закрытой шахты, нужно более 3 млрд рублей», — сказал Леонид Шафиров.

В обсуждении принимала участие член ОП РФ от Сахалинской области Галина Дзюба. Она обратила внимание на сокращение, по меньшей мере — не повышение, бюджетного финансирования таких направлений как «Новое качество жизни», «Социальная поддержка граждан».

«В непосредственной связи с данным приоритетом следует рассматривать и меры по развитию межбюджетных отношений, стимулированию доходов регионов. Что же происходит на самом деле? Рассмотрим на примере Сахалинской области. Согласно пояснительной записке к внесенному 29 сентября в Государственную Думу Российской Федерации проекту закона „О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов“ при расчете объема доходов федерального бюджета учитывались предполагаемые изменения в законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с 1 января 2018 года.

В соответствии с планируемыми изменениями предполагается дополнительно направить в федеральный бюджет 50% налога на прибыль при выполнении соглашений о разделе прибыльной продукции по проекту „Сахалин-2“, с целью ее последующего перераспределения на развитие Дальневосточного федерального округа. Это составляет 35% бюджета Сахалинской области. На протяжении последних лет бюджет Сахалинской области остается социально ориентированным. На расходы, связанные с социальной сферой, в 2015 году направлено 46,1 млрд рублей или 49,3%, в 2016 году — 49,0 млрд рублей или 50,5%, в 2017 году — 54,4 млрд рублей или 56,1%», — проинформировала Дзюба.

«Прошу усилить пункт стимулирования доходов региона в экспертном заключении ОП РФ по результатам общественной экспертизы проекта ФЗ о бюджете, выделив отдельной строкой: „оставить норматив распределения налога на прибыль от реализации соглашения о разделе продукции проекта „Сахалин-2“ — без изменений“», — выразила пожелание Галина Дзюба.

В проекте заключения Общественной палаты отмечается возможность констатировать, что предлагаемый проект федерального бюджета находится в противоречии с требованием Президента Российской Федерации к Правительству России «разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019–2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике».

По итогам обсуждения Общественная палата РФ предлагает учесть эти и другие замечания и предложения при рассмотрении федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Иосиф Дискин, Леонид Шафиров, Борис Алёшин, Галина Дзюба, Илья Семин, Валерий Фадеев

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться