RSS Eng

24 марта, 2017

RSS

Печать

Куда исчезают отходы I и II классов опасности

В ОП РФ обсудили кризис в области обращения с опасными отходами

Куда исчезают отходы I и II классов опасности

В Общественной палате РФ прошел круглый стол «Кризис в области обращения с опасными отходами в Российской Федерации». Участники отметили, что принятые за последние годы решения Президента Российской Федерации, Совета безопасности России, а также федеральные законы свидетельствуют о пристальном внимании руководства страны к вопросам обеспечения экологической безопасности государства и улучшению качества среды проживания населения.

Модератором круглого стола выступил председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин, который отметил, что на сегодняшний день современное правовое поле для решения имеющихся задач в области обращения с отходами в основном своем объеме сформировано. «Федеральный закон № 89-ФЗ „Об отходах производства и потребления“ четко регулирует вопросы обращения с отходами, в том числе и чрезвычайно опасными. Законом, помимо прочего, предусматривается обязанность субъектов Российской Федерации создать конкретные схемы обращения с отходами, включая отходы I и II классов опасности. Однако на основании анализа утвержденных регионами территориальных схем можно сказать о формальном подходе к регулированию деятельности по обращению с отходами», — рассказал Сергей Чернин.

Другой немаловажной проблемой, по словам Сергея Чернина, является сокрытие хозяйствующими субъектами информации о реальных объемах образующихся в результате их деятельности отходов I и II классов опасности и дальнейших путях конечного их удаления. «Зачастую утилизация этих отходов осуществляется только на бумаге. Фактически вся масса вредных веществ размещается на полигонах, не предназначенных для захоронения опасных промышленных отходов, либо накапливается на промышленных площадках. Кроме того, встречаются случаи абсолютно несанкционированного размещения такого сырья. Эти обстоятельства представляют серьезную угрозу окружающей среде и здоровью населения», — подчеркнул член ОП РФ.

Заместитель генерального директора ГК Корпорация «ГазЭнергоСтрой» Дмитрий Зайд доложил о статистике по размещению отходов различных классов опасности в России: «Ежегодно в стране образуется свыше 77 тыс. тонн отходов I класса опасности и порядка 269 тысяч тонн отходов II класса опасности. Из отходов I класса использовано более 15%, обезврежено более 22%, размещается на полигонах около 1%. Лидеры — Алтайский край, Кемеровская область, Ульяновская область, Волгоградская область. На территории РФ насчитывается порядка 270 объектов по обезвреживанию отходов I и II класса опасности и 62 объекта по размещению отходов».

С тем, что проблема достаточно серьезная, согласился лидер общественного движения «Зеленая альтернатива» Олег Митволь, который рассказал о многочисленных нарушениях в регионах, связанных с размещением и утилизацией отходов. «Если посмотреть все схемы образования отходов, то не очень понятно, что происходит с отходами I, II и III класса опасности», — отметил он. По словам Митволя, ежегодно 100 тысяч тонн токсичного мусора вывозятся из столицы в Рузский район Подмосковья, остается открытым вопрос о ликвидации нелегальной мусорной свалки рядом с аэропортом Шереметьево, который был поднят в связи со строительством третьей взлетно-посадочной полосы.

Основная проблема, по его мнению, заключается в том, что в Подмосковье отсутствуют объекты для размещения отходов I, II и III класса опасности. Сложная ситуация в Волгоградской области, где находится 2,5 тысяч тонн гранозана, которые более 20 лет располагаются рядом с населенным пунктом. «Гранозан — это пестицид с ртутью, не понимаю, сколько должно пройти времени, чтобы проблему начали решать», — заявил Олег Митволь.

Член Совета при председателе Совета Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования Владислав Жуков в свою очередь высказался о том, что свалка в Шереметьево на данный момент практически ликвидирована. «Выявлены нарушители, которые организовали в свое время эту свалку, и организации, меняющие класс отходов на менее опасный. Теперь отходы вывозятся на четыре объекта, установленные Правительством и министерством экологии Московской области», — сообщил Жуков.

Первый заместитель министра экологии и природопользования Московской области Павел Кириллов напомнил участникам, что Московская область на данный момент — единственный субъект, которому Росприроднадзор делегировал свои полномочия в сфере обращения с отходами. «Но наши полномочия распространяются на вполне определенный список предприятий, в отношении которых мы осуществляем надзорную деятельность. Несмотря на то, что Московская область не является крупным промышленным регионом, зачастую к нам попадают отходы, которые должны быть IV класса опасности, но из-за наличия, например, батареек повышается класс опасности отходов в целом. Сейчас важно создать отрасль и действенные механизмы по внедрению сортировки, переработки и утилизации отходов», — отметил Павел Кириллов.

С предложением взимать денежные средства за негативное воздействие на жителей Подмосковья с компаний, которые ведут свою хозяйственную деятельность в Москве и платят налоги, выступил депутат Государственной Думы ФС РФ 6 созыва Максим Шингаркин. «Я получаю нездоровое впечатление от природы Подмосковья и не вижу в подмосковском бюджете средств, которые платят московские образователи отходов I и II класса опасности», — заявил депутат.

Сергей Чернин отметил, что в целях обеспечения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, защиту жизни и здоровья необходимо ввести практику масштабного контроля за обращением с отходами I и II классов опасности во всех субъектах Российской Федерации с привлечением общественных инспекторов. «Необходимо выявлять нарушения и принимать жесткие меры вплоть до приостановки деятельности юридических лиц и понуждения к ликвидации последствий, а также ужесточить требования к обращению с отходами I и II классов опасности, в том числе лицензионных. Помимо этого важно организовать тесное взаимодействие между природоохранными органами, правоохранительными органами и органами власти субъектов Российской Федерации с целью соблюдения интересов граждан и обеспечения экологической безопасности», — заключил председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды Сергей Чернин.

По итогам мероприятия будут подготовлены и направлены в профильные органы власти рекомендации по обращению с отходами I и II классов опасности.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по экологии и охране окружающей среды, Экология, Сергей Чернин

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться