RSS Eng

16 февраля, 2017

RSS

Печать

Как повысить мобильность в образовательном процессе

В Общественной палате РФ обсудили проблемы отсутствия системы взаимовыгодного партнерства между образовательными учреждениями

Как повысить мобильность в образовательном процессе

Академическая мобильность — важный и необходимый процесс в образовании. Именно обмен опытом является не только возможностью узнать что-то новое о том предмете, который непосредственно изучается, но также изучить новое о городе, в котором будет проходить обучение. В России необходимо развивать мобильность между образовательными учреждениями, чтобы обмениваться актуальными практиками и совершенствовать уже существующие, считают эксперты. Этой теме были посвящены общественные слушания в ОП РФ «Развитие программ академической мобильности и образовательного сотрудничества на территории Российской Федерации».

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Александр Русаков открыл заседание словами об актуальности вопроса: «Тема, безусловно, важная для всех, кто когда-либо перемещался из одной точки России в другую, особенно будучи студентом или преподавателем образовательного учреждения. В первую очередь, тема хорошо знакома именно с практической точки зрения. К сожалению, много копий было сломано в подготовке законодательства, которое могло бы обеспечить такого рода деятельность. А ведь эта система позволяет не только изменить корпоративную культуру отдельных вузов, но и в целом академическое сообщество, придать импульс научным практикам, образовательным направлениям.

На сегодняшний день единственное серьезное продвижение в этой сфере в законодательстве — это 273 закон, в котором существует термин „сетевое взаимодействие“. Кроме простой констатации, разрешающей такого рода взаимодействие, иных способов крайне мало. И подобная ситуация слабо меняется в законодательном поле. Тем не менее, тема не перестала быть актуальной. По итогам нашего круглого стола будет предоставлен перечень рекомендаций».

Замдекана факультета международного бизнеса и делового администрирования МГИМО Татьяна Исаченко указала на основной перечень существующих проблем: «Нам предстоит говорить о сети, которой нет, поэтому тема очень сложная и непростая. Но разобраться с этим необходимо, так как дальше тянуть нельзя. Мобильность следует классифицировать как учебную и преподавательскую по форме, учебную и научную по направлениям, а по географическому принципу — как внутреннюю и внешнюю.

Студенческая внутренняя мобильность отсутствует по причине отсутствия мотивации у студентов. Также есть и финансово-бытовые проблемы: вузы не в состоянии принять или отправить учеников. Некоторые студенты не могут обеспечить себе поездку, особенно это касается поездок из регионов в Москву. Отсутствие финансирования и грантов, которые существуют во всем мире. Также есть информационная „дыра“: студенты попросту не знают, где их специализация еще преподается».

В числе прочего Татьяна Исаченко отметила сложность самой системы образования, существование ФГОСов (федеральные государственные образовательные стандарты), под которые не успевают переписываться образовательные программы. Сейчас перешли на СОС (собственный образовательный стандарт), что значительно облегчило систему. Но все равно отсутствуют общие учебники и учебные пособия, то есть нет общепризнанных учебных материалов. Также эксперт отметила отсутствие регламентированной системы сертификатов и документов. Преподаватели не понимают, что делать с сертификатом о дополнительно прослушанном курсе, а именно, как его вписать в документы студента.

Александр Русаков напомнил о возможности создания базовых кафедр, которые дают возможность практики с работодателями. Но это, безусловно, не может заменить сетевое взаимодействие, это лишь возможность как-то оживить эту сферу, отметил он.

Представитель Московского государственного университета путей сообщения Илона Дроздова также отметила различия в международной и российской практике: «Академическая мобильность с международной точки зрения у нас присутствует: мы сотрудничаем с Германией, Китаем, Францией по железнодорожной составляющей. Миграция внутри наших вузов-партнеров отсутствует практически на корню. Практика зачастую реализуется на производственных местах или непосредственно в университете. На наш взгляд, необходимо синхронизировать учебные планы, но пока это трудно сделать из-за сильных различий, особенно это касается регионов».

По словам экспертов, изменения в геополитической ситуации в мире поставили под сомнение международные практики, что позволяет обратить более пристальное внимание на внутрироссийскую мобильность. Также следует развивать систему грантов и с помощью заказчиков образовательных услуг, то есть от производственной сферы, государственного и муниципального секторов. Наблюдается и дисбаланс выездной и въездной мобильности, особенно мы проигрываем в сфере международного сотрудничества, указали эксперты. В Россию едут действительно мало студентов из других стран, в том числе из стран бывшего СНГ.

Чтобы мобильность стала повсеместным событием, а не частным, по итогам слушаний экспертами было предложено провести мониторинг учебных учреждений, чтобы выявить мотивацию студентов и те проблемы, которые до сих пор актуальны.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Александр Русаков

Актуальный комментарий

75 лет назад Красная армия освободила концлагерь Освенцим

  • Елена Сутормина

    27.01.2020

    Елена
    Сутормина

    «Крайне важно, чтобы будущие поколения знали реальные и объективные факты про эти страшные эпизоды истории»

В России отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады

  • Владимир Лебедев

    27.01.2020

    Владимир
    Лебедев

    «Легендарная Дорога жизни стала символом мужества и стойкости советских граждан»

  • Елена Цунаева

    27.01.2020

    Елена
    Цунаева

    «Важно помнить, что уничтожение мирного населения Ленинграда было изначально запланировано вермахтом, это была осознанная истребительная политика Третьего рейха на востоке»

  • Александр Малькевич

    27.01.2020

    Александр
    Малькевич

    «Ленинград, Санкт-Петербург был, есть и навсегда останется символом великого мужества нашего народа – людей, которые способны в самых страшных условиях показывать запредельную высоту человеческого духа»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться