RSS Eng

22 ноября, 2016

RSS

Печать

В ОП РФ обсудили право авиаперевозчиков на платный провоз багажа

Российские авиаоператоры и общественники не могут договориться о том, сколько должен стоить багаж, перевозимый на борту самолета

В ОП РФ обсудили право авиаперевозчиков на платный провоз багажа

Некоторые авиакомпании уже ввели новые тарифы, предполагающие дополнительную плату за провоз багажа. Члены Общественной палаты считают это нарушением прав пассажиров. В чью пользу разрешится спор, и будут ли россияне путешествовать налегке?

«Слушания, посвященные вопрос авиаперевозок, перевозки багажа, тарифов на перевозки и базового тарифа, мы проводим по просьбе авиационной отрасли. Этот вопрос рассматривался в Российском союзе промышленников и предпринимателей, где успешно работает комиссия по авиаперевозкам, теперь он будет вынесен на площадку Общественной палаты», — открыл слушания первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию реального сектора экономики Виктор Черепов.

Он отметил, что вопросы регулирования авиаперевозок требуют подтверждения нормативными правовыми актами, которые в настоящее время не урегулированы.

Напряженная экономическая ситуация в стране вынуждает авиаперевозчиков самостоятельно устанавливать пониженные тарифы для пассажиров, готовых брать в полет минимум вещей. Эти меры позволяют снизить стоимость билета в среднем на 1–2 тыс. рублей и, как следствие, значительно увеличить процент занятости кресел. По оценкам самих перевозчиков, гибкая система тарифов дополнительно привлечет 5–7 млн пассажиров в год.

К настоящему моменту в Госдуме прошел первое чтение законопроект, предполагающий внесение поправок в Воздушный кодекс. В случае его принятия авиакомпании смогут устанавливать различные тарифы, а также вовсе исключать из перечня услуг бесплатный провоз багажа. Против этого выступили члены Общественной палаты РФ, которые сочли условия чрезмерно жесткими для потребителей. Они предлагают внести в проект ряд изменений. Общественники настаивают: бесплатная норма провоза багажа должна быть сохранена во всех тарифах авиакомпаний.

По словам заместителя директора по правовому обеспечению ЗАО «Группа компаний S7» Максима Астафьева, отказ от уже используемых тарифов приведет к серьезным финансовым потерям авиаперевозчиков, поскольку полеты станут менее доступны.

«В этом году наши совокупные финансовые потери могут составить до 15 млрд рублей. Это, разумеется, будет снижать поступления и по налоговым статьям, не позволит ведущим авиакомпаниям наращивать собственный ресурс (как самолетов, так и персонала), тем самым создавая дополнительные рабочие места», — считает представитель компании.

Профессор ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации» Александр Фридлянд считает, что вести и без того нелегкий авиационный бизнес за последние пару лет стало еще сложнее, поскольку существенно возросли риски. В частности, увеличились затраты на лизинг и аренду воздушных судов (с 14% в 2014 году до 28% в 2016 году).

«Это условно постоянные расходы. Фактически, если объем перевозок у вас падает, эта компонента как гиря тащит на дно, потому что перевозки у вас падают, а платить аренду и лизинг все равно надо. Поэтому в сочетании с высокой стоимостью кредитных ресурсов авиационный бизнес стал намного более рискованным и тяжелым, нежели когда-то», — заявил эксперт во время слушаний в Общественной палате РФ.

Он также добавил, что в нынешних условиях любые способы увеличения доходной базы авиакомпаний, в том числе касающиеся изменений нормативной базы, являются для рынка «спасительными и необходимыми».

Иной позиции придерживается председатель правления Независимого института международного права, профессор Дипломатической академии МИД РФ, член Экспертного совета при комитете Госдумы по транспорту Виталий Бордунов. По его мнению, в российской системе отношений авиаперевозчик—пассажир преимущество явно не на стороне последнего.

«Мы до сих пор не дошли до того, чтобы главным в перевозке являлся пассажир. У нас приоритет отдается перевозчикам. Отсюда и все направления правового регулирования: как бы что-нибудь еще найти в кармане пассажира», — заявил Бордунов. Он убежден, что норма станет дополнительной психологической нагрузкой для клиентов авиакомпаний.

Логика авиаперевозчиков, стремящихся подать все в лучшем свете, ясна, однако не следует забывать о подводных камнях, которые таит в себе идея платного провоза багажа.

По словам руководителя Экспертного совета в области гражданской авиации России Михаила Терещенко, ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что необходимо на законодательном уровне формализовать ответственность перевозчика перед пассажиром.

«Совершенно естественно, что любой перевозчик хотел бы снизить свои издержки на перевозку, а я, как пассажир, хотел бы получить максимум услуг на борту воздушного судна, — считает участник общественных слушаний. — В целом, естественно, нужно поддержать эту позицию и продвижение по этой норме, но предстоит работа по согласованию этих условий, чтобы сделать абсолютно понятной ситуацию перевозки как для перевозчика, так и для пассажира».

Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам ФедералПресс

Теги: Комиссия по развитию реального сектора экономики, Виктор Черепов

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться