RSS Eng

03 августа, 2016

RSS

Печать

Члены ОП РФ обсудили пути преодоления барьеров участия СО НКО в оказании социальных услуг в субъектах РФ

Вопросы внедрения 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» рассмотрели участники онлайн-совещания с региональными ОП

Члены ОП РФ обсудили пути преодоления барьеров участия СО НКО в оказании социальных услуг в субъектах РФ

В Общественной палате РФ состоялось онлайн-совещание членов Общественной палаты РФ с региональными общественными палатами. Обсуждались практика и динамика развития участия СО НКО в оказании социальных услуг в субъектах РФ в рамках 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Перед началом обсуждения выступил руководитель аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов, отметивший позитивный опыт взаимодействия ОП РФ и органов исполнительной власти.

«Вчера был старт проекта „Час с министром“, на котором глава Минтруда Максим Топилин ответил на вопросы граждан и общественников, в результате встречи мы наметили пути реализации поставленных задач и дальнейший план сотрудничества. А сегодня мы обсуждаем внедрение 442-ФЗ „Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“, я считаю, что данный законодательный акт особо важен для развития некоммерческого сектора в РФ и будет способствовать более качественному и доступному предоставлению социальных услуг населению страны», — подчеркнул Сергей Смирнов.

Член Комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Елена Тополева-Солдунова рассказала о текущих результатах по реализации федерального закона, о проблемах, которые встают перед регионами в ходе работы, и о различных категориях субъектов РФ, включившихся в процесс выполнения данного закона.

«Мы отметили для себя три категории субъектов РФ, которые присоединились и взаимодействуют с нами для реализации 442-ФЗ. Во-первых, это регионы, где есть очевидный прогресс и успехи, это те, кто начал свою работу до утверждения закона. Например, Москва, Санкт-Петербург, ХМАО, Башкортостан, Пермский край, Ленинградская и Новосибирская области. Вторая категория — это территории, где нет таких успехов и достижений, но имеется очевидное желание и движение к разгосударствлению организаций для допуска их на рынок СО НКО. В частности, сюда относятся Вологодская и Саратовская области и др. И последняя часть — регионы, которые не проявляют заинтересованности и не имеют никаких результатов. Я не буду приводить примеры. В ряде субъектов нет желания что-либо менять, поэтому мы предлагаем региональным ОП подключаться к данной работе и активизировать местные органы власти», — говорит Елена Тополева-Солдунова.

Эксперт Общественной палаты Российской Федерации, доцент кафедры управления информационными процессами ИГСУ РАНХиГСО Оксана Коротеева прокомментировала текущую ситуацию в регионах и рассказала о проблемах и барьерах, которые отмечаются на сегодняшний день.

«Одним из серьезных барьеров для входа на рынок и включения в реестр поставщиков социальных услуг является размер тарифов на социальные услуги. Сегодня нет четкого понимания и расчета данных показателей. Среди трудностей, возникающих у НКО по данному направлению деятельности, отмечается несоответствие уставных документов СО НКО требованиям законодательства, а также индивидуальные требования, предъявляемые органами исполнительной власти к СО НКО для вхождения в реестр поставщиков, как, например, требование оказывать не менее 10 разных услуг, тогда как НКО исторически специализируются на узких, но конкретных и эффективных услугах. Сегодня Минтрудом РФ разрабатывается специальный раздел в документе, который должен снять ряд барьеров и способствовать внесению НКО в реестр поставщиков социальных услуг. Мы предлагаем региональным ОП активно подключиться к проведению мониторинга в социальной сфере для утверждения данного раздела», — сказала Оксана Коротеева.

Заместитель начальника отдела развития некоммерческого сектора экономики Департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития России Татьяна Евлампиева отметила, что необходимые разъяснения должны быть представлены и представителям НКО, и представителям региональных министерств соцзащиты.

«У нашего ведомства стоит задача подготовить разъяснения 442-ФЗ по поручению заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Голодец. На сегодняшний день проводится мониторинг проблем НКО в субъектах РФ. Мы взяли барьеры, систематизировали их и разделили на категории и пытаемся показать, что они носят не только частный случай. Нами оказывается помощь в преодолении этих барьеров правильно. В конце этой недели мы планируем финализировать работу над документом и отправить его в Минтруд РФ. В дальнейшем будут возможные корректировки, но работа начнется уже сейчас. Мы просим регионы присылать свои решения для преодоления этих барьеров и возможного дублирования успешных практик», — сказала Татьяна Евлампиева.

Начальник отдела по выработке государственной политики в сфере социальной защиты ветеранов Министерства труда и социальной защиты РФ Лариса Семенова отметила положительные результаты мониторинга ситуации с допуском НКО на рынок соцуслуг.

«Наша цель — обеспечить доступ СО НКО на рынок социальных услуг. Минтрудом ежегодно проводится мониторинг 442-ФЗ „Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации“, итоги работы мы видим уже сегодня. Хочется отметить, что наиболее распространенный механизм привлечения некоммерческого сектора к оказанию соцуслуг — это контрактная система, этот механизм работает недостаточно эффективно», — считает Лариса Семенова.

В Минтруде отмечают, что многие НКО сейчас просто не верят в то, что могут войти в региональный реестр, им кажется, что это невероятно сложно, а на самом деле в ряде регионов процедура довольно простая. В целях привлечения СО НКО к оказанию социальных услуг в субъектах РФ осуществляются мероприятия по информационной и методической поддержке данных организаций.

Председатель правления Национального фонда защиты детей от жестокого обращения Александр Спивак представил два вида барьеров, которые встают перед НКО.

«Во-первых, это конкретные случаи и проблемы, о которых говорят наши коллеги в регионах, и второй вариант, когда не выполняются поручения Президента РФ Владимира Путина по 10% организаций в социальной сфере, которые должны быть негосударственными. В данном случае не создаются здоровая конкурентная среда и механизм вхождения на рынок социальных услуг. Многие организации оказывают узкоотраслевые услуги и делают это хорошо, но они не готовы оказывать комплекс услуг для получения стандарта. Это вопрос не законодательный, а технический. Совершенно непонятно, как надо распределить финансовые потоки, когда в рамках одной семьи часть услуг оказывается государственным учреждением, а одна-две услуги — некоммерческими организациями, которые специализируются на специфических услугах», — отметил Александр Спивак.

Сергей Смирнов подчеркнул, что эффективное сотрудничество членов ОП РФ и представителей исполнительной власти способствует реализации социально значимых задач в обществе не для отчетности, чтобы показать, как все хорошо, а для реального результата.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, Елена Тополева-Солдунова

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться