RSS Eng

23 марта, 2016

RSS

Печать

Метод кнута и пряника в использовании земель

Метод кнута и пряника в использовании земель

В ходе «нулевого чтения» обсуждались подготовленные Минэкономразвития России изменения в статьи 394 и 396 Налогового кодекса РФ. Один законопроект призван стимулировать граждан оформлять их дома на земельных участках и достраивать их быстрее, другой — использовать сельскохозяйственные земли по назначению. В противном случае налоговая ставка возрастает.

Председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева отметила: «Нам в первую очередь важно понять сам принцип формирования налогового режима. При ужесточении режима как повод используется нецелевое использование земельного участка, предназначенного для сельского хозяйства либо для жилищного строительства. В обоих случаях законодателю предлагается фактически увеличить налоговое бремя».

Она обратилась к Минфину с вопросом: «Почему именно сейчас, в такое непростое время, когда многие граждане страны действительно по объективным причинам не могут завершить индивидуальное строительство, предлагается такая непопулярная мера?»

Лидия Михеева описала, как эта инициатива выглядит для обывателя: «Начал человек строительство в кризис. И у него нет возможности ни достроить жилой дом — денег нет, ни продать — цена на землю упала. Часто он связан ипотечными обязательствами, потребительскими кредитами, взятыми под грабительские проценты. Государство до поправок предложило бы ему построить хоть что-нибудь и зарегистрировать права на объект, например объект незавершенного строительства. А теперь человеку нужно построить не что-нибудь, а готовый жилой дом, и лишь после этого негативные налоговые последствия на него распространяться не будут».

Такой подход, отметила Лидия Михеева, под прикрытием стимулирования собственника к завершению строительства фактически влечет для него повышение налогового бремени, несмотря на то, что о недопустимости таких шагов постоянно говорит Президент России.

Заместитель директора Департамента недвижимости Минэкономразвития России Вячеслав Пиренков, прежде всего, напомнил, что налоговая ставка для участков под жилищное строительство в пять раз меньше, чем для прочих земельных участков — не 1,5, а 0,3%.

«Российская Федерация понимает, что это социальная сфера, и эти земельные участки должны включаться в экономический оборот прежде всего для выполнения социальной задачи — жилья для граждан. Однако очень многие земельные участки не используются. Их собственников необходимо стимулировать к тому, чтобы они их использовали, застраивали либо продавали», — отметил Пиренков.

Председатель Комиссии ОП РФ по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина напомнила, что 18 февраля проводилась общественная экспертиза законопроекта по землям сельхозназначения: «Наша позиция неоднозначна. Со стороны бизнеса мы поддерживаем повышение ставки налога на участок, если он не используется или используется нерационально — но только в отношении сельхозпредприятий. В то же время ужесточение налоговой политики необходимо проводить щадящим образом, чтобы не уменьшить количество сельских жителей».

Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов поддержал обеспокоенность относительно социально незащищенных категорий физлиц, но указал на то, что речь не идет напрямую о них.

«Многие граждане принципиально отрицают саму необходимость платить налоги и ругаются на последовательное их увеличение. Поэтому необходимо вести информационную работу с населением, в том числе и по тематике рассматриваемых сегодня законопроектов», — считает Артем Кирьянов.

Начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов России Алексей Сорокин отметил, что Минфин подготовил отрицательное заключение по поправкам: «С 2006 года появлялись уже 12 законопроектов аналогичной тематики. Ни один из них не был поддержан ни Правительством, ни Госдумой. В отношении налогоплательщика вводится двойная ответственность — такого быть не должно».

В свою очередь заместитель председателя Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Дмитрий Галочкин поддержал изменения в 394 статью, а вот поправки к 396 статье посчитал неправильной мерой для кризисного периода.

Также он подчеркнул, что если тут есть коррупционная составляющая, то необходимо провести общественную проверку. С ним согласилась и член Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина. Она также указала на необходимость проработки вопроса, куда «отправляются» изъятые земли, как используются далее.

Евгения Уваркина отметила необходимость проработки понятий «целевое назначение» и «ненадлежащее использование земель», Лидия Михеева согласилась, что это станет отдельным пунктом в резолюции.

Подытоживая, она отметила: «Мы хотели бы, чтобы был построен взвешенный механизм стимулирования граждан, мы понимаем, что нужно заботиться о нашем общем достоянии — землях — и предусмотреть механизмы недопущения их изъятия».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами, Лидия Михеева, Евгения Уваркина, Артем Кирьянов, Елена Шапкина, Нулевые чтения, Дмитрий Галочкин

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться