RSS Eng

02 сентября, 2015

RSS

Печать

Общественная палата РФ проведет «Народную экспертизу учебников»

Общественная палата РФ проведет «Народную экспертизу учебников»

2 сентября в Общественной палате РФ состоялось видеосовещание по вопросу совершенствования законодательства в сфере обеспечения школ учебниками. Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию науки и образования Роман Дощинский считает, что для экспертизы учебных пособий необходимо привлечь общественность.

«Учебный процесс состоит из трех „У“, как говорит председатель нашей комиссии Любовь Духанина — учитель, ученик и учебник. Учебник — основное средство обучения, которое страхует систему образования от субъективных ошибок, выравнивает возможности учеников в процессе получения образования», — открыл онлайн совещание Дощинский.

В связи с принятием нового федерального закона «Об образовании», в системе образования появилась неопределенность по вопросам разработки и приобретения учебников, рассказывает Дощинский. Так, документ не определяет, кто должен выступать в качестве заказчика — государство или коммерческие издательства, хотя, по мнению члена профильной комиссии ОП РФ, государство должно быть субъектом, формулирующим госзадание на разработку и издание учебников.

Кроме того, закон содержит противоречивые формулировки. Например, в тексте документа отмечается, что школа самостоятельно должна заказывать и закупать учебники, тогда как на практике закупкой занимается региональный оператор — соответствующий департамент или министерство.

При этом в статье 47 закона устанавливается, что в компетенцию учителя входит выбор учебного пособия, тогда как по факту у педагогов нет такого права. Результаты проведенного общественной организацией «Независимая ассоциация словесников» анкетирования показали, что только 30% учителей самостоятельно выбирают учебник, 20% — руководствуются выбором администрации школы, а 50% учителей выбирают тот учебник, который есть в школе.

Роман Дощинский напомнил, что с момента начала работы Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки в 2014 году из перечня рекомендованных учебников были исключены полторы тысячи учебников — почти половина.

«Если бы к экспертизе учебников была привлечена широкая общественность, то школы сегодня не столкнулись бы с ситуацией, что заказанные ими учебники были вычеркнуты из перечня. Так, в Комиссии по развитию образования и науки родилась идея создания портала „Народная экспертиза учебников“, на котором зарегистрированные пользователи могли бы оставлять мнения об учебниках и оценивать их», — рассказал Дощинский.

Начальник отдела Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Ирина Ланкина объяснила исключение учебников из перечня ужесточением требований.«В 2014 годы вместе с созданием Научно-методического совета мы ужесточили требования. Теперь учебники должны быть представлены в виде завершенной предметной линии, чтобы обеспечивать преемственность образовательного процесса. Все учебники проходят три вида экспертизы — научную, педагогическую, общественную. Кроме того, учебник должен быть представлен в печатном и электронном виде», — отметила Ланкина.

«Мы видим, что в законе „Об образовании“ назрели изменения, поднятые сегодня вопросы целесообразно было бы обсудить на общественных слушаниях с участием представителей ведомства и родительского сообщества», — заключил руководитель Аппарата Общественной палаты РФ Сергей Смирнов.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Комиссия по развитию науки и образования, Любовь Духанина, Образование, Роман Дощинский

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться