RSS Eng

16 мая, 2014

RSS

Печать

В поисках прекрасных и полезных смыслов

В поисках прекрасных и полезных смыслов

15 мая в ОП состоялась конференция, посвященная обсуждению проекта Концепции преподавания литературы в контексте отечественной культуры.

Документ был подготовлен и разработан рабочей группой Комиссии ОП по культуре и сохранению историко-культурного наследия совместно с представителями профессионального сообщества — преподавателями педагогических и гуманитарных вузов, учителями школ и представителями научного сообщества.

Открывая конференцию, председатель Комиссии Павел Пожигайло отметил, что сегодня критерий получения эстетического удовольствия считается основным в преподавании литературы, тогда как, по мнению экспертов, литература — главный предмет, влияющий на формирование личности и такой подход в преподавании недопустим.

«Нам хотелось бы, чтобы этот предмет был о человеке. Не о стиле, не о форме, не об удовольствии, не об истории, не о биографии писателей, а именно о человеке», — заявил Пожигайло.

«Уроки литературы должны стать базовым инструментом в формировании моральных и нравственных ценностей, побудить ребенка к собственному восприятию и оценке фактов, сформировать некий внутренний иммунитет. Ни один школьный предмет таких задач перед собой не ставит. И учителю здесь отводится роль поводыря, тонкого и аккуратного», — пояснил член ОП.

Заместитель министра образования и науки Наталья Третьяк отметила, что на фоне происходящих в стране социальных и экономических изменений необходимо переосмыслить и по-новому увидеть те цели, задачи, методы и механизмы, которые используются в школьном образовании.

«Особенно это касается тех предметов, которые формируют нравственный образ человека, его гражданственность, патриотизм, духовные ценности, и роль литературы в вопросах формирования личности сложно переоценить», — считает Третьяк.

Она напомнила, что уже принята концепция математического образования, проведена работа по формированию концепции единого исторического образования. «Литературе необходим такой же документ, и важно, что уже началась работа над этой концепцией. Сейчас необходимо найти тот оптимальный вариант, который был бы приемлем для разных представителей нашего многонационального и многоконфессионального общества», — заявила замминистра.

Президент международного кинофестиваля «Золотой витязь», народный артист России Николай Бурляев отметил, что «страна живет без государственной культурной политики уже четверть века», и традиции преподавания в школе, в том числе литературы, за это время претерпели серьезные изменения.

В своем выступлении он отметил, что с появлением Интернета выросло совсем иное поколение, сформировались иные, мягко говоря, не совсем правильные нравственные ценности и эту ситуацию надо менять. «Мы сегодня выходим на очень важный рубеж борьбы за душу человека», — уверен Бурляев.

На излишнюю «компьютеризацию» посетовал и доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка имени Пушкина Владимир Аннушкин. Он напомнил собравшимся, что «цель преподавания литературы в школе — воспитание человека через совершенное слово, предложение идеалов и жизненных ориентиров, нравственное становление личности посредством литературного воспитания».

Ученик, отметил завкафедрой русской словесности и межкультурной коммуникации госинститута, «ищет в школе прекрасных и полезных смыслов, он хочет быть в единой связке с добрым и внимательным учителем, а у сегодняшнего учителя на ученика нет времени».

Аннушкин считает ошибкой всеобщую тенденцию к самостоятельному, дистанционному обучению и излишнюю компьютеризацию в образовательной сфере. «Вместо 18-ти лекций у меня в магистратуре уже только одна лекция и шесть семинарских занятий. С нами теперь уже общаются не в устной форме, с нами теперь общаются через планшеты. Уже не понимают, что самое главное — наш ученик и общение с ним. Наш ученик слабо вдохновлен русским языком и литературой, плохо владеет богатой и чистой русской речью», — констатировал педагог.

Кроме того, как отметили многие участники конференции, важнейшей проблемой современного поколения сегодня является нежелание детей читать. И именно с этой задачей необходимо бороться, создавая различные мотивации. Павел Пожигайло, например, рассказал, что он показывает своим детям интересные фильмы по мотивам книг классики, а потом дети сами хотят читать произведения этого автора.

В ходе конференции предложений о том, что и как читать детям, было высказано великое множество. Подводя итоги обсуждения, Павел Пожигайло отметил, что дискуссия получилась яркая и интересная. Он сообщил, что, с учетом всех выступлений, проект концепции будет доработан и еще раз представлен на суд профессионального сообщества.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: культура, образование, Павел Пожигайло

Актуальный комментарий

Распыление пестицидов может уйти в прошлое благодаря разработке ученых Сибирского федерального университета

  • Елена Шаройкина

    06.08.2020

    Елена
    Шаройкина

    «Такие научные разработки и изыскания, как в СФУ, должны получать дополнительную поддержку»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться