RSS Eng

28 августа, 2013

RSS

Печать

Естественное желание учиться и трудиться

Естественное желание учиться и трудиться
Как сделать профессиональное образование доступным для инвалидов и как обеспечить их рабочими местами обсуждали в Общественной палате 27 августа. Мероприятие проводилось в рамках общественного мониторинга Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» по поддержке лиц с ограниченными возможностями.
 
Ранее Общественной палатой в государственные органы власти были направлены рекомендации по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
 
Как отметила председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни Елена Тополева, «главная задача не просто создать специальные рабочие места, это не является самоцелью, это одна из мер, главное — улучшить ситуацию с трудоустройством в целом». «Без профессионального образования, увязанного с одной стороны трудовым обустройством, без учета потребностей самих инвалидов и интересов ВУЗов с другой стороны, проблему не решить», — заявила член ОП.
 
Директор департамента государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки Минобрнауки России Сергей Трофимов подчеркнул, что новый закон об образовании, который вступит в силу 1 сентября, учитывает интересы всех детей, его главная цель — инклюзивность и открытость любых образовательных учреждений. «Все правовые условия для обучения инвалидов созданы, — поддержала коллегу начальник отдела Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки Ирина Апыхтина, — но нужны и другие условия: создание адаптивных модулей, образовательных программ и специальная подготовка преподавателей». Апыхтина отметила, что в настоящее время министерством ведется мониторинг образовательных учреждений по доступности их для обучения инвалидов, после которого будет разработан комплекс требований по созданию адаптивных программ для обучения инвалидов.
 
Она также сообщила, что в настоящее время в 33 высших образовательных учреждениях ведется обучение инвалидов, но ни в одном субъекте не обнаружено информационного ресурса, где инвалиды могут узнать, по какому направлению идет обучение и где после обучения можно работать. «Важно информировать инвалидов обо всех возможностях: где именно, и по какому направлению можно получить образование на субъектном уровне», — подчеркнула она.
 
Заместитель директора Департамента по делам инвалидов Минтруда России Кира Афонина также отметила проблему информированности. Но помимо этого, уверена Афонина, необходимо провести работу с учреждениями медико-социальной экспертизы: «что им нужно обсуждать с ребятами и их родителями по обучению и трудоустройству». Кроме того, «важно готовить сокурсников и работодателей к приему и терпеливому сопровождению детей с инвалидностью, прививать толерантность. Самое лучшее, если бы инвалида на работе какое-то время сопровождал специальный человек и в психологическом, и в физиологическом плане», — сказала она.
 
«Как показал мировой опыт, образование эффективнее всего при инклюзивном образовании, при обучении со здоровыми людьми. В учреждениях профессионального образования обязательно нужно создавать условия для обучения инвалидов», — подчеркнул Директор Фонда содействия научным исследованиям проблем инвалидности, эксперт рабочей группы Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов Роман Жаворонков. В новом законе об образовании правовые условия прописаны, но проблема с реальностью. «Кто будет создавать такие условия, как они будут создаваться и за чей счет», — задался вопросом эксперт и сам же ответил. «В передовых странах мира в учебных заведениях создается специальная структура, которая занимается созданием условий, что касается вопроса как, то необходима оптимизация модели социальных условий, приемлемая для каждого ВУЗа, и 3 вопрос: очевидно всем, что без увеличения финансирования учебных заведений, проблема создания специальных условий решена не будет», — заявил Жаворонков.
 
Среди рекомендаций по повышению доступности профессионального образования также были озвучены предложения по увеличению субсидий на обучение инвалидов; организации и проведению общественной и экспертной оценки учреждений среднего и высшего профобразования на предмет их приспособленности к нуждам инвалидов; по разработке методики обучения иностранному языку неслышащих и слабослышащих инвалидов; активизации разработки программ профобразования, адаптированных для обучения инвалидов; возможности передачи детям-инвалидам компьютерного оборудования, полученного в рамках приоритетного национального проекта «Образования» для получения ими профессионального образования в дистанционной форме; разработке перечня квотируемых рабочих мест для выпускников с инвалидностью, с учетом их квалификации, полученной ими в ВУЗе и др.
 
На основе всех высказанных замечаний и предложений от экспертов, профильных НКО, общественных палат регионов (в ходе мероприятия были прямые включения из регионов), Комиссия подготовит документ с рекомендациями, который будет направлен Правительству, Министерству труда и социальной защиты, Министерству образования и науки, органам исполнительной власти субъектов, учреждениям среднего и высшего профессионального образования.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Елена Тополева-Солдунова, социальные вопросы

Актуальный комментарий

Многодетным семьям с детьми до трех лет предложили предоставлять нянь

  • Сергей Рыбальченко

    13.07.2020

    Сергей
    Рыбальченко

    «Такой подход способствовал бы не только развитию поддержки многодетных семей, но и содействовал бы повышению доходов и занятости населения»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться