RSS Eng

03 ноября, 2012

RSS

Печать

Единая страна — единая нация

Единая страна — единая нация

Проект Стратегии государственной национальной политики РФ — документ необходимый и своевременный. К такому выводу пришли участники совместного пленарного заседания Общественной палаты РФ и Совета общественных палат России.

Проект Стратегии был разработан в соответствии с Указом Президента РФ, согласно которому, документ должен быть составлен и утвержден до 1 декабря 2012 года. В течение последних двух месяцев проект активно обсуждался в регионах, в том числе в общественных палатах субъектов федерации. Замечания по результатам обсуждения были направлены в Рабочую группу по разработке проекта Стратегии государственной национальной политики РФ Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

Руководитель Рабочей группы Вячеслав Михайлов представил на сегодняшнем пленарном заседании ОП итоговый вариант проекта Стратегии с учетом предложений, поступивших из региональных общественных палат. Вячеслав Михайлов рассказал об основных положениях Стратегии и принципах ее формирования. В числе основных приоритетов при составлении документа, главным он назвал уход от политической стороны национального вопроса к смещению акцента на культуру каждого народа в составе страны, сохранение коренных этносов и обеспечение единства народов России.

Первый заместитель секретаря ОП Михаил Островский в своем выступлении отметил, что в представленном проекте содержится ясный анализ сложившейся в сфере этнокультурной и миграционной политики ситуации, обозначены цели нового курса и перечислены задачи для их достижения.

«Проект Стратегии получился откровенным и честным, в нем нашли отражение острые проблемы межэтнических отношений, существующие сегодня», — отметил Михаил Островский. По его словам, «нельзя не согласиться с тем, что нынешнее законодательство не в полной мере соответствует потребностям общества по укреплению гражданского единства, снижению накала межнациональной напряженности, не содержит норм, способствующих межэтническому диалогу, обеспечению гражданского мира и межнационального согласия».

Кроме того, в проекте указано, что в стране сохраняются негативные факторы, обусловленные последствиями советской национальной политики, такие как произвольное изменение административных границ, репрессии и депортации отдельных народов.

«Вместе с тем, нельзя отрицать того, что в этот период было и много позитивного, которое надо сохранить и приумножить. Прежде всего, это целенаправленная повседневная воспитательная работа с детьми и молодежью. В связи с этим, — подчеркнул Михаил Островский, — в Стратегии необходимо усилить раздел о задачах государственной национальной политики в сфере воспитания детей и молодежи. И работа эта должна начинаться не в школе и институте, а в семье и в детском саду. Именно здесь детям должны прививаться понятия интернационализма и патриотизма, дружбы и любви к Родине», — считает Островский.

Член ОП Николай Сванидзе согласен, что все акценты в Стратегии расставлены точно. «Текст документа очень хорошо проработан, причем видно, что он отрабатывался последовательно. В документе очень правильно сформулированы различия между понятиями „миграция“ и „иммиграция“, и этому вопросу, на мой взгляд, нужно уделить большое внимание, потому что сейчас у нас часто путают людей, приехавших к нам из других стран, и граждан, приехавших из разных регионов России, которые обладают абсолютно равными конституционными правами на проживание в любой точке нашей родины и на любую мобильность на территории нашей страны», — подчеркнул Сванидзе.

Кроме того, в Стратегии уделено внимание социально-экономическим проблемам, и это правильно, так как именно эти аспекты, по мнению Николая Сванидзе, диктуют повышенную, наиболее активную этническую самоидентификацию граждан, которая в нашей стране чревата национально-этническими конфликтами. Член ОП также обратил внимание на положения Стратегии, касающиеся повышения роли гуманитарного образования, которому сейчас действительно уделяется слишком мало внимания.

С этим согласилась и член ОП Диана Гурцкая, которая также считает важнейшей частью Стратегии положения о повышении уровня культуры, образования и распространения знаний обо всех народах, населяющих нашу страну.

Член ОП Павел Суляндзига отметил, что разработчики Стратегии сконцентрировали внимание на внешней миграции, но упустили из вида последствия внутренней — из сел в города. «Современные условия — закрытие сельских школ, учреждений культуры и предприятий вызывает вынужденное переселение с малой родины, зачастую резко сокращая качество жизни переселенцев на новом месте жительства», — считает член ОП.

Эксперт также обратил внимание на сложную ситуацию, сложившуюся с сохранением и развитием сообществ коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. «Положение, в котором находятся некоторые из них — угрожающее», — заявил Павел Суляндзига. По его мнению, необходимо всячески стимулировать те организации, деятельность которых направлена на поддержку коренных малочисленных народов.

Необходимость обратить особое внимание на поддержку коренных малочисленных народов отметила в своем выступлении и член ОП Елена Лукьянова. Помимо этого, она отметила, что в ходе работы над Стратегией, из документа исчезло упоминание о наших соотечественниках за рубежом, которые, по мнению Лукьяновой, также зачастую, нуждаются в поддержке. «Это очень опасно, думаю, этот вопрос стоит доработать», — считает она.

Член ОП Альбир Крганов заявил, что некоторые термины, содержащиеся в Стратегии, требуют к себе дополнительного внимания. «Это относится, например, к определению российской нации, которое носит в проекте усеченный формализованный характер, в нем отсутствуют положения о преемственности исторического процесса формирования нации, ее едином ценностно-культурном коде». Кроме того, член ОП добавил, что в Стратегии вряд ли оправдано ставить знак равенства между понятиями «межэтнические» и «межнациональные», ведь последнее — это более широкое и глубокое понятие.

«Представленную Стратегию я в целом расцениваю как искреннее стремление российской власти и общества к достижению мира и согласия для всех народов нашей страны, обеспечению равных прав и свобод для всех ее граждан», — заявил член ОП Гамзат Гамзатов.

«При этом я считаю необходимым уточнить тот раздел документа, в котором говорится о причинах межнациональной напряженности и возникновения конфликтов на национальной почве. Важно не путать национальный вопрос на уровне государственного регулирования и вопросы межнациональных отношений в повседневной жизни общества. Это совершенно разные понятия, которые в первом случае регулируются только государственным правом, а во втором — еще и нравственным уровнем развития общества. В связи с этим, стоит задаться вопросом, кто и с какой целью искусственно наращивает идеологию ненавистничества к гражданам российского Северного Кавказа?»

По мнению Гамзатова, у нас в стране нет кризиса гражданской идентичности, как это сказано в Стратегии, но «есть признаки безнаказанной и оголтелой ксенофобии, которые, если их не пресекать на корню, сделают невозможными достижение целей, озвученных в обсуждаемом сегодня документе».

Член ОП Иван Мохначук высказал мнение, что для решения межнационального вопроса и сведения на нет межнациональных конфликтов необходимо, в первую очередь, обеспечить равенство всех граждан России перед законом — невзирая на лица, чины и звания и принять жесткие меры для искоренения коррупции и чиновничьего произвола. Это, по словам Мохначука, позволит снять и социальную, и межнациональную напряженность в стране.

«Стратегия государственной национальной политики — это долговременный план, в первую очередь, по изменению менталитета граждан», — заявил член ОП Александр Соколов. «Общая логика Стратегии в том, что это комплекс принципов, мер и программ. Это не решить силами одного-двух ведомств, тут должно быть межведомственное и общегражданское взаимодействие. Деятельность органов власти, СМИ, образовательных структур должна быть направлена на формирование понимания того, что Россия — мультикультурная страна».

Подводя итоги обсуждения, Михаил Островский отметил, что проект Стратегии участниками заседания в целом одобрен. «Озвученные сегодня предложения и замечания будут нами в ближайшее время проработаны и обобщены, а итоговый вариант документа будет направлен в Рабочую группу по разработке проекта Стратегии государственной национальной политики РФ Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям».

Михаил Островский также выразил надежду, что данный документ не станет очередным неработающим декларативным актом. «Наша общая задача состоит в том, чтобы Стратегия послужила реальной основой для координации деятельности органов власти всех уровней и институтов гражданского общества в целях гармонизации межнациональных отношений в нашей стране, укрепления политической стабильности, международного авторитета российского государства».

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Проект Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года подготовленый рабочей группой по разработке проекта Стратегии государственной национальной политики РФ Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям (Скачать — 159.5 кБ)

Теги: Александр Соколов, Альбир Крганов, Гамзат Гамзатов, Диана Гурцкая, Елена Лукьянова, Иван Мохначук, межнациональные и межконфессиональные отношения и проблемы миграции, Михаил Островский, Николай Сванидзе, Павел Суляндзига

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться