RSS Eng

12 июля, 2012

RSS

Печать

Чтить кодекс

Чтить кодекс
Руководители ряда высших учебных заведений страны, студенты и представители общественных организаций обсудили проект Кодекса этики учащихся вузов и попытались понять, нормы какого характера необходимо внести в документ: нравственные или профессиональные.
 
Член Общественной палаты Максим Мищенко считает, что «кризис высшей школы давно назрел».
 
«Мир меняется и российский народ не совсем готов к переменам. Стремительно нарастает атомизация общества и это не может не затрагивать вузы. Меняется конфигурация „преподаватель-студент“: если раньше была модель „отец-сын“, то сейчас мы видим модель „конкурент-конкурент“. Все чаще преподаватели начинают смотреть на своего ученика, как на будущего конкурента, который может прийти и сместить его. Рвется связь между поколениями. Нет такого ощущения коллективизма в вузовской среде, который был в СССР, когда сильные студенты подтягивали более слабых в познаниях», — заявил он.
 
Мищенко предложил организовать дискуссию в Интернете, с последующим изучением представленных инициатив Российским Союзом ректоров.
 
Член Общественной палаты Ирина Плещёва подняла проблему правоприменения Кодекса после его принятия.
 
«Некоторое время комиссия ОПРФ по поддержке средств массовой информации как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации обсуждала Кодекс этики журналиста. Мы обсуждали Кодекс на факультетах журналистики, встречались со студентами, преподавателями. Все сошлись во мнении о том, что документ необходим. Но на этом все дело закончилось, и скорее всего, причина тому проста: непонятно, что дальше делать с Кодексом. То же самое касается и Кодекса вузовской этики. Университеты возьмут его в свои уставы, а дальше что? Важно обсудить не только нормы, а их дальнейшее применение», — отметила Плещёва.
 
Изначально была идея создать Кодекс этики работников вузов, но вскоре университетское сообщество решило, что документ должен включать и нормы, касающиеся студентов.
 
«Союз ректоров, что намного правильней было бы разработать Кодекс этики не только для преподавателей и сотрудников высшей школы, но и для студентов. Мы должны определить основные направления работы и концепцию документа. Это важный шаг в развитии высшей школы и заинтересованы в этом не только руководители вузов и преподаватели. К примеру, Алтайский образовательный форум в 2011 году показал активный интерес студенчества в повышении качества образования», — считает ректор Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова Борис Якимович.
 
Генеральный секретарь Российского Союза ректоров Ольга Каширина считает, что «правила ВТО заставляют нас однозначно определиться с вопросом отнесения или не-отнесения образования к сфере услуг. Решение данного вопроса остается за самим государством — членом ВТО, единого правила, как ошибочно считают многие, здесь нет. Образование в контексте услуги — это выстраивание жесткой рыночной вертикали, о паритете взаимоотношений преподавателя и студента в этой модели речи быть не может. А моя личная позиция состоит в том, что в вузе необходимо совместное выстраивание горизонтальных отношений: администрация и студенчество равноправные партнеры в университетском доме», — заявила она.
 
«Сегодня мы говорим о молодежи, как о креативном классе, но молодежь должна быть не просто креативной, а нравственной. Одного креатива недостаточно для развития общества. Сегодня идет конфликт технократов и гуманитариев. Мы должны разработать некие принципы, философию образования: вузы должны служить ученикам, профессии и обществу», — считает ректор Алтайского государственного университета Сергей Землюков.
 
Председатель правления Общероссийской общественной организации «Российская ассоциация студенческих профсоюзных организаций высших учебных заведений» Олег Денисов выступил против создания Кодекса этики учащихся.
 
«Профессиональный и этический кодекс необходим сотрудникам вузов и преподавателям. Он регулирует правила профессии. Если мы включим туда студентов, то признаем что студент — это тоже профессия. Сегодня образование — это сфера услуг. Государство продает эту услугу молодым людям, хотя я считаю, что оно должно инвестировать в них. Студент — это ценный экономический ресурс. Но рынок диктует иные правила, и это приведет к печальным последствиям. Все говорят о победе рыночной концепции. Она привела нас к сокращению бюджетных мест в вузах. И если же смотреть на образование, как на услугу, то студентам нужно читать не кодексы, а закон о защите прав потребителей», — считает эксперт.
 
Ректор Белгородского государственного технологического университета имени В.Г. Шухова Сергей Глаголев, напротив, считает, что нельзя отделять преподавателей от студентов.
 
«Вуз — единый коллектив, один организм. Принимая Кодекс этики, нужно понять, что это единый документ для всего университета, для всего сообщества. Он носит рамочный характер», — считает Глаголев.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Ирина Плещёва, Максим Мищенко, образование

Актуальный комментарий

12 декабря — День Конституции России

  • Елена Сутормина

    12.12.2019

    Елена
    Сутормина

    «Наша главная задача заключается в том, чтобы положения этого документа реализовались в отношении каждого гражданина Российской Федерации так, как они прописаны»

  • Елена Истягина–Елисеева

    12.12.2019

    Елена
    Истягина–Елисеева

    «Основной закон стал полноценным фундаментом для построения российской государственности»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться