RSS Eng

24 мая, 2012

RSS

Печать

Кино для зрителя, или зритель для кино?

Кино для зрителя, или зритель для кино?
В Общественной Палате прошли слушания по теме «Неигровое кино как средство просвещения и образования. Возможности и проблемы». Участниками мероприятия стали деятели киноискусства, профессионалы медийной и кинематографической среды, депутаты ГД, представители министерств культуры, минобрнауки, минздравсоцразвития.
 
Открывая заседание, член ОП Елена Лукьянова отметила очевидность того факта, что документальное кино играет важную роль в просвещении, образовании и воспитании. Основной вопрос сейчас состоит в том, как сделать его доступным для широкой аудитории.
 
«За прошедший год только по заказу государства было выпущено 483 неигровые картины», — рассказал президент Гильдии неигрового кино и телевидения Владимир Герчиков. «Общее же количество документальных лент, с учетом тех, что производятся частными компаниями и отдельными творческими единицами, — несколько тысяч. Но до массового зрителя доходят в лучшем случае десять процентов. Кинотеатры боятся, что неигровые фильмы не окупятся, а телеканалы предпочитают производить собственный продукт, без участия документалистов», — посетовал режиссер.
 
По замыслу документалистов, на место кинотеатрального проката может прийти Интернет. Владимир Герчиков предложил обустроить современный портал документального кино. Социолог, глава компании глава компании Movie Research Олег Иванов критически отнесся к этой идее. По его мнению, в Рунете уже можно найти немало ресурсов с документальными фильмами. Олег Иванов предложил документалистам, прежде чем просить у государства денег на портал, самим подумать и честно ответить на три вопроса: кто производит документальное кино, кто за него платит и кто смотрит.
 
По мнению члена ОП Павла Пожигайло, вопросом «кто смотрит?» необходимо задаваться в первую очередь. «Аудиторию, способную воспринимать такое кино и размышлять над ним, надо воспитывать, причем с детства», — считает он. Сейчас школьная программа составлена таким образом, что школьники отучаются думать творчески. К минимуму сведено количество уроков литературы, музыки, рисования — вместо них ученикам дают основы экономики и три иностранных языка. Современная система образования, по сути, являет собой идеальную машину по подготовке кадров на экспорт — в детях убивается чувство патриотизма, духовности и нравственности. «В итоге, мы воспитываем аудиторию, воспринимающую культуру исключительно как предмет развлечения. О потребности нынешней аудитории в серьезном искусстве, в том числе, документальном кино и речи быть не может», — уверен Павел Пожигайло. В то же время, ни в коем случае нельзя хоронить документальное кино как жанр, считает эксперт. «Даже если ваши ленты на какое-то время и „лягут на полку“, уверен, вскоре они будут очень востребованы, ведь вы являетесь фактически современными летописцами, вы пишете визуальную историю нашей страны», — заверил член ОП.
 
Член ОП Пермского края, глава региональной структуры «Пермкино» Павел Печенкин согласился с необходимостью воспитывать аудиторию. Он рассказал об оригинальном проекте «Пермская синематека». «Мы стремимся популяризировать кино, создаем фестивальные и многие другие линейки. Есть у нас и кинолюбительское движение, клубы по интересам, 6-ти зальный кинотеатр. Кроме того, мы стремимся привить культуру просмотра документального кино. Такие фильмы мало просто показать, надо еще и организовывать обсуждение по окончании сеанса. Для этого существуют тьюторы — профессионалы, умеющие вести дискуссии после просмотра. «Мы открыли школу тьюторов в сентябре 2011 года. В ней занимаются студенты педагогического университета, педагоги пермских вузов и школ», — поделился опытом Павел Печенкин.
 

Как показали слушания, проблем у неигрового кино пока гораздо больше, чем возможностей. Подводя итоги мероприятия, Елена Лукьянова заверила, что Общественная палата будет вести тему документального кино и в дальнейшем. Тем более, что повод вновь поговорить на эту тему долго ждать не придется — как сообщил в ходе заседания режиссер и депутат Владимир Бортко, 29 мая в Комитете по культуре Госдумы пройдут первые слушания нового «Закона о кинематографии». Владимир Бортко пообещал, что новый закон будет кардинально отличаться от нынешнего, и что в нем прописаны нормы, не позволяющие, как сейчас, «доить государство и зарабатывать во время съемок, а не на выходе фильма». Елена Лукьянова попросила депутата прислать проект закона для проведения общественной экспертизы.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Елена Лукьянова, Павел Пожигайло, семья и дети

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться