RSS Eng

28 февраля, 2012

RSS

Печать

Приютский контроль

Приютский контроль

В ОП обсуждали проект федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Открывая заседание, председатель комиссии по социальной политике Елена Тополева пояснила, что общественный контроль жизненно необходим в тех детских учреждениях, где «порой происходят неприятные случаи, на которые общественность никак не может повлиять из-за закрытости заведения». Она также посетовала на то, что закрытость данных учреждений становится и причиной невозможности распространения позитивного опыта работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.

По словам Елены Тополевой, над концептуальными положениями законопроекта работает и Общественная палата, и представители профильных общественных организаций, и правительственные чиновники, поэтому, хоть споры вокруг некоторых нормативов еще продолжаются, ни у кого нет сомнения в том, что данный закон должен быть принят как можно скорее. Тополева заявила, что не менее важным будет отслеживание практики правоприменения закона и сообщила, что член ОП Елена Лукьянова предложила помощь своего Института в мониторинге правоприменительной практики.

Заместитель секретаря ОП Владислав Гриб заявил, что данный закон без всякого преувеличения можно назвать судьбоносным, поскольку он ляжет в основание системы общественного контроля в РФ. Упомянув, что четыре года назад уже был принят закон об общественном контроле за содержанием в местах лишения свободы, Гриб, тем не менее, отметил, что «общественный контроль за социальным блоком — это более сложно, чем контроль в системе ФСИН».

Кроме того, Владислав Гриб предполагает, что с принятием обсуждаемого закона на аппарат ОП РФ ляжет серьезная нагрузка, поэтому он считает целесообразным на ранней стадии подключить к работе региональные общественные палаты. Что касается самих общественных контролеров, то, по мнению эксперта, это должны быть люди с репутацией, специальными знаниями, компетенциями, поскольку их работа даст импульс всему гражданскому обществу в России.

О том, как возникла идея законопроекта «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», рассказал член ОП Борис Альтшулер, назвав в числе авторов общественника Сергея Колоскова, Игоря Аверкиева и Пермскую гражданскую палату.

Далее он высказал свои соображения относительно раскритикованной правовым управлением нормы: каждого общественного контролера должны сопровождать специалисты — психолог, врач... причем, по мнению Альтшулера, перечень допущенных специалистов должен быть специально составлен в данном регионе. Борис Альтшулер также сообщил, что законопроект 27 декабря был внесен в Госдуму президентом, и уже в марте, скорее всего, будет рассмотрен в первом чтении.

Делясь опытом общественных наблюдательных комиссий в местах лишения свободы, член ОП Мария Каннабих посоветовала коллегам не волокитить законопроект: «Наш закон тоже принимался сырой, с недоработками, расплывчатыми формулировками, и за прошедшие четыре года мы уже внесли в него много изменений, продиктованных практикой его применения», — рассказала общественница.

Мария Каннабих также отметила, что нужна четко прописанная процедура, куда и как писать контролерам, обнаружившим нарушения, — в прокуратуру, органы опеки, СМИ...

Она также предупредила, что не все может получиться гладко с кадрами: где-то в общественные контролеры даже объявлялся конкурс, а где-то с трудом набрали нужное количество желающих. Учитывая, что контролируемый контингент — порядка 800 тысяч заключенных, с наблюдателями было непросто.

«Основная проблема — люди, — поделилась Мария Каннабих. — Должна быть преемственность, сменяемость не чаще одного раза в три года, новых общественных контролеров надо специально готовить». Каннабих также особо отметила, что без решения вопроса финансирования общественные наблюдатели тоже не смогут работать, поскольку комиссиям требуется помещение, телефон, на который граждане могут звонить и жаловаться, постоянный дежурный на этом телефоне, нужен сайт, где тоже можно принимать обращения, а кроме того, общественную деятельность надо как-то компенсировать людям, у которых есть и основное рабочее место.

Кадровый и финансовый вопросы остаются одними из ключевых и спорных, отмечали все выступающие. По мнению Бориса Альтшулера, волонтеры, уже работающие в детских домах и интерната и сообщающие о замеченных ими нарушениях, — уже готовые общественные наблюдатели. Да и контингент детей в сиротских учреждениях в раз меньше — порядка 300 тысяч.

Согласно законопроекту, контроль в сиротских учреждениях будут осуществлять общественные наблюдательные комиссии (ОНК), назначенные советом ОП РФ. Помимо региональных, будет действовать и Федеральная общественная наблюдательная комиссия. В ходе обсуждения были высказаны опасения, что федеральная комиссия может стать этакой вертикалью, подчинившей себе местные комиссии. По мнению Бориса Альтшулера, речь не идет ни о какой вертикали, напротив, федеральная комиссия сможет решить те проблемы, которые окажутся не под силу местным комиссиям в силу их зависимости от местной власти, например.

Валентин Гефтер, член Совета по развитию гражданского общества при президенте РФ, считает важным вести строгий отбор кандидатов в наблюдатели, чтобы в эти ряды не попали педофилы и преступники. Он также считает, что сейчас нужно суммировать все основные замечания и принять закон, а в последующем корректировать его изменениями.

Алексей Головань, директор Благотворительного центра «Соучастие в судьбе», среди плюсов обсуждаемого законопроекта назвал, в том числе создание федеральной наблюдательной комиссии, которая, по его мнению, может лоббировать общие вопросы, аккумулировать и распространять региональный опыт, вторгаться в те сферы, где оказалась бессильна комиссия региональная.

Также общественник считает положительным моментом внесение новых прав детей в перечень защищаемых этим законом, новых с точки зрения российского законодательства, поскольку эти права были внесены согласно рекомендациям Кабинета министров Совета Европы. И, кроме того, Головань позитивно оценил расширение перечня субъектов, которым дано право предлагать кандидатуры общественных наблюдателей: это не только общественные организации, но и уполномоченные по правам ребенка разных уровней. Правда, неясно, каким образом уполномоченные будут финансировать деятельность своего наблюдателя, поскольку у них в бюджетах нет такой статьи расходов, посетовал Головань. Надо отметить, что новый законопроект заявлен как «не требующий финансирования», поскольку считается, что необходимые расходы возьмут на себя общественные организации, выдвинувшие контролеров и наблюдателей.

Алексей Рудов, руководитель программы «К новой семье», просил обратить внимание на то, что при большинстве детских учреждений сейчас создаются попечительские советы, которые «следят за качеством питания и не пускают контролеров». Рудов призвал общественных наблюдателей не сводить свою миссию к проверке качества еды, а подробнейшим образом изучать документацию учреждения, разговаривать с руководством, чтобы четко видеть план дальнейшей жизни ребенка. «Комиссия должна исполнять функции социализации ребенка, смотреть, что с ним будет дальше, куда он идет», — считает Рудов.

Светлана Пронина, возглавляющая ассоциацию «Позитивное детство», остановилась на норме, регламентирующей беседу ребенка с общественным наблюдателем: по ее мнению, ни в коем случае при этой беседе не должны присутствовать взрослые представители учреждения, иначе вся идея контроля будет сведена к нулю. «Если мы не доверяем члену ОНК, пусть его сопровождает врач или психолог из специального списка», — предложила Понина. Она также считает, что есть опасность «заболтать» законопроект вместо того, чтобы поскорее принять и вносить исправления уже по ходу работы.

Ольга Будаева, представляющая Фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», вновь подняла вопрос главной задачи — семейного устройства детей-сирот, которая сейчас, по ее мнению, практически не выполняется. Нодар Хананашвили из Общественного совета Москвы обратил внимание присутствующих, что нигде не прописаны принципы открытости детских учреждений и в этом случае, полагает общественник, каждый визит членов ОНК придется долго согласовывать. Он также считает нужным прописать процедуру визита комиссии, чтобы это не было «просто посещением».

Евгения Пузыревская, советник аппарата Комитета Государственной думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, сообщила, что законопроект ждет серьезная доработка, поскольку существует масса замечаний по его редакции и планируется много изменений. «Нам все же не хочется принимать его в сыром виде», — пояснила она.

Елена Тополева, завершая заседания. Предложила всем участникам до16 марта направить свои замечания и предложения в законопроект, которые будут затем суммированы в Общественной палате и направлены в Государственную думу.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Борис Альтшулер, Владислав Гриб, Елена Лукьянова, Елена Тополева-Солдунова, Мария Каннабих, общественный контроль

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться