RSS Eng

04 июля, 2011

RSS

Печать

Что поменять в ЕГЭ?

Меры по совершенствованию ЕГЭ обсуждали участники круглого стола по результатам работы горячей линии Общественной палаты «ЕГЭ-2011».

 


Сначала заместитель председателя Комиссии по развитию образования Любовь Духанина представила доклад по итогам работы «горячей линии» ОП «ЕГЭ- 2011». Самое большое количество звонков на «горячую линию» поступило из Москвы, на втором месте республики Бурятия и Дагестан. Меньше всего вопросов по ЕГЭ возникло у жителей Томской области и Ямало-ненецкого округа.

Большая часть звонков были связаны с недостатком информации по организации процедуры ЕГЭ, хотя по сравнению с прошлым годом количество вопросов такого рода уменьшилось (в прошлом году их было 83% от общего числа, а в этом — 75%), — отметила Л.Духанина.

Зато увеличилось количество жалоб — с 17% до 25%. В основном, выпускники и их родители жаловались на нарушение процедуры экзамена организаторами, а так же на долгое ожидание результатов экзамена.

«Некоторые жалобы наших граждан повторяются на протяжении трех лет, но на них по-прежнему нет реакции в субъектах», — сказала Духанина. К систематическим нарушениям со стороны регионов она отнесла жалобы, связанные с платной доставкой на место проведения ЕГЭ, а также нехватку на экзаменах дополнительных бланков. «Дополнительный бланк требуется ребенку, который в состоянии решить такие сложные задания, как С5 и С6. И в связи с отсутствием дополнительных бланков у него нет возможности продемонстрировать свои знания. А для ребенка это может означать, что он вместо бесплатного обучения будет учиться платно. Это большая проблема», — отметила зампред комиссии Общественной палаты по развитию образования.

Среди бесспорных плюсов ЕГЭ — некоторое расширение доступа в ведущие вузы страны, по данным председателя комиссии Общественной палаты по образованию Ярослава Кузьминова, с начала эксперимента приток иногородних абитуриентов увеличился вдвое, и обуздание вузовской коррупции на вступительных экзаменах. Её масштабы, по оценке Кузьминова, сократились с 10 млрд. рублей в 2005 году до 1,5 млрд. в 2011-м.

Но негативных моментов, связанных со сдачей ЕГЭ, гораздо больше. Репетиторство не исчезло, а стало всеобщим. Не исчезла и коррупция — из вузов она лишь переместилась в школу и резко пошла там вширь. Подтверждение тому — рекордное количество жалоб на нарушения на «горячую линию» Общественной палаты этим летом — 25% звонков, в то время как в 2010 году их было 17%. Налицо «полное отсутствие доверия населения к результатам ЕГЭ, — констатировал Кузьминов. — Люди нашли массу лазеек и активно их используют. Регионы также изо всех сил стараются „улучшить“ свои результаты. Нарушения в 2011 году стали массовыми». Причем самое страшное, по словам зампреда комиссии Любови Духаниной, даже не то, что «по последним опросам, 70% населения считает коррупцию неотъемлемой частью ЕГЭ», а то, что «общество это устраивает: главное сегодня — сдать ЕГЭ с нужными баллами. Любой ценой».

Вывод, по словам уполномоченного по правам ребенка в Москве Евгения Бунимовича, прост: форму ЕГЭ надо менять, так как «нынешняя не соответствует социальным условиям, сложившимся в стране: уровню коррупции, вранья и кумовства. При этом пример вранья подает само государство, определяя нижний порог положительных оценок не до, а после сдачи экзаменов».

Чтобы оздоровить ситуацию в ЕГЭ первым шагом должно стать определение нижнего порога положительных оценок до экзаменов — возможно, на несколько лет вперед. Это позволит сделать процедуру сдачи единого госэкзамена более открытой.

Тем же, кто не сдаст и самый простой Единый госэкзамен, все равно надо выдавать аттестат. Но в вузы не брать, а сами вузы мониторить.

Вторая мера — отменить оба нормативных акта, превративших ЕГЭ в инструмент оценки работы мэра и губернатора. Затем законодательно закрепить запрет использовать оценку с помощью результатов ЕГЭ всем, кроме ребенка: «Оценивать регион, школу, учителя надо другими способами», — подчеркнул Евгений Бунимович. Сам же ЕГЭ должен уйти от одноразовости. Например, подкрепляться мониторингом знаний учащихся в 4-х, 6-х, 8-х, 10-х классах, как это делают в Татарстане. Или учетом среднего балла за 3-4 учебных года.

Третье: срочно сделать ЕГЭ прозрачным для общества. «Невозможно понять, почему ребенок лишен права увидеть свою работу. Это очевидное нарушение, по поводу которого можно и нужно судиться с Минобрнауки», — считает Бунимович.

Четвертое: реформа системы апелляции — ускорение процедуры, точное определение сроков объявления результатов и наказаний для нарушителей этих сроков, отмена права апелляционных комиссий на снижение балла. Пока оно существует, на апелляцию, по оценке Кузьминова, подает лишь каждый четвертый обиженный. Для полной гарантии прав абитуриентов создать высшую, Федеральную конфликтную комиссию.

Пятое: контроль за порядком при сдаче экзаменов. В том числе присутствие общественных наблюдателей на всех этапах ЕГЭ — от экзаменационной аудитории до проверки работ и апелляционной комиссии; видеозапись экзаменов с выкладыванием ее в Интернет в режиме онлайн; определение статуса организаторов ЕГЭ с закреплением их прямой ответственности за нарушения в Административном и Уголовном кодексах.

Все предложения в ближайшее время будут направлены в Госдуму, Совет Федерации, Минобрнауки, Роосбрнадзор и комиссию при президенте по развитию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи и совершенствованию проведения ЕГЭ. Президентская комиссия, как ожидается, обсудит все эти предложения на ближайшем заседании — 19 июля.

Пресс-служба Общественной палаты по материалам СМИ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Любовь Духанина, образование

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Актуальный комментарий

WADA лишило Россию права выступать на Олимпиадах и чемпионатах мира

  • Елена Истягина–Елисеева

    10.12.2019

    Елена
    Истягина–Елисеева

    «Проиграв сражение, мы не должны проиграть войну. А для этого нам, наконец, надо выучить свои уроки, перегруппировать силы, изменить структуру работы с международным сообществом»

  • Александр Малькевич

    09.12.2019

    Александр
    Малькевич

    «В отношении России ведутся активные “боевые” действия не только на политическом фронте, но и на спортивном»

     

  • Елена Сутормина

    09.12.2019

    Елена
    Сутормина

    «Они цинично превратили спорт в инструмент давления»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться