RSS Eng

11 ноября, 2011

RSS

Печать

Ориентация на пациента

Ориентация на пациента

О развитии частной медицины в стране и правах пациентов частных клиник говорили на слушаниях в ОП 11 ноября.

Председатель Комиссии ОП по охране здоровья Евгений Ачкасов отметил, что навязывание пациенту услуг — самая типичная жалоба граждан. По мнению участников заседания — а это были, в большинстве, представители частной медицины — пациент в частной клинике более защищен с точки зрения закона, а причинить вред здоровью могут и в госучреждении, тем более что врачи одни и те же, и учатся они в тех же учреждениях. А пациент все равно платит: частной клинике, государству или в чужой карман.

«Платные услуги в бюджетных учреждениях — это аморально, — заявил профессор кафедры управления, экономики здравоохранение и медицинского страхования РГМУ Александр Лебедев. — Тревожно, что, в новом законе „Об охране здоровья граждан“ бюджетникам позволено заниматься оказанием платных услуг, что в дальнейшем будет подрывать ценовую политику всей системы здравоохранения».

Он отметил, что сегодня частная система ориентирована на пациента, в отличие от государственного и муниципального здравоохранения, ориентированного на исполнение государственного задания. Однако пациент может оказаться не в фаворе и в частном сегменте медуслуг: множественные административные барьеры, сложности в лицензировании, с которыми сталкиваются частные клиники, отсутствие взаимодействия с органами власти, дефицит медицинских кадров — отвлекают медиков от человека, которому требуется медпомощь.

«Отсутствует государственная система здравоохранения, никто не знает, какую систему имеем и какую хотим построить, — считает Лебедев. — Многие вспоминают советскую модель, но вернуться к ней невозможно, это равносильно смене политического строя». На сегодняшний день 15,5 миллионов человек в России ежегодно обращаются к врачам частной медицины, в этом сегменте работают 45 тысяч субъектов частной медицинской деятельности, 200 тысяч работников занято в сфере частной медицины, при этом 50% совмещают работу: утром — в бюджетном, вечером — в частном секторе — приводит данные Александр Лебедев.

Не надо делать из врачей частник клиник злодеев — настоятельно подчеркивали участники слушаний. «Не только частные клиники убивают пациентов, почему мы 100% проблем записываем на счет частных медиков, к услугам которых обращаются 10% населения? К проблеме качества услуг надо подходить комплексно», — считает заместитель председателей НПСП «Лига» Ирина Павленко. По мнению эксперта, в результате системных проблем в сфере здравоохранения страдает любой пациент, а претензия по объему услуг не относится только к частникам: превышение объема медпомощи происходит в 99% случаев на любом платном приеме.

«Защита прав пациента во многом зависит от той политики, которая существует в здравоохранении, — отметил член правления НП „Объединение частных медицинских клиник и центров“ Олег Рукодайный. — Теневые приемы — болезнь и частной, и госмедицины. Доля теневых приемов оценивается в 30%». Эксперт привел данные, согласно которым, годовая выручка частного сектора медицины — 200 млрд. рублей, из них чистой прибыли — 50 млрд. рублей, в то время как объем теневого сектора государственных и муниципальных клиник −100 млрд. рублей. Эти цифры, по мнению, Олега Рукодайного, опасный сигнал, поскольку пациенты в последнем случае, платят не за качество, а за доступ к услуге.

Много нареканий вызвало у участников лицензирование в сфере медуслуг. «Больше проверяется хозяйственная деятельность, а не медицинская, которая как раз и подлежит лицензированию, — заявил вице-президент НП „Содействие объединению частных медицинских центров и клиник“ Сергей Лазарев. — В системе лицензирования нет врача и пациента, ради которых все и делается». По мнению эксперта, уделять внимание нужно качеству медицинской деятельности, безопасности технологий, соблюдению стандартов безопасности, а не помещению и оборудованию. «Лицензионный контроль нужно переводить в сферу мониторинга показателей качества медицинской помощи», — комментирует Сергей Лазарев.

Разрешение проблем частной медицины участники видят в создании саморегулируемых организаций. Ужесточить и привлечь — этот путь, по мнению медиков, неэффективный. Саморегуляция поможет и пациентам ориентироваться среди клиник, и частникам отсеивать недобросовестных коллег, решать споры в досудебном порядки, а также наладить цивилизованную систему, в центре которой здоровье человека.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Теги: Евгений Ачкасов, здоровье и спорт

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться