RSS Eng

26 декабря, 2006

RSS

Печать

В сфере образования крепнет голос гражданского общества

В сфере образования крепнет голос гражданского общества«Содействие развитию новых механизмов и форм участия общественных организаций в развитии образования, а также поддержка гражданских инициатив в сфере образования были основными направлениями деятельности Комиссии по вопросам интеллектуального потенциала нации в 2006 году», - отметил председатель комиссии, ректор ГУ-ВШЭ Ярослав Кузьминов на заседании комиссии 23 декабря, посвященному итогам работы за 2006 год.

Сегодня, одной из ключевых задач российского образования является его вывод из состояния административной ориентации, считает ректор ГУ-ВШЭ.

В российском образовании традиционно существуют «устойчивые пары» - это начальство и профессиональные сообщества. А внутри этой «пары» постоянно возникают некие конфликты, идет «перетягивание канатов», споры. «Но практически никогда, - подчеркнул Ярослав Кузьминов, - в это противостояние не вмешивалась третья сторона в лице гражданского общества, представленного и родителями учеников средних школ, и работодателями для профессиональной школы, и, наконец, просто культурным сообществом образованных людей, которым абсолютно не все равно, в каком состоянии находится отечественное образование».

Совершенно очевидно, что от такой констатации надо переходить к обсуждению форм гражданского участия в оценке управления образованием, считает Ярослав Кузьминов. «Комиссия в уходящем году провела целый ряд мероприятий по обсуждению именно таких возможностей и форм. Такая работа велась по двум направлениям: это участие гражданского общества в школе и взаимодействие образования и бизнеса».

«В уходящем году, - сказал ректор ГУ-ВШЭ, - совершен большой прорыв, совместно с предпринимательским сообществом разработан целый блок мер, который был предложен предпринимательскими сообществами Президенту РФ В. Путину. Это такие меры, как постепенная интервенция бизнеса в сферу ПТУ и техникумов, которые без этого просто уже умирали, участие предпринимательских объединений в аттестации и рейтингах высших учебных заведений, это и образовательные кредиты».

Второе направление - развитие профессионального сообщества сферы образования. Фактически существуют три таких объединения - это российский союз ректоров, союз директоров средних и специальных учебных заведений и российский общественный совет развития образования. «Но сами профессиональные сообщества оказались без представительства на общенациональном уровне, - подчеркнул Ярослав Кузьминов, - и это - совершенно ненормальная ситуация. Дело в том, что без оформленных профессиональных групп не может развиваться никакая реформа образования. Бессмысленно проводить какую-либо реформу образования без активного участия в ней профессионального сообщества. Не может быть внешней по отношению к учителю реформа образования, который в этой реформе должен видеть решение своих конкретных проблем». Основной же проблемой, по его мнению, является проблема контракта между учебным заведением и педагогом. Нынешний же контракт заведомо неэффективен и не будет исполняться педагогом, потому что «наниматель не предоставляет педагогу нормальной оплаты его труда». В этих условиях никакая реформа не будет поддержана учителями и преподавателями вузов.

Профессиональные сообщества являются важнейшим и абсолютно необходимым элементом гражданского общества в России. «В минувшем году, - напомнил Ярослав Кузьминов, - был проведен целый ряд заседаний, в том числе и в рамках Общественных слушаний в Томске «О роли и месте университетов в формировании интеллектуального потенциала нации», межрегиональная конференция «Образование и гражданское общество в Российской Федерации». Последнее мероприятие стало фактически началом движения в сторону формирования переговорных площадок, на которых проблемы и вопросы развития образования обсуждались бы совместно с представителями гражданских институтов, профессионального сообщества и руководителями образования. «Но надо прямо сказать, что мы находимся в начале пути, мы слишком мало сделали для того, чтобы объяснить обществу и власти ситуацию, сложившуюся в сфере образования, - подчеркнул председатель комиссии. - Доклад «Образование и гражданское общество», который должен быть подготовлен к весне будущего года и по которому будет, надо надеется, проведено и пленарное заседание Общественной палаты РФ, должен, в первую очередь, зафиксировать проблемы необходимости восстановления профессиональных сообществ».

Еще одним направлением стала разработка в уходящем году системы гражданского контроля качества образования с привлечением общественности к работе в существующих формах государственного и общественного контроля, а также содействие развитию новых механизмов и форм контроля, которые появляются в результате гражданских инициатив. «Я считаю, что мы сделали очень важные поправки, которые были приняты и в администрации президента РФ, и в Госдуме, к законопроекту по единому государственному экзамену. Фактически Общественная плата РФ настояла на том, чтобы в текст закона были включены положения о том, что в вуз можно поступить не только через ЕГЭ, но и через развернутую систему федеральных предметных олимпиад, что принципиально важно», - сказал Ярослав Кузьминов. Кроме того, рабочая группа комиссии начала работу по формированию национальной системы поиска, отбора и поддержки талантов от школы до «после вуза». Это - основные итоги работы комиссии по сектору «Образование».

Что касается второго сектора - наука и популяризация знаний, то комиссия выступила весной 2006 года с инициативой организации и проведения конгресса просветительских организаций России. Была проведена подготовительная работа и создан Научно-экспертный совет по проблемам инновационной политики и формированию высокотехнологичных научных инженерных проектов. Совет выпустил два тематических информационно-аналитических бюллетеня, ведется методическая работа по созданию программ в области экономики, истории, культуры, медицины, права, религии, в сфере естественных наук и юриспруденции для вновь создаваемого независимого просветительского радиоканала. Восстановление просветительства и популяризация знаний – сегодня это важнейшая задача, считает Ярослав Кузьминов. В Советском Союзе была очень сильная, развитая система научно-популярной деятельности, которая, к сожалению, практически утрачена, и нам нужно создавать национальную инфраструктуру просветительства. В этой связи председатель комиссии отметил важность создания на телевидении минимум десяти культурно-образовательных программ в условиях, когда через пару лет на телевидении появится 100-150 каналов, доступных для многих жителей.

Ярослав Кузьминов также обратил внимание на то, что одним из главных направлений в работе комиссии стала защита прав детей и людей с ограниченными возможностями при получении образования. Эта работа велась совместно с Российским общественным советом развития образования. Был проведен ряд слушаний по данным вопросам. В стране насчитывается около 200 тыс. детей-инвалидов, которые не получают необходимого образования. Фактически эти дети исключены из жизни общества. «Невозможно ожидать, что мы наведем порядок в своей жизни, -заявил Ярослав Кузьминов, - пока мы миримся с ситуацией, когда целая группа людей практически отклоняется обществом уже на стадии образования». Ситуация с детьми-инвалидами будет и впредь подниматься Общественной палатой РФ, идет взаимодействие с Генеральной прокуратурой РФ по принятию мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод детей-инвалидов, указанных в специальном докладе Уполномоченного по правам человека в РФ «О соблюдении прав детей-инвалидов». Ректор ГУ-ВШЭ считает, что в решении этой проблемы более активную роль должно играть Министерство образования и науки РФ.

В течение 2006 года комиссия также занималась и разработкой концептуальных предложений по военному образованию в рамках военной реформы. По ее инициативе было проведено сводное заседание Общественной палаты по военной реформе, на котором были подняты вопросы социального и материального статуса военнослужащих. Сейчас готовится совместно с Министерством обороны и Минобрнауки концептуальное предложение по военному образованию в рамках военной реформы. Резко сокращено количество военных кафедр в гражданских вузах, и Минобороны должно закрыть те военные училища, подготовка в которых просто дублирует, причем на худшем уровне, подготовку в специализированных гражданских вузах, считает Ярослав Кузьминов. При этом до 60% выпускников этих училищ комиссуется в возрасте до 30 лет. «Это - бессмысленное деяние для армии, поэтому комиссия предложила оборонному ведомству перевести такого рода подготовку на уровень военных магистратур гражданских вузов», - отметил председатель комиссии.

Своими соображениями о ситуации в средней школы поделился член комиссии, ректор автономной некоммерческой образовательной организации «Эврика» Александр Адамский, отвечающий в комиссии за вопросы школы. С информацией о разработке общественно-государственного проекта «Система выявления и поддержки талантов и различных возрастных и социальных групп» выступила Любовь Духанина, член Общественной палаты РФ, глава рабочей группы «Одаренное поколение».

Были обсуждены планы работы комиссии на 2007 год. Так, после выступления Валентины Кириллиной, члена Общественной палаты, председателя Союза женских организаций Республики Саха (Якутия), которая обратила внимание на неудовлетворительное положение дел с обучением сельских детей, Ярослав Кузьминов выступил с предложением провести в будущем году слушания на тему «Образование на селе».

Оценивая итоги заседания, председатель комиссии отметил, что с «уверенностью можно сказать, что в России имеется большой интеллектуальный потенциал, но его надо наращивать, поэтому следует ожидать, что 2007-й станет годом новых активных действий комиссии в данном направлении».

Пресс-служба Общественной палаты РФ по материалам портала ГУ-ВШЭ

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться