RSS Eng

Экспертное заключение по изменению закона «О реабилитации жертв политических репрессий»

Заключение

Общественной палаты Российской Федерации

по результатам общественной экспертизы проекта Федерального закона № 425634-4 «О внесении изменений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (об установлении реабилитированным лицам ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета).

Современное демократическое общество основывается на нормах и принципах правового государства и предполагает незыблемость соблюдения прав и свобод человека. Для утверждения в России демократии и уважения гражданами государства актуальными являются вопросы реабилитации жертв политических репрессий. Масштабные политические репрессии, имевшие место в предыдущие исторические периоды, нанесли большой физический и моральный ущерб множеству людей в нашей стране, а также серьезный урон отношениям граждан к государству, государственной власти в обществе, способствовали отчуждению граждан от активного участия в политической жизни.

Введение комплекса мер материальной поддержки жертвам политических репрессий необходимо не только для того, чтобы возместить вред жизни и здоровью, причиненный им в результате репрессий, но и чтобы укоренить в общественном сознании факт признания противозаконности и преступности политических репрессий и ответственности государства за их последствия.

Предполагаемые законопроектом расходы за счет средств федерального государственного бюджета на ежемесячные выплаты жертвам политических репрессий несопоставимы с тем значением, которое в восприятии граждан имеет сам факт признания вины государства перед пострадавшими. И, как следствие, возможность достижения в обществе гражданского единства и согласия.

В этом отношении законопроект № 425634-4 «О внесении изменений в Закон РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» (об установлении реабилитированным лицам ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета) имеет очевидную актуальность и  общественную значимость. Его принятие будет способствовать как защите конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, так и повышению престижа и уважения этих прав и свобод в российском обществе в целом. Он значим также с позиций обеспечения общественной безопасности и правопорядка, прежде всего в части воспитания правовой культуры государственных служащих и общества в целом, убежденности людей в приоритете социальной справедливости и закона в общественных отношениях.

Предлагаемые законопроектом изменения в Законе «О реабилитации жертв политических репрессий» заключаются во введении нормы о возмещении реабилитированным лицам вреда жизни и здоровью, причиненному в результате репрессий. Предполагается, что возмещение вреда жизни и здоровью осуществляется в форме ежемесячных денежных выплат, являющихся расходными обязательствами Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата реабилитированным лицам устанавливается в размере 10000 рублей (десяти тысяч рублей) и подлежит индексации в порядке и в сроки, определенные Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для индексации размера базовой части трудовой пенсии».

Данные законодательные предложения не противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам, участником которых является Российская Федерация.

Не вызывает сомнения, как указано выше, необходимость и правомерность закрепления в законопроекте соответствующих положений о материальной поддержке жертв политических репрессий, прежде всего в части отнесения этих расходов к расходам федерального бюджета Российской Федерации. Это усилит социальную защищенность граждан, чьи права регулируются Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», и позволит избежать возможных нарушений прав граждан вследствие неодинакового экономического положения в разных субъектах Российской Федерации.

Также необходимо положение об индексации размера ежемесячной денежной выплаты в порядке и в сроки, определенные соответствующим федеральным законодательством с учетом существующих показателей инфляции, обесценения денежных средств.
В качестве рекомендаций по доработке отдельных положений законопроекта при его дальнейшем обсуждении в Государственной Думе,  Общественная палата Российской Федерации предлагает  следующее:

1. Формулировка «возмещение вреда их жизни и здоровью» в части понятия «вред жизни» требует точного правового оформления и разъяснения. Законопроект должен давать ответы на вопросы:
А) о каком вреде жизни конкретно идет речь,
Б) как этот «вред жизни» отличается от «вреда здоровью»,
В) включает ли «вред жизни» такие аспекты как моральный вред – репутации, достоинству личности, каким то упущенным возможностям и т.п.
Г) каковы критерии оценки «вреда их жизни» в отношении жертв политических репрессий – детей, находившимся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении и детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.

2. Требует уточнения определение размеров «вреда жизни и здоровью» в юридически корректных терминах. С учетом весьма существенной разницы «вреда жизни и здоровью» в разных конкретных случаях представляется целесообразным дифференцирование данной выплаты гражданам, в отношении которых может быть проведена и установлена дифференцированная оценка размеров причиненного им лично вреда. Причем как «вреда жизни», так и «вреда здоровью», если будут точно определены характеристики того и другого. 

3. В законопроекте должен быть детально представлен механизм практической реализации «возмещения вреда жизни и здоровью» жертв политических репрессий.
Должны быть определены, как критерии, так и конкретные органы, которые будут уполномочены устанавливать связь любого причиненного  личности вреда именно с политическими репрессиями, а также выносить юридически действительные определения степени причиненного «вреда жизни и здоровью» лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

4.Законопрект, вероятно, предполагает внесение изменений в текст Федерального закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

В связи с этим необходимо внести исправление в название вносимого закона на: «Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»», а также соответствующую правку в текст законопроекта.

Указанные вопросы необходимо разрешить, чтобы данный законопроект был принят в скорейшее время.

В целом на основании вышеизложенного Общественная палата Российской Федерации считает целесообразным поддержать проект федерального закона № 425634-4 «О внесении изменений в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" (об установлении реабилитированным лицам ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета)» с учетом указанных в настоящем заключении предложений и замечаний.

Данный законопроект желательно рассмотреть и принять органом законодательной власти в возможно краткие сроки, чтобы государство успело возместить вред, нанесенный жизни и здоровью как можно большему числу необоснованно репрессированных граждан или их близких родственников, имеющих права на такое возмещение.

Актуальный комментарий

Шойгу: люди, причастные к разрушению памятников за рубежом, не должны вести бизнес в РФ

  • Александр Малькевич

    27.06.2019

    Александр
    Малькевич

    «Тем, кто не понимает ценность истории (не только своей, но и других народов), в нашей стране делать нечего, а уж тем более они не должны зарабатывать на нас!»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться