RSS Eng

RSS

Печать

Концепция Общенациональной системы выявления молодых талантов

27 февраля в Чебоксарах президиум Госсовета рассмотрел проект Концепции Общенациональной системы выявления молодых талантов.

Президент Дмитрий Медведев предложил в течение двух недель доработать документ, прежде чем представить его на утверждение.

Комиссия Общественной палаты по развитию образования запустила общественное обсуждение проекта Концепции и комплекса мер по ее реализации. Предлагаем ознакомиться с поступившими предложениями и замечаниями.

Итоговое обсуждение Концепции состоялось в Общественной палате 21 марта 2012 г.

Пресс-служба Общественной палаты РФ

Материалы
  • Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (Скачать — 124 кБ)

  • Комплекс мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов (Скачать — 182.5 кБ)

Комментарии

  • Александр Александр

    + развернуть

    21.03.2012 16:49

    Александр Александр

    Согласен с Smetana Vladimir, не надо изобретать велосипед для очередного распила бюджета.
    Сам участвовал в школьных олимпиадах, был победителем республиканской олимпиады по физике, учился в заочной физико-математической школе при МФТИ, участвовал во Всесоюзной олимпиаде по физике в Ташкенте в 1991 году.
    Усилия надо перенаправить на коренное пересмотрение образовательных технологий для всех: создать курсы дистанционного образования, поощрять самообразование.

  • Dmitry Kovalevsky

    + развернуть

    16.03.2012 10:58

    Dmitry Kovalevsky

    Школьная статистика

    Несколько лет тому назад был создан фонд «Современное естествознание», который продолжает традиции и развивает методики хорошо известной в 90-е годы Международной программы образования в области точных наук, созданной профессором В.Н. Сойфером в 1994 году.

    В результате этой почти 20-летней конкурсной деятельности в базах данных фонда накоплена информация о более чем 35 тыс. школ и вузов РФ, хранятся сведения о десятках тысяч учителей, преподающих естественно-научные дисциплины. Анализ этих данных позволил сделать определенные выводы. Все учителя были распределены по нескольким группам с условными названиями групп: «элитные учителя», «сильные творческие учителя», «опытные квалифицированные учителя», «молодые учителя». При этом было использовано несколько критериев: суммарное количество учеников, поступивших в лучшие вузы страны; наличие выпускников, ставших известными учеными; уровень базового образования; качество и признанность методических разработок; прошлый или даже сегодняшний опыт научной работы.

    Такая классификация является более удобной для анализа рассматриваемой проблемы, нежели традиционная, в которой основную роль при оценке учителя играют педагогический стаж, а также большое количество либо не очень существенных, либо весьма субъективных факторов. При этом очевидно, что представители наиболее многочисленной группы «опытные квалифицированные учителя» – это в абсолютном своем большинстве хорошие учителя, являющиеся той основой, без которой Россия вообще перестанет быть цивилизованной страной, – все-таки играют менее значимую роль в процессах формирования элитных научно-педагогических кадров.

    Несмотря на то что результаты вычислений имеют статистические погрешности, а сами процедуры подсчета не идеальны в методическом плане, можно с высокой степенью уверенности констатировать, что сегодня к категории «элитные учителя» по всей стране может быть отнесено не более 100–120 человек (еще 15–20 лет назад их было в несколько раз больше). К категории «сильные творческие учителя» – не более 2000–2500 учителей. При этом от 50 до 80% этих учителей работают в школах Москвы и Санкт-Петербурга. Количество учителей в каждой из этих групп год от года снижается, так как серьезно нарушен естественный ход процессов творческого роста и развития. В чем же суть этих нарушений?

    Во-первых, еще в 60–70-е годы нередкими бывали случаи, когда выпускники таких вузов, как МГУ, МФТИ, НГУ, СПбГУ и других, шли преподавать в школу или то же самое делали молодые ученые и инженеры, окончившие подобные вузы, но понявшие, что их призвание не исследовать и изобретать, а учить. Не сразу, но по прошествии лет, именно из этих людей формировались сильные и элитные учителя.

    Во-вторых, не секрет, что в советское время основными поставщиками кадров для массовой общеобразовательной школы были педагогические вузы. Лучшие выпускники этих вузов пусть и не имели базового фундаментального образования, но если, по счастью, попадали в школы, где уже работали выдающиеся учителя, имели возможность творческого роста и развития.

    В-третьих, сегодня помимо того что в школах остается все меньше элитных учителей, а уровень подготовки в педагогических вузах крайне низок, их выпускники, особенно в крупных провинциальных городах, зачастую просто не идут работать в школу.

    Таким образом, тревожность ситуации заключается не только в том, что процесс «утечки умов» идет с той или иной степенью интенсивности, но и в том, что постепенно сворачивается процесс формирования этих умов.
    Подробнее: http://www.ng.ru/science/2011-09-14/13_elite.html

  • Игорь Свитанько

    + развернуть

    14.03.2012 11:54

    Игорь Свитанько

    Наши образовательные чиновники - великие изобретатели велосипедов и писатели высокопарных текстов ни о чем. Но все равно им до Елютинских зубров Минобра середины 70-х еще учиться и учиться...
    Вместо использования 50-летнего советского опыта олимпиад школьников плюс (российского уже) - организации _научных_ (не путать с имитацией таковых) исследований в _научных_ (не путать с имитацией таковых) учреждениях для тех, кто не участвует в олимпиадах - мы изобретаем очередное основание распила. Коррупционная емкость представленных текстов (документом это назвать сложно) - весьма велика. Вероятность улучшения ситуации при их употреблении в реальной жизни равна нулю.

  • Борис Степанов

    + развернуть

    13.03.2012 17:01

    Борис Степанов

    Я заканчивал прекрасную физ-мат. школу № 63 в Куйбышеве (теперь - Самара), и еще учился в Заочной физики-технической школе МФТИ, был победителем областных олимпиад по физике и математике, участников Всесоюзной по математике в Ереване в 1974 году. Не надо изобретать велосипед - в СССР была создана прекрасно работавшая система физмат школ. Вот её и надо воссоздать, наполнив новыми техническими возможностями (интернет, компьютеры и тд).
    В предлагаемой концепции - общие слова обо всём понемногу, и не слова о главном: лучшие школы всегда формируются вокруг Учителей с большой буквы. Таковыми были великие ученые и педагоги Колмогоров и Кикоин, создавшие систему физмат школ и великий журнал Квант, на котором выросли десятки тысяч лучших ученых СССР, нобелевские лауреаты.
    В центр государственной Концепции подготовки талантливых и одаренных детей надо поставить талантливых учителей, уже доказавших свою состоятельность фактом подготовки победителей всероссийских олимпиад. Надо немедленно провести всероссийское совещание таких учителей вместе с руководителями национальных олимпиадных команд по математике, физике, химии, биологии, информатике. Проведение такого Совещания надо поручить Общественной Палате и МФТИ с МГУ, но не в коем случае не чиновникам из Минобра - эти всё сведут к ЕГЭ и очередным "стандартам".
    Вот на этом Совещании по-настоящему лучшие учителя России и выработают Концепцию.
    И самое главное - не позволить Минобру управлять этими школами: чиновничья серость может порождать только себе подобную серость.

  • Лариса Конченко

    + развернуть

    13.03.2012 16:44

    Лариса Конченко

    Уважаемая Любовь Николаевна, тема и документ, вынесенный на общественное рассмотрение настолько важен и имеет такую длительную историю, что для того, чтобы получить релевантный результат в процессе обсуждения очень важно это обсуждение организовать предельно корректно. В связи с чем, очень хотелось бы увидеть здесь историю вопроса и документы к ней относящиеся. Предлагаемый вами документ - ответ на уже третье поручение Президента по этому вопросу. А поднялся вопрос еще со времен нацпроекта "Образование", в котором не отразилась судьба погибающих специализированных школ-интернатов при федеральных университетах... Очень хотелось бы здесь ознакомиться с письмом и программой развития работы с одаренными детьми (от 2008 года) С. Е. Рукшина (СПб) (учителя двух филдсовских лауреатов; в последние десятилетия сборные команды СССР и России на международных математических олимпиадах наполовину состояли из его учеников); с текстом "Колмогоровского проекта", разработанного по поручению Президента и оставшемуся без исполнения с 2009 года (текст опубликован в 2010 году:http://www.novayagazeta.ru/society/6820.html). Участникам обсуждения важно знать о прошедшем круглом столе, организованном журналом "Эксперт" ( Как построить работу с одаренными школьниками: http://expert.ru/2012/03/12/kruglyij-stol/?n=171), по результатам которого от предлагаемого Вами к обсуждению "документа" камня на камне не оставили... Было принято решение создать группу для переработки "документа" с учетом предыдущих поручений Президента и ранее разработанными концепциями. Остановились на этом документе исключительно исходя из ситуации "выкручивания рук": ...именно этот документ должен быть предложен в качестве доработанного Президенту, так как очередное поручение касалось именно этого "документа"... Решено оставить название документа... А Вы нам предлагаете обсуждать то, что экспертами отвергнуто как нежизнеспособное... Очень просим опубликовать рабочие материалы и предложения группы по переработке предложенного Вами к общественному обсуждению документа.

  • Валерий Платонов

    + развернуть

    13.03.2012 05:37

    Валерий Платонов

    Что сразу вызывает неприятие в проекте
    «Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов
    основные задачи» (далее курсив мой) http://oldwine.livejournal.com/97621.html:


    формирование национальной системы работы с одарёнными детьми и талантливой молодёжью
    - система не нужна – попахивает бюрократией и роспилом (разве может быть талант выстроен в систему?), но нужна поддержка (выявляемая экспертным оцениванием) тех людей, школ которые находились и находятся на самом передовом уровне школьного образования и умеют выращивать таланты.
    Базовые принципы:
    должная квалификация педагогических работников в сфере образования, искусства и спорта, обеспечивающая создание необходимых условий для своевременного выявления и развития задатков, способностей, одаренности каждого ребенка, молодого человека;
    - для работы с одаренными детьми, прежде всего, нужны не педагоги, а профессионалы и привлечение профессионалов в школу.
    непрерывность и преемственность в психолого-педагогическом, информационном, организационном и ресурсном сопровождении развивающейся личности одаренного ребенка, молодого человека;
    - прежде всего, необходимо непрерывное предметное образования.
    государственно-общественное признание ценности труда педагогических работников по развитию задатков, способностей одаренности каждого ребенка, молодого человека;
    - не верю в педагогов, верю в профессионалов.
    Основные направления работы
    Национальной системы «Российские таланты»
    Следующие пункты ИМХО разработаны специально для чиновников и абсолютно непроверяемы по эффективности затрат.
    I. Развитие и совершенствование нормативно-правовой базы, экономических и организационно-управленческих механизмов для организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренных детей и молодежи
    II. Развитие и совершенствование научной и методической базы, внедрение современных образовательных технологий в сфере организации работы по выявлению, развитию и поддержке одаренности детей и молодежи
    III. Развитие и совершенствование педагогических и управленческих кадров
    VI. Развитие и совершенствование многоуровневой инфраструктуры поиска, выявления и развития одаренности детей и молодежи в различных сферах деятельности (науки, техники, искусства и спорта) с использованием современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий на основе межведомственного и межрегионального взаимодействия

    Если говорить о школах-пансионах (интернатах) с отбором детей, то в качестве задач, которые могла бы решать такая программа, можно было бы добавить решение проблем социального, культурного, этнического, регионального расслоения через специализацию обучения и углубленное изучение предметов.

  • Олег Нуждов

    + развернуть

    05.03.2012 15:03

    Олег Нуждов

    Позвольте поблагодарить разработчиков представленной концепции и плана мероприятий по её реализации.
    Наиважнейшее значение имеет именно данная тема -- дать любому, и именно каждому, гражданину страны максимально развить и реализовать свои способности во благо себе, своей семье, обществу, стране, государству.
    Спасибо, что продвигаете решение этой задачи.

    Поддержу Владимира (Smetana Vladimir) в части того, что действительно нужно не потерять былые наработки; и систему олимпиад, и систему подготовки к ним, и нужно обеспечить эффективную систему стимулирования интереса и поощрения.

    Каждый человек – талантлив. Очень хочется, чтоб Ваша работа не остановилась на делении детей на одарённых и на тех, у кого одарённость не выявлена. В идеале пусть именно у каждого будет выявлен его талант, развит и будет найдено этому таланту полезное применение, полезное и для носителя способностей и полезное для окружающего его общества, достойно вознаграждающего эту полезность.
    Важнее не разделить детей по критерию одарённости, а выделить в каждом ребёнке его личные перспективные к развитию полезные дарования и обеспечить их развитие и полезное применение.

    Желаю успехов огромных и, весьма желательно, скорых.

  • Владимир Сметана

    + развернуть

    05.03.2012 12:06

    Владимир Сметана

    О школе:
    Главное не начать изобретать "велосипед", т.е. очередное ЕГЭ.
    Решение уже есть - это "школьные олимпиады". Необходимо развивать этот "институт селекции" талантливых детей (подростков).
    Ввести систему поощрений, например школьную стипендию (пример, в 9-м классе (1994год) я занял первое место на олимпиаде по математике, и Мэр города Армавира, Краснодарского края выделил мне степендию на 6 месяцев). Или поискать модель поощрения через гранты с вовлечением школьников в "процесс селекции" на междунаровой арене.

    Ответы

  • Наталья Носырева

    + развернуть

    02.03.2012 04:20

    Наталья Носырева

    Одаренность (= талант) – системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми; Одаренность ребенка может быть определена и развита только при условии получения качественного образования. А как определить одаренность детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, где дети чаще всего педагогически запущены ? Как определить и поддержать одаренного ребенка из сельской глубинки ? Сейчас наша НКО реализует социально значимый проект по развитию творческих способностей и поддержки талантливых детей именно этих категорий. Нам удалось выйти на данную целевую группу детей и провести конкурс сочинений по морской биологии. Дети проявили огромный интерес мы еще не подсчитали количество сочинений, так как прием был до 29 февраля, но то что их больше 100 это точно и еще 20 сочинений от детей которые находятся на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас нужно определить победителей которые летом поедут в летнюю школу по морской биологии, так что о результатах пока говорить рано. Наше предложение к концепции - внести поправку именно по механизмам поддержки детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

  • Александр Шевкин

    + развернуть

    29.02.2012 21:00

    Александр Шевкин

    Вспомните хотя бы последние обсужденные и принятые по образованию проекты: Профильная Школа, Наша Новая Школа, Национальный Проект, ОбразованиеСтандарты образования и т.п.

    Всё это красивые слова (про стандарты и этого не скажешь!), сказанные только для того, чтобы спрятать за них антиконстутиционную политику по удушению образования в России, которую под руководством нашей политической элиты проводят «реформаторы» образования. Эта политика противоречит интересам России и россиян, лишает страну и её народ будущего. Считаю, что до ответа на извечный русский вопрос «Кто виноват?» (в провале образовательной политики, проводимой от имени государства) нельзя приступать к обсуждению ответа на другой извечный русский вопрос «Что делать?» (с образованием дальше). Намечать следующие шаги, не анализируя последствия предыдущих — это признак непрофессионализма. Прискорбно, что вся эта возня вокруг образования освящается именами Президентов России — сначала Путина, теперь Медведева. Более того, участвовать в обсуждении и давать советы «реформаторам», значит соучаствовать в развале российского образования, помогать им и дальше «пилить» деньги бюджета без всякой пользы для дела образования!
    Ну сколько же можно?

    А.В.Шевкин. Учитель математики с 40-летним стажем, ФМШ № 2007, Москва. Лауреат премии мэрии Москвы и грантов Москвы в области образования, кандидат педагогических наук, ведущий сайта www.shevkin.ru, посвящённого и реформе образования тоже. Автор многих статей, раскрывающих подробнее то, что здесь высказано очень коротко.

Актуальный комментарий

Минздрав решил проверять водителей на хронический алкоголизм

  • Султан Хамзаев

    11.10.2019

    Султан
    Хамзаев

    «Такое же тестирование, которое содержит еще и психологический тест, внедрено в Германии и других странах ЕС»

Календарь событий

предыдущий месяц следующий месяц  
 

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться