RSS

Блог

  • + 0 -

    27 января, 2009

    Геймеры и ламеры

    Автор: Елена Дьякова, комментарии 9

    Внедрение в нашу жизнь все новых технологий, и прежде всего – технологий информационных, порождает серьезные опасения по поводу способности людей к этим технологиям приспособиться. Речь идет о классической проблеме массового освоения и усвоения новых цивилизационных достижений, или, говоря академическим языком, о формировании новых «навыков всеобщего распределения». В свое время таким достижением была письменность, и Платон в «Федре» высказывал опасения, что ее внедрение вызовет массовое ослабление памяти. Если говорить об Интернет-технологиях, надо различать реальные опасности и мифы, порождаемые массовым сознанием.


    Все читали истории о геймерах, которые не в состоянии отличить компьютерную игру от реальности, и переносят в реальный мир виртуальную месть. Все слышали об «Интернет-зависимости» и других психических расстройствах, которые влечет за собой Интернет. Фактом является и то, что число лиц с психическими расстройствами во всем мире постоянно растет, и в настоящее время, по статистике ООН, более 450 миллионов человек во всем мире имеют психологические и неврологические проблемы. В России эта цифра равна 17 миллионам человек.

    Каковы наиболее распространенные причины, наносящие вред душевному здоровью в 21 веке? В этом эксперты единодушны: плотность информационного потока и социально-экономические потрясения.


    Другое дело, что за психологические расстройства далеко не всегда ответственны компьютеры и Интернет - не меньшую роль играет постоянный стресс, в котором живет значительная часть населения земного шара. В качестве гипотезы можно предложить, что возможность уйти в «виртуальную реальность» усугубляет уже имеющееся психическое нездоровье, особенно в том случае, если адаптироваться к реальному миру не получается. Давайте не будем забывать о том, что Интернет – это нейтральное информационное пространство, всемирная сеть. То, чем она наполняется и как используется ее содержание, зависит от всего человечества в целом и каждого конкретного человека в частности. Кто сказал, что Интернет может воспитывать подростков? Разве машина сможет заменить обычный человеческий контакт, научить тому, что хорошо, а что плохо? И родителям Интернет-зависимого ребенка стоит задуматься – нет ли их вины в том, что чадо не отходит от компьютера и путает игру и жизнь?

    Впрочем, не стоит забывать и том, что психические расстройства – во многом продукты культурные. Например, в начале XX века был крайне популярен диагноз «истерия», с лечения которой начинал свою практику доктор Фрейд. Истерия была едва ли не самым распространенным психическим заболеванием. Сейчас таким заболеванием стала депрессия. Но и эта психическая болезнь привязана к определенной культуре – европейской. В Китае данный диагноз практически никогда не ставится, в первую очередь потому, что в конфуцианство заложено совсем иное отношение к жизненным трудностям: они рассматриваются как неотъемлемая часть жизни. Зато китайские врачи постоянно ставят диагноз «неврастения», в Европе почти отсутствующий. Иными словами, для разных культур характерны разные формы адаптации (и дезадаптации) к социальным нагрузкам, и различные реакции на вторжение в жизнь нового. Об этом не следует забывать при переносе технологии, созданной в рамках одной культуры, в другую.

    Вообще-то необходимость приспосабливаться к новым технологиям существует с тех пор, как человечество овладело огнем. Тоже, кстати, весьма неоднозначное и опасное изобретение, способное спровоцировать серьезное нервное расстройство при неумении им пользоваться! Пользованию новыми технологиями надо учить, и учить целенаправленно. Причем всех по-разному.

    Следует учесть, что овладение новыми технологиями всегда происходит неравномерно: одни группы осваивают их быстрее, и удобно устраиваются у костра, другие продолжают прятаться по углам пещеры. Стресс может быть вызван не только излишним увлечением компьютерными играми. Как показывают исследования, человек, неспособный справиться с компьютером, начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе и авторитет у окружающих.

    Именно так происходит в семьях, где дети свободно владеют современными информационными технологиями, в то время как пожилые члены семьи боятся подойти к такому сложному устройству, каким кажется им компьютер. В итоге немолодые люди оказываются в своеобразном «информационном гетто»: им недоступны многие возможности, предоставляемые новыми технологиями, они находятся в ущербном положении на рынке труда и т.п. Их положение все больше приближается к положению неграмотных в обществе, где все важная информация излагается в письменном виде.

    Пожилым людям нужно помочь освоить элементарные навыки, и прежде всего – умение отправлять и получать электронную почту и искать необходимую информацию в Интернете (какими бы примитивными не казались данные навыки «продвинутым» пользователям). Думается, целесообразно было бы организовать движение «электронных тимуровцев», чтобы молодые люди учили представителей старшего возраста тому, что умеют сами. Опыт такой работы в регионах уже имеется, как и опыт бесплатного обучения пожилых людей базовым навыкам работы на компьютере по международной программе «Электронный гражданин». Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2008 году обучение по этой программе прошли около 10 000 человек. Задача состоит в том, чтобы превратить эти разрозненные очаги полезного опыта в единую программу.

    С другой стороны, молодые «продвинутые» пользователи тоже нуждаются в обучении. Но, понятно, не тому, как отправлять «электронную почту», а тому, как защищаться от информационной агрессии. Одна из главных проблем современной молодежи – это «клиповое сознание»

    , неумение отделить главное от второстепенного, самостоятельно определить ценность той или иной информации. Сколько раз приходилось сталкиваться с утверждением студентов, что все, размещенное в Интернете – это истина в последней инстанции. В результате пользователь, считающий, что он полностью овладел всеми достижениями прогресса, легко становится объектом манипуляций и беззащитен перед потоками самой разнородной информации, обрушивающейся на него со всех сторон. В особой опасности находятся дети, в силу отсутствия жизненного опыта и доверчивости. Их надо специально обучать тому, как правильно искать и обрабатывать информацию. Иными словами, нужно развивать систему медиа-образования, и одновременно – учиться предлагать нашим детям полезные, интересные и качественные информационные продукты. Данную тему мы обсуждали в ходе круглого стола «Дети и информационная агрессия», который прошел в Общественной палате в конце прошлого года, а теперь хотели бы провести такое обсуждение в Государственной Думе. Мы пришли к выводу, что неплохо было бы подумать о создании детского интернет-пространства и все школьные компьютеры «замкнуть» на него. По крайней мере, для младших школьников. Тем более, что подобные проекты уже реализуются. Что касается игрушек, то нам нужны наши, отечественные продукты, разработанные с учетом детской психологии. А по наиболее жестоким играм - и возрастные ограничения. Так, в Великобритании, например, не один продавец компьютерного магазина не продаст вам игру, если на ней указаны возрастные ограничения, которым вы не соответствуете. В нашей стране эта схема пока, к сожалению, не работает даже с алкоголем и сигаретами.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (9)

  • 02.02.2009 00:43:33

    ??????

    геймеры и ламеры

    На самом деле человечество само себе роет яму. Развиваясь оно способствует появлению на свет такому кол ненужной информации, что губит само себя... только подумайте на простом примере: наши родители оканчивал десятилетку, я окончил одиннадцатилетку, а мои дети будут оканчивать уже скорей всего 12-ти... вы посмотрите во что превращаются наши дети. Посмотрите сколько им задают и сколько всего они проходят в школе, а потом люди поступают в университеты,институт нервничают, бьются "головой об стенку" из-за того что не смогли ответить на элементарной вопрос из школьного курса! Всё это Информация! К чему это??? а между тем наше общество всё больше и больше портится, посмотрите к чему стремится наша молодёжь? наркомания, алкоголь и т.д. кто-то скажет: "но не все такие!!!". я бы ответил:"пока не все...". к чему они стремятся? к добру? и к добру ли всё это??? не эгоистами ли станут наши дети? и вот готов ли каждый из нас променять новую технологию и как ей пользоваться на душу своего ребёнка???

    Ответить

    • 02.02.2009 22:39:32

      Камалов ??????

      " сколько всего они проходят в школе, ... , бьются "головой об стенку" из-за того что не смогли ответить на элементарной вопрос из школьного курса! Всё это Информация!
       
      Вот именно, не учат, а проходят. А  бьются головой, потому-что боятся не оправдать тщеславных надежд родителей.

      Ответить

  • 22.04.2009 15:34:31

    Яжук ????

    Елена Григорьевна! согласитесь, что в современной школе прежде всего надо не преподавать определенное количество информации, а учить детей мышлению, ибо информация она прежде всего задействует память, как в компе! мышление же дает возможность не только оперировать информацией, но видеть причинно-следственные связи! т.е. оно позволяет человеку ориентироваться не только в плоскости, но и в объеме... согласитесь, ежели человек умеет мыслить, то ему грозят те бедствия, которые вы в данной статье описываете...
    или я не права?

    Ответить

    • 22.04.2009 15:37:14

      Яжук ????

      извините! пропустила "не"
      предпоследнее предложение, конец, следует читать: ...то ему НЕ грозят те бедствия, которые вы в данной статье описываете...

      Ответить

      • 07.03.2010 16:17:07

        м ?

        то, что вы описали называется методологией исследования.
        если она будет преподаваться в школе, вам и мне нужно будет поискать другую планету для проживания. представьте себе выпускной класс, в котором нет ни одного "среднячка". или полные дебилы(те, кто не способен освоить методологию)или вундеркинды, способные заткнуть рот любому. но осваивать они будут уже новый материал, который, при всем своём желании, нам не освоить в полном объёме. так что полы мести, за подачку, мы всегда сможем. и это радует. а если серьёзно, то нужно методологию преподносить с детства, вместе с моралью.

        Ответить

  • 26.08.2009 20:50:31

    Русское чудо.

    НА ПРОРЫВ!!!
    Российское ТВ смело и неумело занялось  пропагандой изобретательства. ТНТ провело серию передач "Капитал". Пятеро миллионеров, среди которых Чичваркин, Коркунов, Теплухин и др, рассматриали претензии на успех у соискателей. Предложения были разные; реклама на транспорте, новые детские игрушки, база отдыха и т.д.  Если кому-то из богатых идея импонировала, он финансировал этот проект и получал долю в бизнесе. Не все приходили с авторским свидетельством.  Куда делись профинансированные-неизвестно.   В интернете шоу поругали.    На канале ТВЦ есть передача "Фабрика мысли. Идея для России".  Непонятно, по каким критериям допустили к участию некоторые "новшества"?      Об аналогичной программе я думал с 2004 года и виделась она мне несколько иной.   Первое: Подобная акция должна стать оазисом для новаторов приносящих свои патентованные озарения в группу экспертов

    Ответить

  • 07.03.2010 16:29:33

    м ?

    немного о работе мозга.
    у него, как и у всей нервной системы, есть одна особенность. мозг перестаёт реагировать на постоянный раздражитель. со временем вырабатывается обусловленный рефлекс и далее от нас уже ни чего не зависит. при повторении раздражитель просто не усваивается.
    и сказать спасибо, за нашу дырявую память, можно деятелям, от телевидения. смотрите чаще рекламу и о мозге не вспоминайте, больше он не понадобится. в государстве, которое проводит политику геноцида, в отношении своих граждан, забота о памяти проходит со знаком минус.

    Ответить

  • 05.03.2018 16:54:38

    Пушкин

    для информации

    Dell R630 для цод

    Ответить

  • 05.03.2018 17:00:02

    Пушкин

    для хранения информации

    начального уровня Dell T330 компактный сервер Dell r430

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию