RSS

Блог

  • + 0 -

    03 июля

    О механизме гарантированного сертификата

    Автор: Александр Галушка, комментариев нет

    В соавторстве с А.К. Ниязметовым, заместителем полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе

    Начиная с XVIII в. возникают разные интерпретации идеи безусловного базового дохода: от равных выплат гражданам за счет отдельных налогов на богатых до отрицательного подходного налога, при котором государственная субсидия постепенно уменьшается с ростом доходов человека. Все эти предложения, многие из которых были успешно реализованы в режиме эксперимента в разных странах , объединяет конечная цель – снижение уровня бедности.

    Практика применения позволила доказать положительные эффекты от введения безусловного базового дохода:
    – повышение экономической активности и уровня жизни на фоне снижения социального неравенства;
    – снижение уровня преступности;
    – усиление стремления к получению базового и дополнительного образования;
    – рост числа желающих заняться волонтерством;
    – сокращение затрат на здравоохранение (у людей стало больше возможностей следить за своим здоровьем);
    – экономия на администрировании социальных программ.

    Поскольку не требуется проверка на соответствие критериям предоставления помощи, сокращение бюрократии улучшает отношение населения к собственному государству. Например, при предоставлении многих мер социальной поддержки в России применяется критерий нуждаемости в виде величины дохода на одного члена семьи. На практике это приводит к тому, что при превышении порогового значения этого показателя даже на 1 руб. человек теряет право на всю выплату. Кроме того, зачастую выгоднее работать без официального оформления всех доходов, поскольку так сохраняется право на получение социальных пособий.

    Согласно опроса, проведенного службой исследований компании HeadHunter в 2018 г., 62% работающих россиян поддержали концепцию безусловного базового дохода и только 3% предположили, что перестанут в таком случае работать. [1]

    Вместе с тем фактически главным аргументом противников идеи остается необходимость изыскания источников финансирования ее реализации. Как правило, именно по этой причине дальше экспериментов еще ни в одной стране дело так и не продвинулось.

    Слабой стороной концепции безусловного базового дохода является отсутствие прямой увязки денежных выплат со стимулированием экономического роста. В действительности, если выплаты расходуются на приобретение импортных товаров, это негативно влияет на курс национальной валюты и разгоняет инфляцию.

    Является ли это нерешаемой проблемой? Очевидно, что нет.

    Можно ли применить идею безусловного базового дохода для достижения национальных целей по снижению бедности и ускоренному экономическому росту? Конечно, да.

    Более того, именно сегодня необходимость применения нестандартных решений особенно актуальна.

    По оценке Международного валютного фонда, экономический кризис, возникший в результате пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19), является худшим со времен Великой депрессии: мировая экономика сократится в 2020 г. на 3%, а российская – на 5,5% при условии, что пандемия отступит во второй половине текущего года [2]. Размер возможного падения нашей экономики, по оценке Счетной палаты РФ, еще больше – 8% [3].

    В отличие от мирового финансового кризиса 2009 г. экономическое падение 2020 г. касается всех стран, а не только развитых экономик. Соответственно, упадут доходы и потребление людей во всем мире. В этой связи с новой силой развернулись дискуссии о необходимости практической реализации концепции безусловного базового дохода. Но если в последние годы ключевой вопрос в этих дискуссиях сводился к тому, насколько значительно в будущем роботизация и искусственный интеллект сократят количество доступных рабочих мест, то сейчас базовый безусловный доход стал насущным вопросом настоящего дня. И дело здесь не в роботах.

    71% граждан Европейского союза и Великобритании одобряет идею введения базового безусловного дохода, по данным недавнего опроса, проведенного Оксфордским университетом и крупным немецким исследовательским центром – Фондом Бертельсмана [4].

    Лауреаты Нобелевской премии по экономике Милтон Фридман и Фридрих фон Хайек считали безусловный базовый доход хорошим методом борьбы с бедностью [5, с. 338]. Но сегодня этот вопрос стоит шире: помимо прямых социальных последствий, снижение благосостояния людей приводит к сокращению спроса. Это значит, что даже после завершения всех санитарно-эпидемиологических мероприятий и отмены ограничений на функционирование предприятий негативное влияние на экономику продолжится. Следовательно, восстановление производств и спроса не будет быстрым.

    В целях предотвращения такого негативного сценария и быстрого выхода из ловушки падения доходов населения и бизнеса необходима точная настройка процесса восстановления экономики. Экономическая политика должна быстро переключиться на поддержку спроса, стимулирование загрузки предприятий и восстановление балансов в частном и государственном секторах.

    Для этого в масштабе отдельных стран и интеграционных объединений может быть применен механизм гарантированного сертификата.

    Исходным пунктом для масштабного использования механизма гарантированного сертификата является оценка трех ключевых параметров:

    – баланса упавшего потребления;
    – баланса упавшего производства, включая оценку уровня недозагрузки производственных мощностей;
    – объема денежной массы, обслуживавшей до кризиса упавшее потребление и производство.

    Структура механизма гарантированного сертификата заключается в следующем.

    Первое. Для восстановления упавшего потребления людям предоставляется право безвозмездного получения гарантированного сертификата в размере дохода, потерянного в период пандемии. Денежный эквивалент гарантированного сертификата персонален, автоматически рассчитывается по данным налоговых и иных государственных органов как разница между текущим уровнем дохода гражданина и уровнем дохода до введения карантина. Сам гарантированный сертификат индивидуален, строго целевой и не отчуждаем (исключена возможность его конвертации в любую валюту или продажи). На сумму гарантированного сертификата человек может исключительно заказать и получить конкретную продукцию отечественного производства.

    Второе. Для удовлетворения спроса через восстановление упавшего отечественного производства определяется единый заказчик-поставщик, осуществляющий по рыночным ценам массовую закупку товаров первой необходимости, потреблявшихся до кризиса пострадавшими гражданами. В силу централизованного и массового характера закупки есть возможность установления значительной скидки к рыночной цене, что, в свою очередь, будет снижать инфляцию. Также за счет этого возникают стимулы к импортозамещению и дополнительному выпуску отечественных товаров.

    Третье. Источником осуществления закупки является эмиссия Центрального банка РФ в размере денежной массы, фактически уже обслуживавшей до кризиса упавшее потребление и производство. Таким образом, возникает строго целевой – под выпуск товаров и исключительно неинфляционный канал формирования денежной массы, размер которой строго соответствует создаваемой товарной массе.

    Важно, что предлагаемый механизм позволяет решать задачи восстановления экономики без увеличения кредитной нагрузки на бизнес и население. Следовательно, он не порождает ограничения экономического роста в будущем.

    Для эффективной и прозрачной работы механизма гарантированного сертификата целесообразно задействовать единую онлайн-платформу (аналог интернет-магазина), которая обеспечивает полную цифровизацию всех процессов и раскрытие для общества всей информации о закупках, включая цены и условия поставки (см. рисунок).

    Следует отметить, что для реализации мер по поддержке российской экономики силами Федеральной налоговой службы уже развернута блокчейн-платформа для идентификации единого учета получателей кредитов, которая кардинально упрощает для клиентов получение этих кредитов . Эта или аналогичная онлайн-платформа может использоваться для регистрации предприятий и граждан в механизме гарантированного сертификата.

    Регистрация через портал государственных услуг гражданина на этой платформе юридически означает появление у него гарантированного сертификата, сумма которого может рассчитываться автоматически по данным о снижении дохода гражданина в результате введения карантина. С момента регистрации у гражданина возникает право выбора и последующего получения продукции на сумму, эквивалентную сумме гарантированного сертификата.

    В целях стимулирования конкуренции производителей, снижения цен и повышения качества продукции потребителю предоставляется право выбора размещенных на онлайн-платформе товаров и предварительного заказа товаров, которые в данный момент не представлены в наличии. При этом в личном кабинете гражданина на данной платформе предусматривается «книга пожеланий потребителя» для последующей индивидуальной настройки, максимально обеспечивающей динамичное товарное разнообразие.

    Таким образом, за счет организующей роли государства можно восстановить балансы потребления и производства. В тех же случаях, когда возможно импортозамещение, объемы отечественного производства могут превысить докризисный уровень.

    Различные попытки стимулирования внутреннего спроса в связи с пандемией предпринимаются во многих странах мира. Так, например, в Австрии, Великобритании, Италии, Китае и Литве людям были предоставлены ваучеры на приобретение продуктов питания и различных услуг в пострадавших отраслях. Вместе с тем их применение носит ограниченный характер бюджетных расходов.

    Предлагаемый механизм гарантированного сертификата может быть реализован более масштабно, имея в виду готовность функциональной архитектуры выпуска и обслуживания электронных социальных сертификатов, разработанной Федеральным казначейством при участии и согласовании Минфина России, Банка России, Минтруда России, Минпромторга России и Национальной системы платежных карт. Важно отметить, что эта архитектура представляет собой универсальный инструмент реализации мер государственной поддержки населения с использованием отечественной платежной системы «Мир».

    Схема работы гарантированного сертификата



    Литература:

    1.    Макаров О. Более половины россиян высказались за минимальный гарантированный доход // РБК. 2018. 16 февр. URL: https://www.rbc.ru/economics/16/02/2018/5a85a1ce9a79476afca9f8d5 (дата обращения: 15.06.2020).
    2.    Gopinath G. The Great Lockdown: Worst Economic Downturn Since the Great Depression / IMFBlog. April 14, 2020. URL: https://blogs.imf.org/2020/04/14/the-great-lockdown-worst-economic-downturn-since-the-great-depression/ (дата обращения: 15.06.2020).
    3.    Видеоинтервью телеканалу «Россия 1» председателя Счетной палаты РФ А.Л. Кудрина. URL: https://russia.tv/brand/show/brand_id/64995/ (дата обращения: 15.06.2020).
    4.    In pandemic crisis: 71% of Europeans support universal basic income / University of Oxford. May 7, 2020. URL: http://www.ox.ac.uk/news/2020–05–07-pandemic-crisis-71-europeans-support-universal-basic-income (дата обращения: 15.06.2020).
    5.    Хайек Ф.А. Конституция свободы. М.: Новое издательство, 2018. 528 с.

    Источник: ежемесячный теоретический и научно-практический журнал «Финансы», июнь 2020 г. Статья также опубликована китайским изданием Economic Herald.

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию