RSS

Блог

  • + 0 -

    06 сентября, 2011

    Что важнее: рубль или леса, чистые воздух и вода?!

    Автор: Ольга Разбаш, комментарии 2

    Главный вопрос выживания человечества в 20 и 21 веках: что же приоритетнее для нас - большие заработки, материальный достаток, технический прогресс и комфорт, или безопасная, благополучная, здоровая окружающая среда, сохраненные леса с богатым животным миром, чистый свежий воздух - без зашкаливающих все допустимые нормы формальдегидов, фенолов и других загрязняющих веществ, реки и озера без мазутных разливов, чистая здоровая пища. От того, ЧТО выберут наши дети и внуки, будет зависеть напрямую судьба Планеты. В условиях нарастания всевозможных кризисов это очевидно.

    В Общественной палате Российской Федерации под эгидой Комиссии по охране здоровья, экологии, развитию физической культуры и спорта сегодня состоялся Круглый стол на крайне актуальную тему «Экологическое воспитание детей и подростков». В выступлениях участников речь шла не только о значимости экологического образования, о роли экологических СМИ и о необходимости развивать экологическую журналистику, без них в современном обществе невозможно сформировать экологическое мировоззрение и бережное и вдумчивое отношение к природе, к окружающему миру, воспитать чувство ответственности перед будущими поколениями. Но прежде всего выступавшие обращали внимание на различные формы экологического воспитания детей и подростков. Без создания в детях соответствующей иерархии ценностей не получится перейти от слов к делу, от благих намерений к реальному сохранению оставшейся природы, окружающей среды. Ведь к каждому человеку Государство не в состоянии прикрепить экологического инспектора, который бы напоминал, что плохо бросать мусор на лужайке, что плохо мучить и убивать животных и птиц, что нельзя ломать и сжигать деревья и кусты и т.д.

    Международным сообществом давно признается огромная значимость экологического воспитания и образования:

    Так, еще в сентябре 2002 года Генеральная Ассамблея ООН на своей 57 сессии поручила ЮНЕСКО быть ведущим агентством в подготовке и проведении Десятилетия образования в интересах устойчивого развития, которое началось 1 января 2005 года. Управляющий Совет ЮНЕСКО на своей 166 сессии в апреле 2003 года ратифицировал решение о проведении Десятилетия ОУР и постановил включить деятельность по поддержке Десятилетия в рабочие планы ЮНЕСКО на последующие 2 года.

    Далее ЮНЕСКО подготовило Международную схему выполнения (International Implementation Scheme) для организации и проведения десятилетия и проект этого документа был распространен в августе 2003 года для комментариев всем заинтересованным организациям на английском языке. Одно из основных предложений в области создания институциональной базы для проведения Десятилетия ОУР заключалось в создании Международной целевой группы открытого состава по ОУР при координации ЮНЕСКО. При подготовке документов и предложений по развитию ОУР в мире ЮНЕСКО основывается на достигнутых ранее соглашениях и документах по развитию образования, в частности, наибольший интерес представляют Дакарские рамки действий. (См. ED-2000/CONF/211/1. Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств. Текст, принятый Всемирным форумом по образованию, Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г.)

    В ноябре 2002 года в Софии (Болгария) состоялась Международная конференция по образованию взрослых. Эта встреча прошла в рамках выполнения программы ЮНЕСКО «Образование для всех». В параграфе 8 Софийской декларации, в частности, говорится: «Конференция выражает озабоченность тем, что нередко понятие базового образования взрослых трактуется узко, что выражается на практике в сокращении финансовой поддержки таких направлений, как культурное образование, обучение здоровому образу жизни, демократическое обучение и образование для устойчивого развития». Решение данной проблемы – проблемы финансирования ОУР - одна из актуальнейших задач в этой области. (См. Софийскую декларацию).

    Огромный шаг вперед в области международной координации действий в области ОУР был сделан в мае 2003 в регионе ЕЭК ООН. Министры окружающей среды 55 стран региона Европы, Северной Америки и Центральной Азии на 5-й Конференции «Окружающая среда для Европы», которая состоялась в Киеве, Украина 21-23 мая 2003 г., приняли Заявление министров окружающей среды стран ЕЭК ООН о просвещении в интересах устойчивого развития (см. Заявление министров окружающей среды). В Заявлении говорится о том, что министры в Киеве приняли решение разработать региональную Стратегию в области ОУР. Этот документ был подготовлен к 2005 году как вклад региона ЕЭК ООН в подготовку Десятилетия ОУР. Министры окружающей среды пригласили министров образования и другие заинтересованные сектора принять участие в совместной работе над этим документом под эгидой ЕЭК ООН и в 2005 г. в г. Вильнюс Стратегия была принята.

    Впервые в более юридически обязательном виде концепция обязанности государств обеспечивать и развивать экологическое образование и воспитание было заложено в статье 3 Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Орхусская Конвенция; заключена в г. Орхус, Дания, 25 июня 1998 г.; вступила в силу 30 октября 2001г.). По состоянию на 8 июня 2011 г. Сторонами ОК являются 44 государства, включая все бывшие советские союзные республики (кроме Узбекистана). Россия готовится в настоящий момент присоединиться к этой конвенции, что должно облегчить закрепление в российском законодательстве положений об экологическом образовании и, наконец, продвинет разработку общегосударственной политики в этой области.

    Идея бережного отношения к Природе родной страны могла бы стать мощным объединяющим стимулом для молодежи, той нишей, в которой энергия молодости может стать весьма созидательной.

    Кроме того, очевидно, что, помимо огромной нравственной значимости экологического воспитания и образования, без них, без информации о природных закономерностях, о взаимозависимости экосистем, о природоохранном законодательстве крайне сложно наладить своевременное эффективное вовлечение общественности в процесс экологической оценки планируемой хозяйственной деятельности, инвестиционных проектов, крайне важных для экономики регионов России. А ведь эта процедура является важнейшим элементом повышения эффективности управления в области охраны ОС и модернизации российской промышленности, о чем неоднократно за последние десятилетия твердят российские экологи, и вот два года назад заговорил и Президент РФ. Без такого развития гражданской активности сложно выстраивать и доверие народа к Власти.

    И в заключение своих размышлений, будучи юристом, не могу не вспомнить, базовый принцип любой правовой системы: незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. Так и с окружающим нас миром, частью которого мы являемся: мы не сможем до бесконечности безнаказанно его разрушать, не задумываясь о последствиях! Для поиска выхода из созданного нами лабиринта проблем надо учиться жить в гармонии с окружающим нас миром, надо ЗНАТЬ законы ПРИРОДЫ. Пока не поздно… Не поздно ли?...

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Комментарии (2)

  • 07.09.2011 12:30:24

    Неклюдов Юрий

    Большинство простых граждан понимает, что природу надо беречь. Некоторые молодежные организации даже устраивают субботники по уборке леса. С теми, кто побогаче и имеет автомобиль, дело обстоит хуже. Для многих из них стоянка возле подъезда гораздо важнее газона. Эту категорию граждан легко сагитировать поддержать строительство очередной новой дороги через лес. Но наибольшую опасность для природы представляют те, кто наделен властью. Они легко могут согласовать вырубку сотен гектаров леса ради строительства дороги, нового микрорайона или коттеджного поселка. Кто сможет воспитать эту категорию людей?

    Ответить

  • 29.10.2011 12:03:36

    Влад

    Проблема не в менталитете и недостатке воспитания простых людей и молодежи (никто не хочет иметь букет заболеваний), а в том, что чиновники расходуют бюджетные средства (миллиарды), выделенные на экологию, не на нейтрализаторы вредных выбросов, обеззараживатели сточных вод, посадки лесополос, а на строительство дорог, проведение "праздников" и т. п. +возводят экологическиопасные объекты в черте города с допущением бесконтрольности в отношении их деятельности. Так кому нужно экологическое воспитание?

    Ответить

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию