RSS

Блог

  • + 0 -

    15 июня, 2018

    Инвестиции в будущее

    Автор: Сергей Рыбальченко, комментариев нет

    Перед Россией стоит цель вдвое снизить уровень бедности и обеспечить устойчивый рост доходов населения выше уровня инфляции. Также перед правительством поставлена задача внедрить механизм финансовой поддержки семей при рождении детей. Часть этого механизма связана с пересмотром уровня и форм пособий для семей с детьми. Бедность — масштабная многофакторная проблема, которая связана не только с доходами, но и с другими социальными ограничениями или лишениями. Но доходы — определяющий фактор бедности.

    Сегодня примерно две трети всех бедных домохозяйств — это семьи с детьми. В самой критической зоне оказались семьи, имеющие детей в возрасте до трех лет. За 2014–2016 годы доля бедных в этой категории выросла в 1,5 раза. В особой зоне риска семья оказывается, когда ребенку исполняется полтора года и выплаты по уходу за ребенком заканчиваются, а устроить его в ясли или сад еще нет возможности. К сожалению, и последние инициативы поддержки первого и второго ребенка не решили этой проблемы. Выплаты коснулись только детей в возрасте до полутора лет. Детям старше нужны ясли. Но пока их еще должны построить, а помощь требуется сегодня.

    Размер пособия на детей с полутора лет, выплачиваемого работодателем матери, составляет 50 рублей в месяц. Выплаты на детей в возрасте до трех лет и от трех лет и старше регионы устанавливают самостоятельно, в зависимости от возможностей. Но обязанность платить ежемесячно была отменена несколько лет назад. И в большинстве регионов выплаты носят символический характер и утратили свой истинный смысл «пособить», помочь справиться с трудной ситуацией, устранить неравенство между семьями в связи с рождением и воспитанием детей. Ведь с появлением каждого ребенка расходы в семье растут, а возможности родителей на рынке труда снижаются.

    Что можно сделать? Первое — выделить в особую группу мам (родителей), которые работали до рождения ребенка. Для них увеличить оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком с полутора до трех лет, если мама не может устроить ребенка в детский сад или ясли. Эта мера уже обсуждалась, но к вопросу снова нужно вернуться. Поддержку можно ввести на переходный период до достижения стопроцентной обеспеченности яслями всех детей до трех лет.

    Второе — предусмотреть выплату ежемесячного пособия нуждающимся семьям по уходу за вторым ребенком после достижения возраста полутора лет. Как вариант — за счет средств материнского (семейного) капитала. Эта мера уже действует, но только в отношении детей в возрасте до полутора лет.

    Третье и главное — поддержать финансово и материально многодетные семьи. Для этого дополнительно к принятым мерам ввести ежемесячную денежную выплату в размере 0,25–0,5 прожиточного минимума в регионе на каждого ребенка в многодетной семье. Предусмотреть выплаты для всех семей в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией и для семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в остальных регионах. Эту федеральную меру дополнить региональной помощью. С учетом дефицита финансовых ресурсов можно предложить регионам совместно с правительством обеспечить реализацию программы продовольственной помощи, начиная с многодетных семей в размере 0,25–0,5 прожиточного минимума на каждого ребенка в месяц. Две меры в сочетании помогут не только решить проблему бедности в многодетных семьях, но и поддержать местного производителя.

    Также для своевременного возвращения на рынок труда женщин (родителей), имеющих высокооплачиваемую работу, — дать возможность сократить пребывание в отпуске по уходу за ребенком. Разумеется, с выплатой всей предусмотренной суммы отпускных за полтора года на условиях социального контракта Фонда социального страхования с работником и работодателем.

    Если уйти от узкой темы пособий, то нужно подумать о введении семейного налогообложения доходов. Это может быть альтернативой действующего налогообложения доходов физических лиц с введением понижающих коэффициентов на детей. Коэффициенты должны быть такими, чтобы семья с пятью и более детьми уже не платила налогов. Такой механизм, в отличие от действующих налоговых вычетов на детей, позволит повысить экономическую устойчивость семей с детьми и стимулировать экономическую активность родителей.

    Введение новых мер можно начинать поэтапно, начиная с регионов Дальнего Востока. Некоторые из этих мер, например пособия на каждого ребенка в многодетной семье, действуют с 2011 года в Сахалинской области и привели к росту рождаемости и количества многодетных семей.

    Когда мы говорим о пособиях, то говорить должны не о расходах, а об инвестициях в семью, в будущее. Бедность в раннем возрасте — фактор, определяющий негативный вектор социального будущего ребенка на всю жизнь. Бедность и неблагополучие в раннем возрасте воспроизводят себя.

    Каковы же должны быть инвестиции в детство? В 2017 году дефицит доходов среди семей с детьми в России составил около 555 миллиардов рублей, или 0,6 процента ВВП. Для сравнения, по данным Госдумы, размер «детского» бюджета, или всех расходов федерального бюджета на детей, включая материнский (семейный) капитал, составил 0,58 процента ВВП. Чтобы ликвидировать семейно-детскую бедность, нужно удвоить расходы на детей и семью. Без этого мы не только не решим проблемы бедности, но и не сможем повысить рождаемость. Ведь в демографически успешных странах расходы на семейную политику составляют три-четыре процента ВВП. И нам нужно ориентироваться на этот уровень.

    Источник: «Известия»

    Рубрика: Дети

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию