RSS

Блог

  • + 0 -

    15 мая

    Про инновационный бизнес опять забыли?

    Автор: Сергей Фахретдинов, комментариев нет

    Эксперты оценивают, что за 2015-2016 гг. в России произошло улучшение инновационной среды, однако инновационная активность не увеличилась. Согласно рейтингам, улучшились позиции России в «Global Innovation Index» (рост с 48-го до 43-го места) и «Global Competitiveness Index» (с 45-го до 43-го места), также наблюдается сокращение отставания России от стран-лидеров инноваций по 12 из 41 показателя панели управления, относящихся к инновационной среде (в то время как ухудшились только пять).

    При этом мы наблюдаем два полярно-разных направления. Первое – рост на расходы на НИОКР в бюджетном секторе, исследовательская кооперация, спрос на инновационную продукцию со стороны госкомпаний. Второе направление – снижение количества инновационных компаний, низкая патентная активность, формальный подход на спрос инновационных продуктов госкомпаниями, «подгонка» показателей под законодательные нормы и «маскировка» традиционных продуктов под инновации.

    С одной стороны, поддержка от государства значительна, в том числе в части развития стимулирования инновационных закупок крупными госкомпаниями и монополиями. В поддержку инновационной отрасли в 2016 году в законодательную базу было внесено несколько изменений:

    •    Госкомпании должны ежегодно увеличивать свои расходы на закупку инноваций на 5%. (Постановлением №1442 от 25 декабря 2015 года регламентировано, что годовой объем закупки инновационной продукции у субъектов МСП определяется как увеличенный на 5 процентов совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП за год, предшествующий отчетному).

    •    Предложен и утвержден Перечень компаний, которые обязаны совершать закупки инноваций у МСП. (Распоряжением от 21 марта 2016 года №475-р Правительство России утвердило список из 90 компаний и организаций, которые обязаны закупать инновационную и высокотехнологичную продукцию у предприятий малого и среднего бизнеса). Несомненно, это прямой инструмент для развития инновационных производств.

    Проверяет инновационные закупки Корпорация МСП. С 1 декабря 2016 года организация проверяет проекты планов закупок инноваций, с 1 мая 2017 года – отчеты о закупках.

    Но, с другой стороны, существуют барьеры для внедрения инноваций как внутри крупных компаний и поставщиков, так и со стороны регулирования и рынков. В крупных компаниях вследствие короткого горизонта планирования руководство не продвигает инновационную повестку. При этом низкая инновационная активность в течение долгого времени приводит к отсутствию в компаниях компетенций и процессов, необходимых для внедрения инноваций.

    Для инновационного развития поставщиков основными барьерами являются отсутствие у них средств на инновации и ограниченный рынок сбыта из-за высокой степени вертикальной интеграции крупных компаний и барьеров для входа. При этом сложившиеся на российском рынке условия — например, текущая система ценообразования гособоронзаказа и ограниченная конкуренция со стороны иностранных компаний — не создают необходимых стимулов для развития инноваций в крупных компаниях. Наряду с этим у государства отсутствуют стратегический подход к отраслевым стандартам и последовательная политика финансовой поддержки инноваций, что также негативно отражается на инновационной активности.

    Еще одним барьером для внедрения инноваций служит сложная процедура многократного прохождения сертификации продукции при закупках госкомпаний. Конечно, подтверждение качества – неотъемлемая и необходимая часть, но поставщики при участии в закупках с одним и тем же продуктом проходят аналогичную сертификацию в разных компаниях. Бизнес не готов нести высокие затраты на прохождение процедур и отказывается от участия в подобных закупках.


    Для прогрессивного развития инновационной отрасли необходимо решить ряд задач:

    1.     Стимулирование спроса на инновационную продукцию в крупных компаниях, в том числе личная заинтересованность топ-менеджмента во внедрении инноваций;

    2.     Подготовка квалифицированных кадров, начиная с повышения образования среди учащихся, содействие научным институтам, центрам и заканчивая повышением квалификации специалистов компаний, ответственных за закупку и внедрение инноваций;

    3.    Создание работающей системы «одного окна» для инновационных решений в госкомпаниях;

    4.    Создание единых требований к сертификации или создание (аккредитация) отдельного центра, где госкомпаниями будут заданы единые требования к аналогичным инновационным товарам, работам, услугам.

    Развитие инновационной среды в России – выполнимая задача. Но для достижения успеха бизнес-сообществу необходимо объединить свои усилия. Показатели по закупке инноваций должны вырасти и открыть для бизнеса новые возможности.

    Рубрика: Экономика

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию