RSS

Блог

  • + 0 -

    20 августа, 2014

    Пора преодолеть «синдром вахтера»

    Автор: Тахир Мамедов, комментариев нет

    В минувший понедельник в Кирове состоялось весьма важное для деловой жизни региона событие – встреча Секретаря ОП РФ Александра Бречалова и генерального директора АНО «Агентство стратегических инициатив» Андрея Никитина с предпринимательским сообществом региона. Главной темой встречи были итоги исследования состояния инвестиционного климата в регионах по методике Национального рейтинга, проводимого вышеупомянутым АНО по инициативе Деловой России, ОПОРЫ России, и ТПП РФ.

    Данная тема для нас оказалась очень кстати еще и потому, что одним из направлений деятельности Комиссии ОП РФ по развитию малого и среднего бизнеса, в которой я состою с правом решающего голоса, является проблема преодоления административных барьеров. И, как вы прекрасно понимаете, составляющей частью инвестиционного климата, в том числе является и уровень административных барьеров.

    Обсуждая данную проблематику в Комиссии ОП РФ, мы предполагали проведение полномасштабного мониторинга состояния дел в сфере малого и среднего бизнеса. И уже начали его проводить.

    В Общественной палате России созданы 4 Комиссии с экономическим уклоном и, еще одна Комиссия – по вопросам инвестиционного климата имеет прямое отношение к теме форума и к результатам проведенного рейтинга.

    Мы понимаем, что появление любого административного барьера в экономике служит конкретной цели. В одном случае – защита интересов потребителей, в другом случае – недопущение недобросовестной конкуренции, в третьем – обеспечение безопасности на производстве и так далее. Без административных барьеров не обходится ни одна экономика мира, и вряд ли сможет обойтись.

    Но дело не в этом. Малый бизнес в наши дни мне напоминает студента-первокурсника, который возвращаясь поздно вечером в общежитие, сталкивается в проходной с вахтером с каменным лицом. Студент понимает и даже уверен, что у него есть право войти в общежитие и провести ночь у себя в комнате на вполне законных основаниях. Но он робеет перед пронизывающим взглядом вахтера и даже готов поделиться «чем-нибудь» с вахтером, будучи уверенным, что такое его поведение вполне ожидаемо и даже приветствуется.

    В России приняты различные нормативные правовые акты и приняты решения о создании структур при органах исполнительной власти федерального и регионального значения, которые отвечают за состояние данного вопроса.

    Но кто из нас за последнее время был участником или свидетелем ситуации, когда принимается какое-то новое правило, и созданная при органах исполнительной власти комиссия по устранению административных барьеров выдает отрицательное заключение на данный проект, и проект снимают с обсуждения или не принимают? В этих комиссиях, преимущественно заседают те же лица, которые и готовят меры регулирования сферы малого бизнеса.

    Несогласованность ведомств между собой приводит к тому, что принимаемые по предложению одного ведомства нормы сводят на нет старания другого ведомства. Например, в борьбе с незаконным или нелегальным предпринимательством создаются такие несуразные правила прохождения документов через всевозможные инстанции, что с первых дней взаимодействия с государством предприниматель тут же готов пополнить ряды нелегалов. Борьба с фирмами-однодневками привела к нотариальной регистрации сделок с долями в уставном капитале, следовательно, выросли тарифы и сроки для бизнеса.

    Итак, во многих сферах взаимодействия бизнеса и органов, администрирующих их деятельность, отсутствует логика целеполагания.

    Каким видится выход из ситуации?

    Прежде всего, силами самих предпринимателей, их общественных объединений, осуществлять сбор информации и проведение исследований относительно размера и областей применения административных барьеров.

    Параллельно необходимо запустить механизм изучения нового законодательства на предмет устранения административных барьеров. Тут также применим ресурс Общественной палаты в лице ее Комиссии по общественной экспертизе и контролю и по взаимодействию с общественными советами.

    Все эти мероприятия в конечном итоге должны привести, в частности:

    - к сокращению количества организаций, требующих предоставления информации;
    - снижению объема и упрощение процедур предоставления информации, а также уменьшению частоты ее предоставления;
    - совершенствованию и упрощению форм ведения дел малыми предприятиями.

    В вопросе снижения давления на бизнес существенными подспорьем могло бы стать выполнение принятых на федеральном уровне решений о развитии информационного общества. Но эта сфера, на мой взгляд, уже не является только лишь сферой общественного контроля, а вполне может и должна стать предметом реагирования правоохранительных органов. Налицо явный саботаж. Оно и очевидно, чем прозрачнее процедуры, тем сложнее «вахтеру».

    Ведь есть позитивные сдвиги. Создание и работа саморегулируемых организаций. Довольно успешно продвигаются электронные услуги населению. Значит, есть надежда и на то, что когда то бизнес получит-таки более эффективные инструменты взаимодействия с органами, администрирующими сферу экономики.

    Уже назрела необходимость преодолеть «синдром вахтера»!

    Рубрика: Экономика

    Теги: бизнес

Оставьте свой комментарий

Чтобы оставить комментарий, вы должны войти или зарегистрироваться

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Внимание!

Внимание!

Возможность голосования доступна только зарегистрированным пользователям.

Авторизируйтесь или пройдите регистрацию