RSS Eng

03 марта

RSS

ѕечать

»сторические ценности или современна€ дорога?

¬ ќѕ —еверной ќсетии обсудили ситуацию вокруг Ђ«ильгинского городищаї, где при реконструкции дороги были обнаружены исторические артефакты

»сторические ценности или современна€ дорога?

¬о врем€ дорожных работ с использованием т€желой техники при реконструкции дороги « авказ — ст. Ѕатако — ’урикау — ћалгобек — ћоздок» были обнаружены фрагменты керамической посуды, рельефы фундаментов, несколько дес€тков костей и разрушенных катакомбных погребений, «срезана» цитадель городища.

ѕо поручению √лавы —еверной ќсетии ¬€чеслава Ѕитарова работы на объекте остановлены. “еперь чиновники, археологи и общественники ищут, в том числе и на площадке ќбщественной палаты республики, оптимальный вариант решени€ возникшей проблемы.

««начение „«ильгинского городища“ очевидно и непреложно. ќно относитс€ к тем пам€тникам культуры, который невозможно обойти, не привлека€ внимани€. „«ильгинское городище“ известно всем, кто когда-либо слышал об аланах, всему мировому профессиональному научному сообществу. ѕоэтому наша задача — найти единственно верный способ исправить ситуацию, не повтор€ть ошибок, если они есть и воспринимать это как общее дело», — подчеркнул председатель комиссии ќбщественной палаты —еверной ќсетии по вопросам культурного и духовного наследи€, образовани€ и науки, национальной политики –услан Ѕзаров.

÷итадель, окруженна€ рвами (первоначальна€ глубина более 10 м), остатки стен из сырцового кирпича с использованием речного булыжника; городские постройки, многочисленные хоз€йственные €мы... ƒревнее городище, через которое сегодн€ пролегает строительство автотрассы, было сооружено на торговых пут€х из јзии в «ападную ≈вропу предположительно в первых веках нашей эры. Ётот пам€тник хранит в себе огромный пласт исторического материала, но до сих пор мало исследован. ѕлощадь пам€тника — около 1,5 кв. км.

««ильгинское городище» в соответствии с указом ѕрезидента –‘ с 1995 года состоит на государственной охране как пам€тник федерального значени€. ¬первые оно было обследовано в 1969 году. ѕозже в разные годы на этом объекте работали такие известные археологи как ¬ладимир  узнецов, ¬ера  овалевска€, »рина јржанцева. ƒорога была проложена давно. ѕеред нами стоит задача вы€снить — проводились ли археологические исследовани€ перед тем как дорогу заасфальтировали. ¬ насто€щее врем€ мы работаем с архивными документами, чтобы найти материалы, говор€щие о том, что на месте расширени€ трассы уже велись раскопки, и сейчас именно этот участок дл€ археологов не представл€ет ценности«, — сообщила председатель  омитета по охране и использованию пам€тников истории и культуры Ёмили€ јгаева.

«” мен€ как у заказчика была мысль, что проектируема€ реконструируема€ дорога пройдет в тех же геометрических параметрах, что и проложенна€ в советские времена. —оответственно, мы можем в пределах полосы отвода проводить строительные работы. ѕодр€дчик бульдозером подсыпал осыпи, дорожники подбирали то, что с годами осыпалось.  огда вскрыли асфальтобетон, обнаружились первые элементы. –азумеетс€, мы все работы остановили», — рассказал председатель  омитета дорожного хоз€йства республики “ариэль —олиев.

«Ќа стадии проектировани€ были проведены разведки, в результате чего был вы€влен р€д объектов археологии. Ёто — п€ть объектов культурного наследи€, в трех из которых предполагались раскопки и в двух — наблюдение, подразумевающее мониторинг хода строительных работ, когда при по€влении признаков вскрыти€ пам€тников останавливаютс€ работы и заключаетс€ договор на раскопки. »значально дорожники говорили, что будет лишь реконструкци€, что на одно полотно дороги наложат асфальт, и никакого расширени€ происходить не будет. Ќо на деле произошло иначе», — рассказал директор «јрхеологического центра» ‘еликс ƒзуцев.

ѕоиском ответа на вопрос «кто виноват» сейчас занимаютс€ правоохранительные органы. «адача общественников, археологов, экспертов — сообща найти ответ на вопрос «что делать». ѕри этом все единодушны: дилеммы «исторические ценности или современна€ дорога» нет. ќдинаково важны оба объекта.

ќдно из предложений — изменение проекта автодороги с обходом всех объектов культурного наследи€, а это не только ««ильгинское городище», но и Ѕатакаюртский грунтовый могильник. ¬торой вариант — полное археологическое исследование, а затем наблюдение за реализацией уже стартовавшего проекта.

«¬ любом случае необходимо выбрать из зоны, котора€ подвергаетс€ хоз€йственному вмешательству, все, что имеет археологическую ценность, — считает заместитель директора »нститута истории и археологии —еверной ќсетии –устем ‘идаров. — ѕо закону глубокое археологическое исследование с полным изъ€тием артефактов — есть не разрушение пам€тника, а его сохранение».

ѕо подсчетам представител€ јрхеологического центра Ѕориса  араева, необходимо исследовать участок площадью более 5 гектаров с мощностью культурного сло€ 5 метров. —колько на это потребуетс€ времени определить точно можно будет только после зачистки верхнего сло€. ќчевидно, несколько полевых сезонов. ј значит надо решить по какому пути направить временный автомобильный поток. » конечно — определить «цену вопроса». Ќайти археологов, которые займутс€ этим престижным объектом, не проблема.

«ќсети€ — археологический заповедник. Ќаучить помнить об этом и учитывать при любых попытках хоз€йственного вмешательства — важна€ задача. ќбойтись только силами государства невозможно. ¬ этом об€зательно должно участвовать гражданское общество. ¬ данном случает предстоит совместно с заказчиками, инвесторами под общественным контролем, с участием и экспертизой профессионального сообщества определить самый верный путь выхода из сложившейс€ ситуации. —ама€ главна€ итогова€ рекомендаци€ сегодн€шнего круглого стола — найти общий €зык», — подытожил –услан Ѕзаров.

Ќапомним, ситуаци€ вокруг ««ильгинского городища» вызвала широкий общественный резонанс. 20 феврал€ в интернет-пространстве по€вилась петици€, автор которой, гражданский активист, председатель правлени€ Ќационального историко-этнографического общества јлании «”ацамонга» ћарат ÷агараев выступил с требованием остановить разрушение пам€тников истории археологии в ходе реконструкции автодороги.   петиции прилагалс€ фотоматериал, свидетельствующий о том, какой вред нанесен уникальному пам€тнику.

ѕресс-служба ќбщественной палаты –еспублики —еверна€ ќсети€ Ч јлани€

“еги: –еспублика —еверна€ ќсети€ Ч јлани€

јктуальный комментарий

Ќедел€ голосовани€ по  онституции пройдет с 25 июн€ по 1 июл€

  • Ћиди€ ћихеева

    01.06.2020

    Ћиди€
    ћихеева

    «Ќесмотр€ на ограничительные меры и пандемию коронавируса, ќѕ –‘ не прекращала работу по набору и обучению наблюдателей»

  • ћаксим √ригорьев

    01.06.2020

    ћаксим
    √ригорьев

    «” нас уже сейчас более 120 тыс€ч кандидатов в наблюдатели»

  • ≈лена ÷унаева

    01.06.2020

    ≈лена
    ÷унаева

    «ќсобое внимание во врем€ голосовани€ будет уделено безопасности здоровь€ избирателей»

  • ёли€ ќглоблина

    01.06.2020

    ёли€
    ќглоблина

    «ћы все ждали дн€ голосовани€, а получили целую неделю. Ёто здорово, потому что самое главное — безопасность людей»

  • —ергей Ѕурлаков

    01.06.2020

    —ергей
    Ѕурлаков

    ««а весь этот непростой период у людей было врем€ подумать о необходимости и важности вносимых поправок и осознать, что именно они будут принимать это решение»

Ќачались выплаты по 10 тыс€ч рублей на детей с трех до 16 лет

 алендарь событий

предыдущий мес€ц следующий мес€ц  
 

¬ход

¬ойти на этот сайт вы можете, использу€ свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. ¬ыберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

¬ойти под профилем ¬контакте

¬ойти

¬нимание!

√олосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироватьс€