RSS Eng

05 сентября

RSS

Печать

Найти свое место в жизни: возможно ли трудоустроиться выпускникам с ОВЗ?

Проблемные вопросы профориентации и профподготовки молодых людей с различными видами инвалидности обсудили общественники Самарской области

Найти свое место в жизни: возможно ли трудоустроиться выпускникам с ОВЗ?

Состоялось расширенное совместное заседание комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки и комиссии по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов.

Участники заседания — представители профильных общественных организаций и руководители учреждений образования — обменялись мнениями по вопросу повышения эффективности профориентации и профессиональной подготовки граждан с ограниченными возможностями здоровья с учетом потребностей рынка труда.

«Информационным поводом этой встречи стала, несомненно, актуальность рассматриваемой проблемы, а вместе с тем инициатива, с которой выступили представители общественных организаций — победителей первого конкурса президентских грантов этого года на встрече с Губернатором Самарской области в середине июня, — пояснил председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по вопросам образования и науки Вадим Чумак, открывая заседание. — По итогам встречи с Главой региона было принято решение обсудить проблемные вопросы профориентации и профподготовки молодых людей с различными видами инвалидности на площадке Общественной палаты. И мы надеемся, что сегодня состоится обстоятельный и серьезный диалог».

Общественные организации инвалидов не просто привлекают внимание к проблеме профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства людей с ОВЗ, но и предпринимают вполне конкретные усилия на данном направлении. Некоторые крупные социально ориентированные проекты даже получили поддержку Фонда президентских грантов.

Об одном из таких проектов рассказала председатель Правления Самарской региональной общественной организации детей-инвалидов, инвалидов с детства и их семей «Интеллект» Елена Головинская.

«Основная идея проекта — трудоустройство как главный показатель всей системы реабилитации и образования людей с инвалидностью. Наша задача — создать „сеть“: согласовать работу ведомств, организаций, людей, которые сегодня действуют автономно. Цель „сети“ — сделать образование людей с инвалидностью средством обеспечения их стабильного будущего, — подчеркнула эксперт. — С тех пор, как начала действовать программа „Доступная среда“, доступность в образовательных учреждениях повышается, но количество непосредственных адресатов доступности в образовательных организациях в процентном соотношении сокращается. Дело в том, что физическая, архитектурная доступность не означает полной доступности образования. Программа „Доступная среда“ автоматически, без изменения целей и ценностей не работает. Было бы прекрасно, если бы мы сегодня договорились о том, что должны быть разработаны стандарты качества образовательных услуг для ребят с инвалидностью. А главный показатель качества — возможность трудоустройства. Пока же у нас есть целая категория ребят с „невидимой инвалидностью“, которых удобнее замалчивать».

«Количество учащихся с интеллектуальными нарушениями и ментальной инвалидностью в школах Самарской области увеличивается: на данный момент это каждый пятый ребенок с ОВЗ, обучающийся инклюзивно. По нашему убеждению, для таких ребят диагностика и профильное обучение должно начинаться как можно раньше, уже с 5 класса: „образование через всю жизнь“. К сожалению, сегодня модель „индустриального“ образования формирует „навыки прошлого“, готовит учеников к тому, чего уже нет. Система профильного обучения в школе не соответствует структуре и запросам рынка труда. Подготовка к профессиональному самоопределению формальная. Баз для производственной практики у подавляющего большинства школ нет. Школа в принципе не рассматривает подготовку к трудовой социализации как свою главную задачу», — отметила Елена Головинская.

По данным общественников, в Самаре до 80% выпускников школ с ОВЗ и инвалидностью не учатся дальше и не работают. Стоит отметить, что в сельской местности этот процент в разы ниже.

«Только треть школ обеспечивает переход детей в систему профессионального образования. Но в любом случае программы в школе и учреждениях СПО не согласованы. А неэффективность образовательных программ — это не просто потраченные впустую бюджетные средства, это еще и упущенные возможности помощи», — заявила Елена Головинская.

Принявшие участие в заседании представители общественных организаций инвалидов, многие из которых сами воспитывают детей с ОВЗ, подтвердили: ситуация во многих учреждениях среднего профессионального образования выглядит весьма плачевно, а образование молодых людей с инвалидностью и ОВЗ можно назвать «образованием» лишь условно.

«Если в школе в последние годы сделан большой шаг вперед в развитии инклюзивного образования, и дети действительно социализируются, то в системе СПО у них идет откат назад, наблюдается отрицательная динамика. Никакого образования как такового просто нет. Оценки даже на экзаменах ставят „за то, что пришел“. Как итог: на рынке труда есть вакансии, но выпускники с ОВЗ не могут трудоустроиться, в том числе, и в силу низкого качества образования», — считает председатель правления Самарской городской общественной организации детей-инвалидов, инвалидов с детства «Парус надежды» Анна Андриянова.

Огромная проблема заключается в том, что в целом выбор программ для молодых людей со всеми формами инвалидности ограничен, при этом большинство программ СПО по компетенциям не востребованы региональным рынком труда.

«На сегодняшний день только 20% программ профподготовки, — и это 12% учащихся, — обеспечены запросом регионального рынка труда. Обеспечить выбор программ для таких учащихся можно только через раннюю профориентацию. Но система подготовки к трудовой социализации непрозрачна и непонятна родителям. Решения о поступлении в профессиональные образовательные организации принимаются вслепую. При этом педагоги подвержены стереотипам и предубеждениям. Программы определяются имеющимися кадрами и традициями, а не интересами и возможностями ребенка, не запросам рынка труда», — подчеркнула Елена Головинская.

По ряду обозначенных проблемных вопросов профильные общественные организации уже сегодня готовы «протянуть руку помощи» органам управления образованием. Так, разработаны программы тренингов для педагогов и работодателей и обучающих семинаров для родителей, созданы и размещены на просторах сети Интернет открытые базы данных об образовательных ресурсах Самарской области, обеспечивающих трудовую адаптацию и интеграцию людей с ментальной инвалидностью.

Есть в регионе и положительные примеры работы образовательных организаций с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Например, серьезно и профессионально поставлена работа в ГБОУ Самарской области «Школа-интернат № 117 им. Т.С. Зыковой для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г.о. Самара».

Как сообщил заместитель директора учреждения Сергей Санников, все выпускники школы-интерната поступают в техникумы и колледжи. Впрочем, с одним «но»: многие успешные ребята уезжают учиться в другие регионы, поскольку образовательные организации Самарской области не могут обеспечить им необходимые условия (в частности, не имеют ставки сурдопедагога).

«У нас не так много школ-интернатов, работающих с детьми с ОВЗ. Надо выстраивать их взаимодействие с системой СПО», — выразила уверенность председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по демографической и семейной политике, делам ветеранов и инвалидов Светлана Полдамасова.

К слову, и примеры такого успешного взаимодействия в регионе тоже есть: ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с. Старый Буян» активно работает с Губернским колледжем м.р. Кошкинский, сопровождение обучающихся обеспечивается в том числе на социально-бытовом уровне.

«В этом году открыто новое направление подготовки — „Овощевод“. Это большой прорыв, и это благодаря взаимодействию с минобром. На следующий год планируется еще одна новая специальность: в сфере обслуживания. Практически все ребята трудоустраиваются, социализируются. Это готовый кейс. А главное — мы знаем ситуацию и знаем, что можем на нее повлиять», — отметила Елена Головинская.

Еще буквально полтора десятилетия назад людей с инвалидностью вообще «не замечали», а сегодня есть движение в правильном направлении, — обратила внимание заместитель министра — руководитель департамента профессионального образования и организационной деятельности министерства образования и науки Самарской области Ольга Лысикова.

«В настоящее время заметно повышается уровень запросов лиц с ОВЗ на получение среднего профессионального образования. В 2018/2019 учебном году программы инклюзивного профессионального образования реализовали 56 государственных профессиональных образовательных организаций Самарской области. Это 89% ПОО. Сегодня система профобразования насчитывает порядка 1300 человек обучающихся с различными видами нарушений здоровья —2,32% всех обучающихся в ПОО, — сообщила замминистра. — Для обучающихся с ОВЗ с различными формами умственной отсталости, не имеющих основного общего или среднего общего образования, ежегодно выделяется более 300 мест на обучение по программам профподготовки за счет средств областного бюджета. В этом году министерством открывается подготовка по новым программам, таким как „Рабочий по благоустройству населенных пунктов“, „Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий“, „Укладчик-упаковщик“. В дальнейшем будет продолжена работа по корректировке программ профобучения с учетом предложений коллег из общественных объединений».

Совместно с представителями профильных общественных организаций в 2019 году был разработан и начал реализовываться план взаимодействия по организации инклюзивного профессионального образования в Самарской области, — рассказала Ольга Лысикова.

Мероприятия плана включают тренинги для преподавателей, работающих с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, семинары для родителей, мероприятия по сопровождению профессионального самоопределения и содействия в трудоустройстве выпускников с ОВЗ и инвалидов: дни открытых дверей в ПОО, презентации и встречи с работодателями и пр.

Проблему недостаточной информированности родителей в министерстве тоже осознают. Так, по заказу министерства разработан сайт «Куда пойти учиться», консолидирующий информацию о правилах выбора профессии, ПОО и специальностях которые можно в них получить; здесь можно найти информацию и о возможностях получения профобразования лицами с инвалидностью и ОВЗ. Последние могут также пройти на бесплатной основе комплексную консультацию в Центре профессионального образования Самарской области.

«В 2018 году удельный вес численности выпускников ПОО из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности составил 67,5%. И это выше, чем уровень трудоустроенных „обычных“ выпускников», — подчеркнула Ольга Лысикова.

Как заверил заместитель руководителя департамента занятости и трудовой миграции министерства труда, занятости и миграционной политики Самарской области Александр Дорофеев, активно работает и областной минтруд. Совершенствуется нормативно-правовая база, с этого года появилась новая госуслуга — содействие трудоустройству граждан с инвалидностью.

«В вопросах обеспечения занятости инвалидов Самарская область на сегодняшний день полностью перешла от заявительного принципа к инициативному адресному подходу, направленному как на самих инвалидов, так и на работодателей, что позволило достичь самых высоких значений показателей за все время работы службы занятости региона: уровень трудоустройства инвалидов, обратившихся в службу занятости, достиг на сегодняшний день 57,0%. Это 27 место в рейтинге субъектов РФ», — отметил Александр Дорофеев.

Не отрицая большой работы, проводимой в стенах профильных министерств, представители общественных организаций все же настроены далеко не так оптимистично.

«Практика показывает, что работодателям проще оплатить штраф за то, что они не взяли инвалида, или платить минимальную зарплату инвалиду, но не допускать его к реальной работе», — заметила руководитель Самарской городской общественной организации инвалидов «Диана» Наталия Ермолюк.

Работодатели не знают, не понимают, что такое инвалиды и на что они способны, поэтому и боятся таких работников, — уверена руководитель региональной общественной организации инвалидов стомированных больных «Вместе» Татьяна Борисова.

Работа ведется, — заверил Александр Дорофеев. В частности, работодателей «просвещают» через советы работодателей, созданные при всех центрах занятости. Но очевидно, что чтобы изменить сознание, нужен не один день.

«Ничто не делается за один день, — подчеркнула и Ольга Лысикова. — Сегодня есть План, в основу которого легла позиция, согласованная с общественными организациями, мы понимаем, что делать, работа начата, и она будет вестись».

При этом замминистра пообещала немедленно принять меры по тем конкретным негативным примерам, которые были озвучены общественниками в ходе заседания.

Одним из таких крайне негативных примеров является ГБПОУ СО «Самарский многопрофильный колледж им. Бартенева В.В».

«Особое внимание мы призываем обратить на те социально-бытовые условия, которые созданы, — а точнее не созданы вовсе, — для обучающихся в этом учреждении детей, среди которых множество детей-сирот, молодых людей с ОВЗ, — отметила Светлана Полдамасова. — Хотелось бы заострить внимание на аспекте, который зачастую уходит из поля зрения. Ведь нередко думают, что если есть пандус, то доступная среда создана. Это не так. Существует множество категорий инвалидности, в том числе, и ментальная инвалидность. В Санкт-Петербурге есть профессионально-реабилитационный центр, целью которого является интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в социально-трудовую жизнь. В этом центре проводится профессиональная диагностика и профессиональное обучение, организуется практика на предприятиях, и центр полтора года мониторит, как его выпускники трудоустроились, помогает в дальнейшем трудоустраиваться. Создание такого центра необходимо и в нашей области».

«Мы сегодня напрямую довели свои озабоченности до министерства образования и науки, и полагаю, что поднятые вопросы не останутся без внимания. Высказанные предложения представителей общественности могут быть включены в план мероприятий, о котором сегодня неоднократно упоминалось, и это положит начало реальному движению по исправлению озвученных проблемных моментов», — резюмировал Вадим Чумак, подводя итоги обсуждения.

Пресс-служба Общественной палаты Самарской области

Теги: Самарская область

Вход

Войти на этот сайт вы можете, используя свою учетную запись на любом из предложенных ниже сервисов. Выберите сервис, на котором вы уже зарегистрированы.

Войти под профилем Вконтакте

Войти

Внимание!

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи.

войти зарегистрироваться